Дорожка света в воде извивалась и блестела, как змея. Лампа на вершине маяка замерла в одном положении, словно вглядываясь во тьму и силясь разглядеть там нечто. Немигающий глаз указывал путь прямо на прибрежные скалы. Между ними болталась деревянная полусгнившая бочка, обмотанная верёвкой.
Свет они увидели издалека, как и скалы, на которые несло их корабль. Шторм не позволил им свернуть и спастись.
«Мы летели на этот свет, как мотыльки на свечу…»
От берега шла цепочка мокрых следов босых ног. Она выжала подол, но от этого было толку мало. Всё платье напиталось водой, и каждый шаг давался ей с трудом.
«Как я вообще смогла доплыть до берега? Видимо, и правда – страх за свою жизнь прибавляет сил…»
Хорошо, что она научилась плавать. Она так решила, когда в детстве чуть не утонула на озере. Она решила перевести дух и оглянулась на море. В свете маяка на волнах трепыхались обломки корабля «Фетида».
«Мы так и не добрались до большой земли…»
Но сейчас это уже было не так важно. Ей надо было найти своего сына. Но должен был быть где-то на этом острове.
Поэтому ей нужно идти к маяку, где горит свет.
***
Чай в жестяной кружке пах лесными травами и хвоей. От этого аромата становилось чуть уютнее и спокойнее.
– Главное, чтобы этот покой не стал вечным покоем, - проворчал смотритель маяка, вороша поленья в печке. Затем н закрыл заслонку и посмотрел на свою нежданную гостью.
Фетида пришла ненастной ночью. Бледная, насквозь промокшая и перепуганная женщина сидела у печки на стуле, опустив голову. Сухое полотенце лежало рядом на столе – она к нему даже не притронулась. Как и кружке горячего чая, которую протянул ей смотритель маяка.
Мужчина вздохнул, отставил кружку и сел напротив женщину. С минуту они сидели неподвижно и молчали. Затем смотритель вздохнул, достал кисет с табаком, набил трубку и раскурил её от горящей щепки.
– Так значит…. Вас зовут Фетида? – спросил мужчина.
– Да, - соврала женщина, не поднимая головы.
– Вот оно как… Меня зовут Виктор, будем знакомы.
Женщина замерла, потом подняла голову и посмотрела на смотрителя так, словно услышала что-то родное.
– Ах, нет, простите. Вы – не он.
– Кто именно?
– Мой сын. Его тоже зовут Виктором. Звали… Нет! Зовут!
Последние два слова женщина прокричала.
– Простите…
– Ничего, ничего. Это имя весьма распространённое. Мало ли Викторов ходит по земле или плавает в море?
– Верно…
Смотритель встал и подошёл к окну. За потоками холодной воды, текущей по стеклу, он пригляделся к прибрежным скалам.
– Такая страшная ночь… А маяк-то на острове. Как же вы сюда попали, Фетида?
– Наш корабль, шторм, вы видите его. Мы налетели на скалы, не понимаю как так вышло? Свет маяка указывал именно на них и мы на них и напоролись!.. Почему так? Почему?
– Успокойтесь, прошу вас.
– Я не могу успокоиться! – закричала женщина. – Мой сын был со мной! Там, на этом проклятом корабле! Нам не надо было садиться на него вообще! Не надо было…
– Где может быть ваш сын?
– Я привязала его к бочке, чтобы он выплыл, чтобы не утонул! Я сказала ему плыть к берегу, если сможет! Да, он точно доплыл, я уверена в этом! Виктор умел плавать, умел.
Смотритель внимательно оглядел женщину и вновь затянулся трубкой.
– Если доплыли вы, то и он смог. Здесь на острове не только маяк есть, ещё несколько построек, я их на засовы запираю. Он мог укрыться там.
– Да, да.
– Сейчас мы его точно не найдём. Ночь, дождь, ветер. Слишком опасно выходить, самих ещё в море унесёт. Бывали случаи…
Фетида кивнула несколько раз, затем всё же взяла кружку со стола. Выпив чай, она устало вздохнула и заснула сидя на стуле. Смотритель убедился, что она крепко спит, затем погасил трубку, надел плащ, взял с крюка на стене горящий фонарь и вышел за дверь.
***
Казалось, что этот остров был заброшенным и потерянным во времени. Хотя, если присмотреться, то с камней на северном берегу можно было разглядеть очертания большой земли где-то вдалеке, на горизонте.
Маяк стоял у восточного берега, упираясь в скалы. Краска на его боках давно облупилась и висела струпьями, из-под неё выглядывали потемневшие от старости камни. В паре окон не хватало стёкол. Верхняя часть тоже была разбита ветрами и сильными дождями. Одна часть перил оплавилась – видимо, туда каким-то образом ударила молния.
В середине острова раскинулась широкая зелёная поляна, на которой не росли цветы. Недалеко от неё, на пригорке стояло небольшое строение, оказавшееся небольшим погребом. Над входом в него почему-то был вбит деревянный крест.
На юге острова была небольшая природная бухта, где располагался причал, и ютилась маленькая лодка, накрытая брезентом. От причала к погребу вели небольшие рельсы – видимо, для транспортировки грузов и прибывающих кораблей.
– Откуда вы пришли? – спросил смотритель, вновь набивая трубку.
– Там, кажется, – Фемида указала на западный берег, весь усеянный острыми скалами.
– М-да, там опасное место. Мель и камни эти – неудивительно, что корабль утонул. Ладно, идёмте.
Никаких обломков корабля не было среди скал. Ни досок, ни кусков каната – словно и не было никакого корабля.
***
***
– М-да, видимо, в море унесло всё, что было. Шторм-то какой был.
Фемида в растерянности смотрела на пустой берег. Она же помнила, что корабль раскололся надвое и носовую часть, где она оказалась, прибило к скалам. Насадило на них, как на частокол. Она упала в воду, чуть сама не напоровшись на острые камни, выплыла и побежала за помощью.
Сын был с ней, это точно.
– Где всё? Где?..
– В море унесло, можно ещё посмотреть, но вряд ли…
– Мы можем пройти по берегу?
– Да, конечно.
Женщина и смотритель стали идти вдоль берега, пытаясь найти хоть что-то от остатков утонувшего корабля. Но ничего там не было.
– Такое чувство, будто я – единственное доказательство того, что корабль существовал… - прошептала женщина, вытирая слёзы с щёк. – Вы ведь… Вы ведь уже сообщили о случившемся? На большую землю, сообщили, да?
– Да, конечно, – соврал смотритель.
– Спасибо, спасибо вам…
К погребу они подошли в последнюю очередь. Дверь на нём была не заперта, засов лежал рядом со входом. Когда они спустились вниз, то увидели, что на полу, среди ящиков с припасами, лежит полугнилая бочка, обвязанная канатом. На её боку ещё виднелась надпись «Фетида».
А в это время, на вершине запертого маяка,на старом матрасе порыв ветра чуть пошевелил игрушечный кораблик.
***
Это была та самая бочка, Фетида узнала бы её из всех. И канат был тем же… Значит, её сын точно на этом острове! Стоп, она заснула, кажется… Который сейчас час?
Женщина провела ладонью по лбу и осмотрелась. Да, бочка всё ещё была здесь, перед ней. А где смотритель? Почему его здесь нет? И почему она заснула? Он её чем-то опоил?
Фетида вышла из погреба и поняла, что уже наступил вечер. Солнце клонилось к закату и закатывалось за горизонт. Никого вокруг не было. Она позвала Виктора – никто не ответил.
Женщина бросилась к маяку – дверь его оказалась распахнутой. Она снова позвала Виктора – и вновь её никто не откликнулся.
– Надо вызвать помощь…
Она подошла к рации, но кнопки на ней не работали и не нажимались.
«Связи нет…»
Дверь на вершину маяка оказалась открыта и Фетида пошла наверх. Странно, почему ей так тяжело идти по этим каменным ступеням? Виктор всё ещё не отзывался.
Наверху было ещё холоднее чем внизу. Октябрьский промозглый воздух пронизывал насквозь. Большая земля отсюда казалась ещё более далёкой, чем с прибрежных скал.
«Если подумать, то это единственно место на острове, где мы ещё не смотрели… Где же Виктор?»
Фетида пошла вдоль оплавленных перил – и затем она увидела матрас. Она схватила старую игрушку с него и стала её рассматривать. На её дне было написано имя её владельца.
Прижав к себе игрушку, Фетида вновь позвала Виктора. И вновь тишина. Через сумерки она услышала звуки горна и обернулась на них.
К острову вновь приближался корабль.
Женщина схватила подзорную трубу, непонятно каким образом, оказавшуюся рядом с матрасом и посмотрела на корабль. Потом поняла, что не знает, как включать маяк, а смотрителя рядом нет. Затем, она побежала вниз по лестнице, чуть не падая со ступеней, выбежала из маяка и помчалась к пристани.
Виктора не было и там. Но он был на палубе того корабля, который шёл прямо на скалы острова. Она видела его через подзорную трубу, как и название корабля – «Фетида».
На этот раз она успеет.
Женщина скинула брезент с лодки, оттащила её к воде и взяла вёсла. Да, корабль обречён, но не её сын – на этот раз она его спасёт.
– Виктор, держись, мама идёт, – сказала женщина и направилась к кораблю.
***
Виктор сидел на камне, заросшем мхом, и курил трубку.
Она опять приходила – вот уже который год именно в этот день. В день, когда «Фетида» налетела на прибрежные скалы острова. Маяк не работал в ту ненастную ночь – смотритель был пьян, а его сменщик не смог прибыть из-за шторма.
Мать спасла его тогда – успела привязать к бочке. Он выпрыгнул за борт, волны его сами вынесли на берег. Мать не спаслась – она осталась на корабле. Расколотый надвое ударом о скалы, он быстро затонул, а волны унесли его с собой прочь от острова. Виктор спрятался в погребе, а наутро мальчика нашли смотритель маяка и его сменщик.
Прошло много времени – а он всё так и не смог покинуть этот остров, который отнял у него мать. Каждый год она приходит в ночную бурю в этот роковой день. Каждый год она ищет его и не может найти.
– В первый раз я сказал ей кто я. Она не поверила и не вспомнила меня. Сколько ещё будет это продолжаться? Когда же она упокоится наконец?
Трубка курилась, Виктор мрачнел. Маяк всегда ломался именно в день годовщины кораблекрушения. Сколько бы он или его напарники ни старались – всё было без толку. Фонарь отказывался поворачиваться и светил в море, указывая путь кораблю-призраку, на котором всё ещё плыла мать Виктора. Дошло до того, что другие смотрители отказывались дежурить в этот день – и с призраком всегда встречался только Виктор.
Трубка погасла. Виктор выбил её об колено, поднялся на ноги и взял лопату. Он сорвал крест, который был прибит к погребу – он установил его в первый день своего дежурства на маяке. Несколькими ударами лопаты он расколол бочку со сгнившим канатом и бросил её останки в яму. Засыпав их сырой землёй, он установил над импровизированной могилой крест, на котором написал имя своей матери.
Виктор постоял минуту возле могилы, а затем направился к причалу. Ещё предстояло достать из воды останки лодки, разбившейся о скалы.
Автор: Кассандра Тарасова
Источник: https://litclubbs.ru/articles/71612-majak.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Оформите Премиум-подписку и помогите развитию Бумажного Слона.
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: