Найти в Дзене
журнал Рыбалка GROUP

Аэролодки: от туполевских амфибий к современным моделям

Не раз в истории человечества происходило такое событие. Изобретается какое-то приспособление, но, в силу различных причин, экономических или технологических, инновации не получается и изделие в серию не идет, и большим спросом не пользуется. Но, проходят годы, а иногда и десятилетия и, человечество, шагнув на несколько ступеней вверх, оглядываясь назад, вытаскивает из «запасников» какие-то свои заделы. И они, в новых условиях, на новом технологическом уровне, производят уже фурор. Одним из таких изобретений, были аэролодки или аэроглиссеры. Идея быстрого движения по воде началась ещё в самом начале прошлого века в Америке, потом в Европе. Мысль была проста - убрать гребной винт из воды и заменить его воздушным винтом. Выигрыш в проходимости очевиден, но маневренность снижается, да и экономичность поездки возрастает. Подобная идея была реализована и в СССР постройкой «аэросаней-амфибии» в Туполевском КБ. И движки там ставились самолетные с самолетным же топливом и расходами. Но, для тр

Не раз в истории человечества происходило такое событие. Изобретается какое-то приспособление, но, в силу различных причин, экономических или технологических, инновации не получается и изделие в серию не идет, и большим спросом не пользуется. Но, проходят годы, а иногда и десятилетия и, человечество, шагнув на несколько ступеней вверх, оглядываясь назад, вытаскивает из «запасников» какие-то свои заделы. И они, в новых условиях, на новом технологическом уровне, производят уже фурор.

Одним из таких изобретений, были аэролодки или аэроглиссеры. Идея быстрого движения по воде началась ещё в самом начале прошлого века в Америке, потом в Европе. Мысль была проста - убрать гребной винт из воды и заменить его воздушным винтом. Выигрыш в проходимости очевиден, но маневренность снижается, да и экономичность поездки возрастает.

Подобная идея была реализована и в СССР постройкой «аэросаней-амфибии» в Туполевском КБ. И движки там ставились самолетные с самолетным же топливом и расходами. Но, для труднодоступных районов это был рабочий вариант служивший верой и правдой долгие годы. Говорят, что даже сейчас есть лодки на ходу.

Но, у туполевской модели корпус металлический, он так не амортизирует при движении по пересеченной местности, как, скажем, корпус надувной лодки из современных материалов. Особенно, если модель с надувным корпусом защищенным «чешуей» из пластика низкого давления. Хотя, опытные модели АЭРОЛОДОК (а именно так, на мой взгляд, правильно, называются подобные транспортные средства) от компании Посейдон, которые мне впервые довелось увидеть «в живую», были при рождении пайольными.

-2

Их доработка заключалась в установки распределенной по кокпиту трубчатой рамы с моторной площадкой и воздушными рулями управления. Пост шкипера был вынесен вперед и закрывался тентом, под которым и находился экипаж во время движения. В качестве двигателя использовались специализированные двигатели ROTAX, одни из немногих, что сертифицированы для воздушного транспорта из-за своей высочайшей надежности. Это всё было достаточно просто, хотя и не очень дешево.

🎯 ПОДПИШИТЕСЬ НА РЫБОЛОВНЫЙ ЖУРНАЛ И ЧИТАЙТЕ ЕГО БЕСПЛАТНО

Но основной проблемой стал подбор материала для днища. На чем аэролодка будет скользить по воде, по льду, иногда по траве…песку и камням. После перебора вариантов из тефлона (фторопласт 4… им покрывают подошвы слаломных и прыжковых лыж) и капролона, остановились на последнем. По качеству ненамного уступает тефлону, но значительно дешевле. Лодка всем понравилась, но большого спроса на неё, к сожалению, не было… Прошло ещё несколько лет и… начался БУМ… просто взрывной рост спроса на подобную технику.

Что же произошло?

1. Появились относительно недорогие китайские двигатели, изготовленные по лицензиям ведущих мировых производителей Honda и Briggs & Stratton, которые по своим показателям надежности лишь немногим уступали Ротаксу, но были вполне пригодны для оснащения аэролодок.

2. Получил широкое распространение полиэтилен низкого давления из которого, относительно не дорого, можно сделать «подошву» аэролодки, так называемую – ЧЕШУЮ.

Всё это вместе взятое, инсталлированное на надувную лодку с НДНД и позволяло изготовить небольшую, относительно недорогую, аэролодку.

Но, здесь была небольшая засада…Условный КПД или эффективность воздушного винта заметно ниже, чем гребного винта, находящегося в воде. А это, в свою очередь, требует увеличения мощности мотора, если мы хотим разогнать, скажем небольшую двухместную лодку до скорости глиссирования на воде. В этой ситуации нужно минимум 15 лс. А по существующим в РФ Законам, транспортное средство с таким двигателем уже требует регистрации. А раз регистрация, то это регулярные ТО и документ, дающий право управления аэролодкой. Сейчас они регистрируются в ГИМС МЧС, как суда ОСОБОЙ КОНСТРУКЦИИ с аэроустановкой /аэродвижителем.

Такое судно приобретает практически вездеходные свойства на снегу и на льду. Препятствиями могут быть камни, высокие торосы, густая прибрежная трава и другая прибрежная растительность. А также крутые склоны и узкие проходы/просеки. Если в мороз после поездки на воде, лодка длительное время остается на снегу, то у неё появляется шанс примерзнуть, несмотря на низкую обмерзаемость полиэтилена.

И в завершение хочу отметить, что любой потенциальный покупатель аэролодки должен для себя не только решить вопрос с хранением и транспортировкой аэролодки к месту её эксплуатации, но и закончить курсы обучения, познакомиться как с теоретическими аспектами владения и эксплуатации, так и получить первичные навыки управления в реальных ледовых/снежных условиях. Санкт-Петербургские Мореходные Классы дают такую возможность.

автор: Владимир Колгин

Читайте ЗИМНИЙ ❄️🎣 выпуск журнала «Рыбалка GROUP» 12/2025

Читайте нас в офисе, дома, метро и на рыбалке! Журнал можно сохранять, скачивать и читать без ИНТЕРНЕТА!

ПОДПИСАТЬСЯ на ЖУРНАЛ /канал  VK/ наш САЙТ/Тelegram-канал

Советуем почитать:

👉 Что может ждать весной. Не совсем о консервации лодок

👉 Легкие лодки для рыбалки: рыбалка там, где вы захотите

👉 Как согреться в лодке рыболову. Самые простые и действенные решения