Рассказы о необходимости консервации лодки и мотора на зиму, думаю, что никого уже не заинтересуют, так как всё об этом можно прочитать и в Инструкции и в Руководстве пользователя. Техпроцессами этого действа, в разной степени достоверности, заполнено все пространство Интернета…Стоит только в поисковиках набрать первые два слов.
Подходов, на самом деле, довольно много и зависят они от условий хранения лодки и мотора в зимний период, который для некоторых может длиться с конца сентября и аж по май. Но, не у всех коллег есть такая возможность – хранить и лодку и мотор в теплом, хорошо вентилируемом сухом помещении, куда доступ запрещен всем, кроме хозяина этого оснащения.
В этом случае, цена «лени» совсем не высока. И звоночек может «прозвучать» лишь через 10-15, а то и более лет. Особенно, если мотор и лодка бережно эксплуатируются, мотор не используется в режиме ледокола или «болотохода» и вовремя смазываются все трущиеся поверхности, вовремя меняется масло в редукторе и, свечи зажигания. Знаю несколько таких пользователей, которые имеют возможности такого теплого хранения и особо не заморачиваются на консервацию и расконсервацию своих двигателей. Это их выбор, хотя и немного спорный, но по результатам пока, как говорится, «придраться не к чему».
Немного другое дело, когда для длительного хранения используется помещение, в котором температура воздуха, как и на улице. И запоры стоят только от людей. А для непрошенных гостей… из не совсем домашних животных и …грибов, вход свободный. А вот здесь уже могут быть и сюрпризы, как правило, не из приятных…При регулярном общении с ведущими специалистам по ремонту лодок в Питере, можно в общих чертах представить себе какой объем работ ими выполняется в течение года и особенно, по весне. Наряду с «косяками», полученными в процессе эксплуатации, они обычно делают акцент на особенностях хранения лодок из ПВХ.
На что хочется обратить внимание…При нарушении правил хранения лодок, они начинают течь… у транца. Причина, как это не покажется странным, в ГРИБАХ.
Точнее - в грибках, в обычной плесени. Кто-то считает, что на морозе она- плесень или они – грибки погибают и навредить не могут. Но, они живучие и даже мороз в -70С им не страшен. А вот когда тепло и сыро, это их любимые условия.
С осени лодку промыли, но… полностью не высушили. Особенно, если это притранцевая зона. Лодка завернута и хранится в гараже. Осенью и зимой визуально ничего не видно, а уже весной по стыку транца и трансхолдера могут появиться первые следы. Пока это на поверхности ПВХ опасности нет, а стоит грибкам добраться до дерева, даже самого хорошего, ламинированного, как возникает серьезный риск… Транец не устоит. Как правило, уже к осени, фанера может приобрести вот такой вот неприглядный вид…(ФОТО 1 и 2).
А это замена транцевой доски …со всеми вытекающими. Если же лодка с осени не помыта и на её поверхностях оставлены следы какой-то органики: следы пребывания рыбы на борту или человеческой пищи, то очень велик шанс, что лодка станет бесплатной столовой для крыс и мышей. А возможно, что и новым домом, в котором хвостатые бестии наверняка проведут перепланировку. Размер новых входных и выходных отверстий может удивить непосвященного и сильно расстроить владельца лодки…своим количеством (ФОТО 3 и 4).
Ещё один аспект зимнего хранения в холодном гараже заключается в том, чтобы сложенную лодку, по возможности, не кантовать и уж, тем более, в мороз не сворачивать и не разворачивать. Чтобы не получить заломы. Сами по себе они не очень опасны, но внешний вид, особенно, если лодка готовится к продаже, они портят сильно. Это касается в первую очередь ткани темных тонов. Знакомому по этой причине весной не удалось продать лодку. Всё полностью исчезло только летом, когда материал несколько раз хорошо прогревался на солнце.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РЫБОЛОВНЫЙ ЖУРНАЛ И ЧИТАЙТЕ ЕГО БЕСПЛАТНО
И про моторы…
В этот раз ограничусь парой примеров из прошедших лет..
1. Заботливый хозяин на завершающей сезон рыбалке провел консервации своего двигателя путем впрыскивания в карбюратор консерванта и полной выработки топлива. Уже на берегу, отвернув свечи, забрызгал консервант и в цилиндры. Казалось бы, всё по науке, но... на улице был небольшой минус, в машине, разумеется тоже и он положил мотор на своё место в багажник. Не слив при этом воду из системы.
Мотор перезимовал в холодном гараже, а весной отказался заводится. На одной из свечей была обнаружена вода. Проблема не очень критическая, но потребовалась замена прокладки. Не слитая вода при замерзании и расширении, сделала свою «грязную» работу.
2. Второй пример из этой же серии. Посёлок Кварцитный, поздняя осень и уже довольно крепкие ночные заморозки. Довольно большое скопление всевозможных катеров в маринах на всех стоянках. Одному из экипажей потребовалось срочно уехать на три дня. Катер можно было оставить на воде, даже если он и вмерзнет в лёд, то сантиметровый слой льда не такая уж страшная засада. Но, они решили катер поднять и оставить на трейлере, в спешке, не уделив время для того, чтобы максимально слить воду из системы охлаждения двигателя.
При возвращении они промышленным феном довольно долго оттаивали помпу и крыльчатку, но, судя по всему, из-за морозов лопнула латунная трубка, идущая от помпы к блоку. Мотор завелся нормально, но уже скоро, из-за сигнала температурного датчика им пришлось вернуться на базу. И лишь по счастливой случайности, мастер, вызванный для диагностики и ремонта из Петрозаводска, привез с собой трубку на замену и довольно быстро нашел и устранил неисправность. Обычно же, эта неисправность диагностируется в самый последний момент уже после многочисленных замен элементов тракта системы охлаждения.
Морозные ночи уже случаются и надо быть очень внимательным к своему двигателю, чтобы не пришлось разбираться с последствиями замерзания воды в системе его охлаждения.
Если в небольшой мороз вы оставляете лодку с мотором на воде, то не стоит вынимать мотор из воды. Когда редуктор и помпа будут в воде, системе охлаждения почти ничего не грозит.
Всем 7 футов под килем.
PS… Автор и редакция благодарит за предоставленный иллюстративный материал для статьи руководство одного из ведущих сервис-центров региона, специализирующегося на ремонте и тюнинге лодок ПВХ "Бомбарда".
автор: Владимир Колгин
Читайте НОВЫЙ выпуск журнала «Рыбалка GROUP» 11/2025
Читайте нас в офисе, дома, метро и на рыбалке! Журнал можно сохранять, скачивать и читать без ИНТЕРНЕТА!
ПОДПИСАТЬСЯ на ЖУРНАЛ /канал VK/ наш САЙТ/Тelegram-канал
Советуем почитать:
👉 Ремонт лодки ПВХ в походных условиях
👉 Как забраться в лодку с воды. Вопросы безопасности
👉 Лодки на зиму: экспертные ответы для рыбаков