По просьбам Георгия С., Дмитрия П. и других коллег по увлечению, сегодня публикую историю эксплуатации Ил-62 в ЦУМВС.
1 сентября 1967 года издан Приказ Министра гражданской авиации СССР №560 «О начале пассажирских перевозок на самолетах Ил-62». В числе прочего в нем говорилось:
…допустить с 10 сентября 1967 года самолеты Ил-62 с двигателями НК-8 к выполнению пассажирских перевозок на внутрисоюзных и международных воздушных линиях гражданской авиации. Передать в ТУМВЛ от МТУГА Ил-62 86664, 86665, 86666. Эксплуатацию производить со взлетным весом 160 тонн…
В числе первых пилотов 210-го отряда, освоивших Ил-62 были Б. Егоров, Н. Шапкин, Е. Мендельбаум, Н. Ерошенков, В. Лунев, К. Соболев, Н. Гуреев.
15 сентября 1967 года 210-й отряд ТУ МВЛ начал пассажирскую эксплуатацию Ил-62 рейсом SU01/02 Москва (Шереметьево) – Монреаль (Дорваль).
После рейса в Монреаль Ил-62 стал уверенно завоевывать международные трассы. В течение октября 1967 года на Ил-62 открылось четыре новых рейса: 9 октября SU025/026 Москва – Рим (Фьюмичино), 14 октября SU031/032 Москва – Лондон (Хитроу) и SU049/050 Москва – Париж. На всех этих рейсах новый самолет заменил Ту-104. Замена типа на этих линиях была скорее для престижа, чем с точки зрения экономической необходимости: у Ту-104 хватало как дальности, так и пассажировместимости для основных европейских направлений. Аэрофлот презентовал в Европе новый лайнер и готовился покорить им транссибирскую магистраль, на которой только-только начал работать Ту-114.
17 октября 1967 года дальность Ил-62 пригодилась при открытии беспосадочной линии Москва – Дели. На рейсе SU053/054 «Шестьдесят второй» заменил Ту-114.
В период с 20 по 21 ноября 1967 года экипажем 210-го отряда под командованием командиров В.В. Полякова и А.В. Сназина был совершен демонстрационный полет на Ил-62 СССР-86666 по маршруту Москва – Монреаль – Вашингтон – Бостон – Филадельфия. Полетное время составило чуть более 11 часов.
После выхода в 1967 году Ил-62 на международные трассы, к нему стали проявлять повышенный интерес авиакомпании социалистических стран: CSA (Чехословакия), LOT (Польша), Interflug(ГДР). TAROM (Румыния) CAAC(Китай). Для ввода в строй летного состава авиакомпаний этих стран в них направлялись инструкторские экипажи из ЦУМВС. А до получения своих новых самолетов с завода авиакомпания ЧСА арендовала два Ил-62 у Аэрофлота.
13 июля 1968 года Ил-62 вышел на рейс SU087/088 Москва – Берлин (Шенефельд). Напомню молодым читателям, что в те годы город Берлин был разделен на два сектора – западный и восточный. Аэропорт Шенефельд находился в восточной зоне, принадлежащей Германской Демократической Республике.
Межправительственное соглашение о начале регулярных рейсов между СССР и США было подписано только в 1966 году, а спустя два года, 15 июля 1968 года самолеты советского Аэрофлота и американской авиакомпании Pan American World Airways вылетели навстречу друг другу. С американской стороны это был Боинг-707 с бортовым номером N405PA “Clipper Stargazer”, рейс PA44.
Самолетом Аэрофлота Ил-62 СССР-86671 рейс SU03 управлял экипаж под руководством Бориса Егорова и Александра Витковского. Вылетев из московского аэропорта Шереметьево в 14:05 местного времени, с промежуточной посадкой в Монреале, самолет прибыл в нью-йоркский аэропорт имени Джона Кеннеди, пробыв в пути в общей сложности 13 часов 37 минут. Среди пассажиров «Ильюшина» не было простых пассажиров. В основном, журналисты и государственные чиновники.
С целью рекламного продвижения межконтинентального самолет Ил-62 было принято решение продемонстрировать его на международной авиационной выставке в Токио в период с 10 по 15 октября 1968 года. Туда отправили самолет СССР-86675.
3 июня 1969 года Ил-62 заменил Ту—114 на трассе Москва – Токио. Это был последний день работы Ту-114 на регулярных международных линиях Аэрофлота. После чего все Ту-114 перевели на обслуживание внутрисоюзных маршрутов.
24 октября 1968 года было издано Постановление Совета Министров СССР об открытии над территорией СССР международной воздушной авиалинии из Европы в страны Юго-Восточной Азии. Были подписаны межправительственные соглашения между СССР, Японией, а также Великобританией, Францией, Нидерландами, Данией, Италией и Федеративной Республикой Германией. Согласно этих соглашений авиакомпании перечисленных стран имели право на полеты над территорией СССР в Японию, Сингапур и Тайланд с промежуточной посадкой в Москве на паритетной основе. При этом западные авиакомпании существенно спрямляли свои азиатские маршруты, летая над СССР. А советский Аэрофлот получил право работать из европейских столиц. С этого момента настал «звездный час» для Ил-62. Рейсы в Токио из Лондона и Парижа организованы в 1970 году, из Амстердама и Копенгагена в 1971 году, из Рима и Франкфурта на Майне – в 1973 году. Кроме того, с 1970 года начались полеты на рейсах из Копенгагена в Бангкок, Джакарту и Сингапур.
13 февраля 1969 года Министерством гражданской авиации СССР и Министерством транспорта Японии подписан межправительственный Меморандум о совместной эксплуатации самолетов типа Ил-62 на авиалинии Москва – Токио. Кроме того, авиакомпания Japan Airlines получила право самостоятельных полетов на Транссибирской воздушной трассе на самолетах DC-8-62.
В 1971 году КЛМ взяла в аренду у ЦУМВС самолеты Ил-62 для работы на трассе Амстердам – Москва – Токио.
С 17 июня 1972 года ЦУМВС на Ил-62 начинает работать на линии Ленинград – Париж. Рейс SU643/644 выполняется один раз в неделю по субботам.
27 мая 1973 года Аэрофлот на Ил-62 открыл самую протяженную международную воздушную трассу Москва – Рабат – Гавана – Лима – Сантьяго. Рейс SU341/342 выполнялся один раз в неделю по воскресеньям (обратно по вторникам). Рейс просуществовал всего несколько месяцев и был отменен вскоре после государственного переворота в Чили 11 сентября 1973 года и прихода к власти военной диктатуры Аугусто Пиночета. Причем события развивались настолько драматично, что гастролировавший в это время в Чили хореографический ансамбль «Березка» пришлось буквально эвакуировать из Чили. Эвакуацию произвел экипаж Ил-62 под управлением В. Соболева.
С 31 июля 1973 года Ил-62 вышел на линию Франкфурт на Майне – Москва – Токио.
В декабре 1973 года кубинская авиакомпания Cubana взяла в мокрый лизинг самолеты Ил-62 Аэрофлота. Летчики ЦУМВС на протяжении продолжительного времени выполняли рейсы под флагом «Кубаны» на Ил-62 между Гаваной и столицей Анголы Луандой, где в то время шла гражданская война, а Куба оказывала помощь, в том числе и военную, одной из сторон.
8 января 1974 года вышел Приказ Министра гражданской авиации СССР №6 «О начале эксплуатации самолетов Ил-62М», в котором, в частности, говорилось:
1. С 8 января 1974 г. начать эксплуатацию самолетов Ил-62 с двигателями Д-30КУ.
…
4. Начальнику ЦУМВС Бурову Н.В.:
а) совместно с ГосНИИ ГА разработать инструкцию по производству полетов на международных трассах для самолетов Ил-62М;
б) укомплектовать запасными частями и агрегатами склады представительств Аэрофлота за рубежом, где будут производиться посадки самолетов Ил-62М.
5. Начальнику УМТС МГА обеспечить поставку ЦУМВС запасных частей и агрегатов, необходимых для нормальной эксплуатации самолетов Ил-62М в соответствии с поданными заявками.
Обладавшие большей дальностью беспосадочного полета Ил-62М в первую очередь поступали в ЦУМВС, где их ставили на трансатлантические рейсы в США, Канаду, Кубу, а также на рейсы из Европы в Юго-Восточную Азию. Старые Ил-62 сначала передавались на короткие маршруты: на Ближний Восток, в Северную Африку, а также на прямые рейсы Москва – Париж, Ленинград – Париж и Москва – Лондон, а потом и вовсе уходили на внутрисоюзные линии. Последний Ил-62 покинул ЦУМВС в 1978 году.
3 апреля 1980 года началось обслуживание международных рейсов из нового терминала аэропорта Шереметьево-2 (ныне терминал Шереметьево-F). Первый рейс из нового аэровокзала был выполнен на Ил-62М по маршруту Москва – Гавана – Лима (SU333/334). С этого момента на долгие годы терминал Шереметьево-2 стал главными международными воротами Столицы.
В 1982 году в Домодедовском ПО прекращена эксплуатация самолетов Ил-62 с салонами первого класса. Рейс №25/26 Москва – Хабаровск с салоном первого класса теперь переведен на обслуживание ЦУМВС из аэропорта Шереметьево-1.
Начало второй половины восьмидесятых годов ХХ века ознаменовалось бурным развитием внешнеполитической деятельности СССР. Активизировались международные связи СССР со странами Южной Америки, Юго-Восточной Азии. Открывались новые линии, увеличивались частоты на старых. Новыми аэропортами на карте воздушных линий Ил-62М ЦУМВС в эти годы стали Абу-Даби, Буэнос-Айрес, Калькутта, Сеул, Шанхай, Шарджа.
29 апреля 1986 года возобновляется воздушное сообщение между СССР и США, прерванное на семь лет. Первый рейс SU317/318 Москва (Шереметьево) – Гандер – Вашингтон (Даллес) выполнил Ил-62М под командованием командира корабля Н.А. Кузнецова. 4 мая 1986 года возобновлен рейс SU315/316 Москва – Гандер – Нью-Йорк.
К концу восьмидесятых годов увеличение пассажиропотоков на международных воздушных линиях заставило поменять Ил-62М на целом ряде направлений на Ил-86. Так, Ил-86 заменил Ил-62М на рейсах в Гавану, Лиму, Нью-Йорк, Бангкок, Сингапур, Лондон, Мадрид. 19 мая 1991 года Аэрофлот на Ил-62М начал выполнять регулярные пассажирские рейсы SU327/328 по маршруту Хабаровск – Сан-Франциско с промежуточной посадкой в Анкоридже. А в ночь с 28 на 29 октября 1991 года Ил-62М Аэрофлота вылетел регулярным пассажирским рейсом SU591/592 Москва – Нагоя. Это был последний рейс на Ил-62, открытый в советскую эпоху.
Справочные данные:
Список Ил-62 всех модификаций, когда-либо работавших в 210-м отряде ТУ МВЛ (ЦУМВС) с 1967 по 1991 гг:
86661, 86662, 86664, 86665, 86666, 86667, 86669, 86670, 86671, 86672, 86674, 86675, 86676, 86677, 86678, 86679, 86680, 86681, 86682, 86683, 86684, 86685, 86686, 86687, 86650, 86651, 86652, 86653, 86654, 86655, 86656, 86689, 86690, 86691, 86692, 86693, 86697, 86698, 86700, 86701, 86702, 86703, 86704, 86705, 86605, 86606, 86607, 86608, 86609, 86610, 86614, 86618, 86620, 86621, 86622, 86623, 86452, 86454, 86455, 86456, 86457, 86458, 86462, 86463, 86464, 86465, 86469, 86470, 86471, 86473, 86474, 86477, 86478, 86479, 86476, 86483, 86485, 86486, 86487, 86488, 86489, 86562, 86490, 86491, 86497, 86498, 86499, 86500, 86502, 86504, 86564, 86510, 86506, 86507, 86508, 86509, 86511, 86512, 86513, 86514, 86517, 86518, 86492, 86520, 86521, 86522, 86523, 86524, 86531, 86532, 86533, 86534, 86535, 86565, 86558.
Хронология открытия рейсов ЦУМВС на Ил-62 из московского аэропорта Шереметьево:
Направление/годы работы
Абу-Даби 1990
Аден 1988-1991
Аддис-Абеба (обратно через Аден) 1988-1991
Алжир через Будапешт 1973, 1976
Амстердам 1971- 1976, 1988-1991
Антананариву через Аден 1988-1990
Багдад (обратно через Минеральные Воды) 1980, 1981
Багдад через Минеральные Воды 1982
Багдад 1983
Бангкок через Ташкент 1987, 1991
Бангкок через Тегеран 1976
Берлин 1968 – 1972, 1988-1991
Брюссель 1970 - 1972
Буэнос-Айрес через Будапешт, Дакар 1983 -1987
Вашингтон через Париж, Монреаль 1971
Вашингтон через Париж 1974 – 1979
Вашингтон через Гандер 1979, 1986 – 1987, 1989 -1990
Вашингтон (обратно через Гандер) 1988
Вашингтон через Шеннон 1991
Вьентьян через Хабаровск, Ханой 1980
Вьентьян через Хабаровск, Пномпень 1982
Вьентьян через Бомбей, Пномпень 1988
Вьентьян через Дубай, Пномпень 1991
Гавана через Рабат 1969-1980
Гавана через Алжир, Рабат 1969 - 1971
Гавана через Франкфурт на Майне, Лиссабон 1975, 1980-1983
Гавана через Лиссабон 1976 - 1977
Гавана через Шеннон 1982 - 1985
Дакар через Алжир 1972
Дакар через Рабат 1973
Дакар (обратно через Будапешт) 1982 - 1983
Дакка через Багдад, Бомбей 1977
Дакка через Шарджу 1991
Дели 1967 – 1974, 1977-1979
Дели через Ташкент 1976
Дели (обратно через Ташкент) 1980-1982
Джакарта через Дели, Бангкок, Сингапур 1974 – 1990
Джакарта через Карачи, Сингапур 1976
Джакарта через Бомбей, Сингапур 1977, 1982
Джакарта через Бангкок, Сингапур 1980
Джакарта через Дубай, Сингапур 1990
Джакарта через Дубай, Куала-Лумпур 1991
Каир 1969 – 1977
Калькутта через Бомбей 1985-1988
Калькутта через Ташкент 1991
Карачи через Абу-Даби 1991
Кингстон через Гандер, Гавану 1979
Кингстон через Шеннон, Гавану, Лиму 1982
Кингстон через Шеннон, Гавану, Манагуа 1991
Коломбо через Тегеран, Карачи 1972 – 1977
Коломбо через Кувейт 1975 -1976, 1981
Коломбо 1977
Коломбо через Карачи (обратно через Карачи, Ташкент) 1980-1982, 1984-1990
Коломбо (обратно через Минеральные Воды) 1980
Коломбо через Абу-Даби 1982 -1985
Коломбо через Карачи 1983, 1991
Коломбо через Бомбей 1988-1990
Коломбо через Ташкент 1991
Конакри через Алжир, Дакар 1968, 1970 - 1974
Конакри через Будапешт, Дакар 1976 – 1980
Конакри через Будапешт, Дакар, о. Сал 1977 – 1980
Конакри через Дакар (обратно через Дакар, Будапешт) 1983-1988
Конакри через Дакар (обратно через Дакар, Тунис) 1991
Копенгаген 1970 – 1976, 1982 – 1988, 1991
Копенгаген через Стокгольм 1973 – 1981, 1983-1985
Копенгаген (обратно через Ленинград) 1988
Куала-Лумпур через Тегеран, Карачи, Коломбо 1970-1973
Куала-Лумпур через Дели 1976 – 1980, 1988
Куала-Лумпур через Карачи 1976 – 1979, 1983, 1987
Куала-Лумпур через Карачи (обратно через Карачи, Ташкент) 1980, 1985-1988
Куала-Лумпур через Ташкент, Карачи 1982
Куала-Лумпур через Дели (обратно через Дели, Ташкент) 1985
Куала-Лумпур через Дубай, Карачи 1989 – 1990
Куала-Лумпур через Дубай 1991
Ленинград 1972 -1980, 1983-1985
Лима через Франкфурт на Майне, Рабат, Гавану 1974-1976
Лима через Франкфурт на Майне, Лиссабон, Гавану 1975 – 1978
Лима через Люксембург, Рабат, Гавану, Кингстон 1979-1980
Лима через Люксембург, Шеннон, Гавану, Кингстон 1982 - 1985
Лима через Франкфурт, Шеннон, Гавану 1982
Лима через Люксембург, Шеннон, Гавану 1985
Лима через Гандер, Гавану 1980, 1985
Лима через Шеннон, Гавану 1982 – 1983
Лима через Люксембург, Шеннон, Гавану 1983
Лиссабон 1980-1983
Лондон 1967 – 1991
Луанда через Каир, Браззавиль 1977
Луанда через Будапешт 1977-1985
Луанда через Будапешт, Браззавиль 1980-1983
Луанда через Симферополь (обратно через Будапешт) 1988
Луанда через Мальту 1989-1991
Лусака через Будапешт, Луанду 1977 - 1988
Лусака через Мальту, Луанду 1989 -1991
Мадрид 1977, 1985
Майами через Шеннон 1991
Манагуа через Гандер, Гавану 1980 –1981
Манагуа через Шеннон, Гавану 1982 -1990
Мапуту через Минеральные Воды, Бомбей, Викторию 1981
Мапуту через Аден 1988-1990
Мехико через Франкфурт на Майне, Лиссабон, Гавану 1977
Мехико через Гандер, Гавану 1978 -1980
Мехико через Шеннон, Гавану 1981 – 1991
Могадишо через Каир, Аден, Сану 1973-1974
Могадишо через Аден, Дар-эс-Салам 1988
Монреаль 1967 – 1969, 1977-1991
Монреаль через Париж 1970, 1972-1977
Монреаль через Киев, Париж 1974-1977
Монреаль через Шеннон 1977
Найроби через Аден 1988
Нагоя (обратно через Хабаровск) 1991
Нью-Йорк через Монреаль 1968 – 1969
Нью-Йорк через Лондон 1970 - 1976
Нью-Йорк через Амстердам, Монреаль 1970
Нью-Йорк через Париж, Монреаль 1971
Нью-Йорк через Амстердам 1971
Нью-Йорк через Ленинград, Амстердам 1971
Нью-Йорк через Париж 1972- 1973, 1976
Нью-Йорк через Гандер 1978-1979, 1986-1988
Париж 1967 – 1991
Пекин 1974 – 1991
Пномпень через Бомбей, Ханой 1979, 1990
Пномпень через Хабаровск, Хошимин 1980, 1987
Прага 1969 - 1972
Пхеньян 1978 – 1991
Рабат через Дакар 1980
Рим 1967 – 1991
Сантьяго через Рабат, Гавану, Лиму 1973
Сантьяго через Люксембург, Шеннон, Гавану 1990
Сантьяго через о. Сал, Буэнос-Айрес 1991
Сеул 1990 – 1991
Сингапур через Дели 1969 – 1971, 1976 - 1985
Сингапур через Дели, Бангкок 1974
Сингапур через Дели, Куала-Лумпур 1972 - 1976
Сингапур через Бомбей 1985-1988
Сингапур через Дубай 1989-1991
Тегеран 1976 – 1977, 1983-1985
Тегеран через Минеральные Воды 1982
Токио 1969 – 1991
Франкфурт на Майне 1972 – 1991
Франкфурт на Майне через Берлин 1972
Фритаун через Будапешт, Дакар 1981 – 1982
Хабаровск 1982 - 1986
Ханой через Бомбей 1978 – 1979, 1983-1985
Ханой через Бомбей (обратно через Бомбей, Минеральные Воды) 1980, 1983
Ханой через Карачи, Бомбей (обратно через Бомбей, Карачи, Ташкент) 1982
Хараре через Бомбей 1990 -1991
Шанхай 1989 - 1991
Цюрих 1971-1972
Цюрих через Вену 1972
Хронология открытия рейсов ЦУМВС на Ил-62 из Берлина (ГДР):
Пекин через Москву 1988-1991
Ташкент 1983-1988
Хронология открытия рейсов ЦУМВС на Ил-62 из Копенгагена:
Бангкок через Москву, Бомбей, 1977-1980, 1985-1988
Бангкок через Москву, Карачи, Бомбей 1982
Бангкок через Москву, Ташкент 1983
Джакарта через Москву, Дели, Бангкок, Сингапур 1974
Сингапур через Москву, Дели 1970 –1971
Сингапур через Москву, Ташкент 1970 - 1971
Сингапур через Москву, Дели, Бангкок 1972 - 1973
Сингапур через Москву, Карачи, Бангкок 1972 - 1973
Токио через Москву 1971, 1982-1991
Хронология открытия рейсов ЦУМВС на Ил-62 из Ленинграда:
Лондон 1980, 1983-1985
Париж 1972 – 1979
Хронология открытия рейсов ЦУМВС на Ил-62 из Ташкента:
Берлин 1983-1988
Прага 1987-1988
Хронология открытия рейсов ЦУМВС на Ил-62 из Токио:
Амстердам через Москву 1971 -1973, 1988-1990
Копенгаген через Москву 1971 , 1982
Лондон через Москву 1970 - 1991
Париж через Москву 1970 - 1991
Рим через Москву 1973 - 1991
Франкфурт на Майне через Москву 1973 - 1991
Хронология открытия рейсов ЦУМВС на Ил-62 из Хабаровска:
Ниигата 1982 – 1986
Сан-Франциско через Анкоридж 1991
Спасибо за внимание.
#ил-62 #аэрофлот #il-62 #aeroflot #cccp #ussr