Найти в Дзене
История транспорта

Куда в Советском Союзе можно было улететь на Ту-114?

Самолёт Ту-114 в московском аэропорту Домодедово Продолжение серии статей об эксплуатации самых известных самолётах Золотой Эры советской авиации. Сегодня речь пойдёт о Ту-114. «Змей Горыныч», как и Ту-104 – пассажирский самолёт, сконструированный на основе бомбардировщика. Такое решение ОКБ с одной стороны экономило время на НИОКР и производство. С другой стороны, все минусы бомбардировочной авиации (например, высокие шасси и связанная с этим необходимость иметь в аэропортах такие же высокие машины обслуживания: пассажирские трапы, лестницы, стойки и т.п.) автоматически переселялись и на гражданского «младшего брата». Здесь и далее пойдёт речь только о внутрисоюзных рейсах «сто четырнадцатого». Работа Ту-114 на международных рейсах описана в статье, вышедшей ранее: Сконструированный в самом конце 50-х годов ХХ века, первый советский дальний турбовинтовой пассажирский самолёт, вышел на регулярную линию Москва (Внуково) – Хабаровск 24 апреля 1961 года. Для Советского Союза это был оч
Самолёт Ту-114 в московском аэропорту Домодедово
Самолёт Ту-114 в московском аэропорту Домодедово

Продолжение серии статей об эксплуатации самых известных самолётах Золотой Эры советской авиации. Сегодня речь пойдёт о Ту-114.

«Змей Горыныч», как и Ту-104 – пассажирский самолёт, сконструированный на основе бомбардировщика. Такое решение ОКБ с одной стороны экономило время на НИОКР и производство. С другой стороны, все минусы бомбардировочной авиации (например, высокие шасси и связанная с этим необходимость иметь в аэропортах такие же высокие машины обслуживания: пассажирские трапы, лестницы, стойки и т.п.) автоматически переселялись и на гражданского «младшего брата».

Здесь и далее пойдёт речь только о внутрисоюзных рейсах «сто четырнадцатого». Работа Ту-114 на международных рейсах описана в статье, вышедшей ранее:

Сконструированный в самом конце 50-х годов ХХ века, первый советский дальний турбовинтовой пассажирский самолёт, вышел на регулярную линию Москва (Внуково) – Хабаровск 24 апреля 1961 года. Для Советского Союза это был очень важный шаг вперёд в области гражданской авиации. Ранее на данной линии работали Ил-12 и Ил-14 с семью промежуточными посадками, а с появлением Ту-104 число посадок сократилось до трёх. Возможность путешествовать из европейской части СССР на Дальний Восток без посадок в пути – важный фактор, экономивший не только время путешественников, но и рабочие часы находящихся в командировках работников многочисленных советских предприятий.

Для тех, кто не застал Советский Союз, уточню, что в те времена не было электронной почты, факсов, SMS-сообщений, и других благ современной цивилизации; а документы отправлялись обычной почтой или с помощью командированных сотрудников. Поэтому сокращение времени на перелёт до Хабаровска с 33 часов до 9 было настоящим прорывом.

В 1962 году ежедневных рейсов на Ту-114 между Москвой и Хабаровском стало два, в 1963 году – три. Спрос на пассажироперевозки рос. Дальний самолёт нужен был на Камчатке и в Приморье, в Сибири и в Средней Азии. Но проблема, как и в случае с Ту-104, была в наличии ИВПП. Причём, если «сто четвёртый» обходился «всего» 2500 метрами, то для Ту-114 взлётно-посадочная полоса требовалась гораздо большего размера. А именно, 3200 метров. Три километра и двести метров. Гражданских аэропортов, обладавших ИВПП такого качества в 60-х годах прошлого века можно было посчитать по пальцам одной руки.

В связи с чем, с 1961 по 1968 годы маршрутная сеть внутри Советского Союза не менялась: для Ту-114 существовало только одно направление, Москва – Хабаровск. Правда, за прошедшие годы Ту-114 стали обслуживать три московских аэропорта: помимо Внуково ещё Шереметьево, а также построенный несколькими годами позже новый аэропорт Домодедово.

Ситуация стала меняться в 1968 году, когда на международные авиалинии вышел новый реактивный самолёт Ил-62. Высвободившиеся «сто четырнадцатые» стали передавать на внутренние линии, где их надо было «трудоустраивать», чтобы избежать простоев.

Аэропорт Ташкент стал вторым после Хабаровска советским аэропортом, ставшим обслуживать регулярные пассажирские рейсы на самом большом в те годы советском лайнере – Ту-114. Рейс 429 отправился в первый рейс в Ташкент из московского аэропорта Домодедово весной 1968 года.

Ту-114 позволил высвободить с этого направления два Ил-18, а скорость доставки пассажиров в столицу Узбекской ССР выросла почти на 1 час.

Спустя полгода, 25 октября 1968 года между Москвой и Алма-Атой начались регулярные пассажирские перевозки, выполняемые на самолёте Ту-114.

20 августа 1970 года Домодедовское авиапредприятие начинает выполнять рейс 1271/1272 по маршруту Москва (Домодедово) – Анадырь. Из Москвы самолет вылетал по расписанию в 19:28 и через 8 часов 45 минут совершил посадку в столице Чукотки. Обратным рейсом в Москву он возвращался уже на следующий день.

В 1970 – 1972 гг. производились опытные полёты на самолётах Ту-114 из Москвы во Владивосток и в Сухуми, но по их результатам, по техническим причинам, регулярное сообщение на «сто четырнадцатых» в эти города так и не было организовано.

С начала семидесятых годов Министерством гражданской авиации СССР были организованы стыковочные рейсы при полётах на Дальний Восток: пассажиры летели из Москвы в Хабаровск на Ту-114, а там пересаживались на Ту-104 или Ил-18 и отправлялись далее во Владивосток, а также в Петропавловск-Камчатский и в Южно-Сахалинск. Что позволило избежать нескольких промежуточных посадок в пути и сэкономить несколько часов лётного времени.

В мае 1971 года начались регулярные рейсы на Ту-114 между Москвой и Новосибирском.

Итак, к началу семидесятых годов, Ту-114 на внутрисоюзных рейсах работал между Москвой и городами: Алма-Ата, Анадырь, Новосибирск, Ташкент, Хабаровск.

Семь городов. А в 1972 году Ту-114 уже начал сдавать свои позиции на внутрисоюзных линиях более современному межконтинентальному самолёту Ил-62. Летом 1971 года он отобрал у Ту-114 направления Москва – Алма-Ата и Москва – Ташкент, в 1975 году Ту-114 ушёл из Анадыря и Новосибирска, в 1976 году – из Хабаровска.

Предыдущие статьи на тему:

При перепечатке ссылка на канал обязательна.

Коммерческое использование возможно только с письменного согласия автора.