Четвёртая статья цикла про эксплуатацию самых известных самолётах Золотой Эры советской авиации. Ниже речь пойдёт о внутрисоюзных рейсах. Работа Ил-62 на международных линиях описана здесь:
Ил-62 – первый советский дальнемагистральный пассажирский турбореактивный самолёт, разработанный в 60-х годах прошлого столетия. Он пришёл на смену устаревавшему турбовинтовому Ту-114, более шумному и тихоходному.
Вышедший на работу с пассажирами в 1968 году, он столкнулся с теми же трудностями, что и его предшественник Ту-114 – взлётная полоса «шестьдесят второму» требовалась длиной 3250 метров. А гражданских аэропортов в Советском Союзе с такими ИВПП было очень мало. Что поначалу сдерживало развитие самолёта на внутрисоюзных трассах.
16 ноября 1968 года на самолетах Ил-62 начинаются регулярные пассажирские рейсы из Москвы в Хабаровск. 17 октября 1968 года успешно совершён технический рейс Москва - Алма-Ата. Но на алма-атинскую трассу было решено поставить Ту-114, которые в это время снимались с международных линий и переводились на внутренние.
По состоянию на 1 января 1970 года в Советском Союзе было пять аэропортов, принимавших Ил-62: Алма-Ата, Внуково, Домодедово, Шереметьево, Хабаровск.
Летом 1970 года была предпринята попытка организовать пассажирское сообщение между Москвой и Владивостоком на Ил-62, во Владивосток без посадки, в Москву с промежуточной посадкой для дозаправки, но, к сожалению, аэропорт Владивостока оказался не готов к приёму лайнеров такого типа. Более подробно о рейсах во Владивосток я писал здесь:
С 15 мая 1971 года на линии Москва – Алма-Ата вместо Ту-114 вышел Ил-62. Сначала его выполняло Домодедовское авиапредприятие, а в 1972 году Алма-Атинский ОАО получил в своё распоряжение два собственных самолёта Ил-62.
15 ноября 1971 года Ил-62 заменил Ту-114 на рейсах из Москвы в Ташкент, после чего маршрутная сеть этих самолётов внутри Советского Союза не претерпела изменений в течение трёх лет. В сентябре 1974 Ташкентское авиапредприятие стало эксплуатировать собственные 62-е, а география полёта изменилась следующим образом:
11 июня 1974 Алма-Ата – Актюбинск – Москва
20 октября 1974 Ташкент – Киев
4 мая 1975 Москва – Фрунзе (Манас) рейс
31 мая 1975 Ташкент – Новосибирск – Хабаровск
3 января 1976 Ташкент – Хабаровск
1 июня 1976 Алма-Ата – Ленинград
16 июня 1976 Алма-Ата – Киев
1 января 1977 Ташкент – Ленинград
1 июня 1977 Москва – Новосибирск
10 августа 1977 Алма-Ата – Хабаровск.
В этом списке заслуживает внимания рейс №613/614 Москва – Фрунзе. Начиная с 1975 и на протяжении нескольких лет, это был единственный пассажирский рейс в строящийся фрунзенский аэропорт «Манас». Все остальные рейсы выполнялись из старого городского аэропорта.
Обратите внимание также, что спустя десять лет с момента выхода Ил-62 на трассы Аэрофлота, рейсы на нём выполнялись всего в 11 аэропортов СССР.
В 1977 году эксплуатировать Ил-62 стало Хабаровское авиапредприятие.
Развитие маршрутной сети Ил-62, начиная со второй половины 1977 года:
10 августа 1977 Алма-Ата – Хабаровск
7 сентября 1977 Хабаровск – Новосибирск - Алма-Ата
15 сентября 1977 Ташкент – Минеральные Воды
22 сентября 1977 Алма-Ата – Минеральные Воды
3 января 1978 Хабаровск – Ленинград
15 мая 1978 Хабаровск – Минеральные Воды
16 июня 1978 Москва – Петропавловск-Камчатский
2 января 1979 Хабаровск – Киев
4 июля 1979 Москва – Семипалатинск
4 июля 1979 Алма-Ата – Семипалатинск.
К 1 января 1980 года (к началу 80-х годов) в послужной список Ил-62 добавились аэропорты Минеральные Воды, Петропавловск-Камчатский, Семипалатинск. А всего аэропортов, принимавших Ил-62, стало 14.
В 1980 году открылось два новых рейса:
1 июня 1980 Петропавловск-Камчатский – Новосибирск – Минеральные Воды
22 декабря 1980 Москва – Магадан
С 1982 года Ил-62 эксплуатирует Красноярское авиапредприятие.
И примерно с этого времени, по прошествии примерно пятнадцати лет, маршрутная сеть Ил-62 получает толчок к развитию. В течение последующих семи лет были открыты следующие направления:
1 января 1982 Красноярск - Москва
1 апреля 1982 Москва - Красноярск - Владивосток
1 апреля 1983 Хабаровск - Симферополь
1 июля 1983 Москва - Якутск
1 января 1984 Красноярск - Ленинград
1 января 1984 Красноярск - Киев
1 января 1984 Ташкент - Симферополь
4 января 1984 Москва - Анадырь
5 июня 1984 Петропавловск-Камчатский - Хабаровск - Симферополь
1 января 1985 Красноярск - Минеральные Воды
15 мая 1985 Красноярск - Симферополь
17 июля 1975 Ташкент - Минеральные Воды - Симферополь
1 января 1986 Ташкент - Алма-Ата
1 января 1986 Петропавловск-Камчатский - Владивосток
2 января 1987 Красноярск - Хабаровск
13 февраля 1987 Москва - Южно-Сахалинск
1 июня 1987 Хабаровск - Южно-Сахалинск
1 июня 1987 Красноярск - Ташкент
1 июля 1988 Якутск - Красноярск - Сухуми
2 июня 1989 Ташкент - Владивосток
2 июня 1989 Владивосток - Красноярск - Минеральные Воды
2 июня 1989 Хабаровск – Сухуми.
Кроме того, следующие аэропорты были допущены к приёму и обслуживанию самолётов Ил-62, но регулярные рейсы на этом типе в советское время оттуда не производились:
12.09.1988 г. - Абакан (с ограничениями по весу) и Норильск (с ограничениями по весу);
10.05.1989 г. - Иркутск (с ограничениями по весу).
Итого, к моменту развала Советского Союза в 1991 году, Ил-62 могли принимать 24 аэропорта, из в три 62-е при советской власти не летали. Основная причина – отсутствие аэродромной сети достаточного качества.
Предыдущие статьи на тему:
При перепечатке ссылка на канал обязательна.
Коммерческое использование статьи, либо её фрагментов, возможно только с письменного согласия автора.
Спасибо за внимание.