Конец навигации уже совсем близко, а рыба, особенно хищник, как назло, стала активной. Осень – это не лето и даже не зима. Осенью на воде холодно, промозгло и неуютно. И хочется тепла, причём не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле.
И как согреться на воде бедному рыболову или водномоторнику, если исключить традиционный термос с чаем и другие горячительные напитки (за употребление которых на воде, кстати, с недавних пор можно вполне реально нарваться на штраф, лишиться удостоверения на право управления маломерным судном и, как вишенка на торте, забирать судно со штрафстоянки)?
Самое простое и действенное решение для судов с жёстким корпусом – установка автономного дизельного обогревателя. Места они занимают немного, работают относительно тихо, а расход топлива практически незаметен. Единственное условие – при его установке необходимо обеспечить вывод отработанных газов за пределы кокпита, иначе есть риск отравления продуктами сгорания. Подключаются такие обогреватели в бортовую сеть 12 В с помощью прямого подключения или через разъём автомобильного прикуривателя.
Если такой возможности нет, то в качестве источника электрического тока можно использовать автомобильный аккумулятор. С помощью гофрированных труб можно сделать разводку подачи тепла по зонам внутри кокпита, например, в ноги водителю и пассажиру. Что касается выбора мощности обогревателя, то, как показала практика, на корпус вроде «Прогресса» или «Казанки 5М4» вполне достаточно 5 КВт. Даже на ходу и без тента, при правильной установке воздуховодов, ногам тепло. Если рассматривать обогреватель большей мощности, например, на 12 КВт, то при условии закрытого тента на тех же корпусах можно находиться в футболке, шортах и шлёпанцах и чувствовать себя в Ташкенте, а в это время снаружи будет идти ледяной дождь со снегом, и температура неумолимо приближается к нулевой отметке. Такую же систему можно установить и на РИБ-ах, особенно если на них есть рубка или тент.
Преимущество установки автономных дизельных обогревателей в том, что многие модели имеют возможность дистанционного управления, что позволяет включать их заранее и садиться в уже прогретый РИБ или катер. Стоимость таких обогревателей в среднем составляет от 17 000 до 40 000 руб. в реальных магазинах, ну а на маркетплейсах можно найти варианты в разы дешевле.
Ну а что же с надувными лодками из ПВХ?
По понятным причинам установить в них такое оборудование нельзя, а использовать жаровню с углями крайне нежелательно, так как в худшем случае можно не вернуться с рыбалки, а в лучшем – пополнить ряды обратившихся в сервисные центры для заклейки прожжённых баллонов. Почему специально пишу это здесь – потому что случаи уже были. Притом вполне реальные. Более того – владельцы таких сгоревших лодок выглядели вполне себе обычными людьми без признаков девиантного поведения при общении. Но факт есть факт в описании причины повреждения были слова «грелся мангалом, установленным в кокпите надувной лодки».
Так что же делать владельцам надувных лодок для сохранения тепла в осенний период?
Первое, о чём необходимо позаботиться – минимизировать ветровую нагрузку. Поверьте – даже самый простой носовой ходовой тент существенно улучшает самочувствие капитана и экипажа, особенно в движении. Ветер не дует – ледяные брызги в лицо не летят. Уже хорошо. Второе – если лодка штатно оборудована фальшбортами, то и ветра внутри кокпита будет существенно меньше. И чисто психологически это лучше. Проверено лично на весенней и осенней Ладоге. Так что, если планируете осенние рыбалки на моторной лодке из ПВХ, то либо сразу выбирайте модель с тентом и фальшбортами, либо заказывайте и устанавливайте их отдельно.
Второе, о чём нужно подумать – это правильно подобранная одежда и обувь. Здесь используем принцип многослойности на все 100 процентов. Первый слой термобелья из впитывающего материала, второй слой термобелья из шерсти, флисовые куртка со штанами и сверху ветро-влагозащитная одежда. На ноги сначала носки из х/б, потом флисовые или неопреновые и сапоги ПВА.
А если поверх того надеть ещё костюм–поплавок, балаклаву или шейный платок, шапку с перчатками, то всё – о холоде можно забыть. Скорее всего, будет даже жарко.
Ну а для любителей современных технологий можно посоветовать одежду и аксессуары с электроподогревом, благо вариантов на тех же маркетплейсах масса. Плед с подогревом можно использовать и как накладку на сидение, и как собственно плед – если укутать в него ноги. Про куртку или жилетку говорить не нужно – и так всё понятно. И самое главное, что для работы таких аксессуаров достаточно иметь с собой компактный внешний аккумулятор или пауэр-банк емкостью 30 000 – 50 000 мАч, так как подключается такая одежда через разъём USB. Стоимость пледов или жилеток с подогревом начинается на маркетплейсах с 2000 руб., что в общем совсем не дорого, учитывая их функциональность.
Ну а из полезных аксессуаров, которые помогут согреться на воде осенью, особенно отмечу карманные грелки для рук. Работают они на бензине и позволяют быстро согреть озябшие и мокрые руки, что на рыбалке особенно ценно.
автор: Павел Прудников
НОВЫЙ НОМЕР журнала «Рыбалка GROUP» 10/2025
Читайте нас в офисе, дома, метро и на рыбалке! Журнал можно сохранять, скачивать и читать без ИНТЕРНЕТА!
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ /КАНАЛ VK/ НАШ САЙТ
Советуем почитать:
👉 Что изменится для лодочников и отдыхающих на воде. Новые правила с 1 сентября 2025 года
👉 Несколько вопросов о Законе о безопасности людей на водных объектах
👉 Битва характеров: BAIKAL 360 F9.8MS vs BAIKAL 380 T9.9MS ENDURO