Найти в Дзене
История транспорта

Куда в Советском Союзе можно было улететь на Ту-124?

В полёте – самолёт Ту-124 Продолжение серии статей об эксплуатации самых известных самолётов Золотой Эры советской авиации. Ту-124 был младшим братом Ту-104, его уменьшенной копией. Он получил в наследство большинство детских болезней своего брата и ряд обидных прозвищ: «Семимесячный Ту-104», «Кастрюля». Он имел меньшую дальность и меньшую, чем у Ту-104 пассажировместимость (первоначально 44 кресла, позже салон увеличили до 56 кресел. Для сравнения, Ан-24 вмещал 48-52 пассажира), но при этом был более технически совершенным: оснащён двухконтурными ТРД и двухщелевыми закрылками, которые улучшали несущую способность крыла во время взлёта и посадки, а также при полёте на малых скоростях. Выпущено Ту-124 было меньше, чем Ту-104: 166 против 205-и. Но, при этом, Ту-124 обладал несомненным преимуществом: для взлёта и посадки ему требовалась ВПП длиной всего 1800 метров. Такая же длина требовалась для Ил-18, Ан-10 и Ан-12. Гражданских аэропортов с такими характеристиками в Советском Союзе был
В полёте – самолёт Ту-124
В полёте – самолёт Ту-124

Продолжение серии статей об эксплуатации самых известных самолётов Золотой Эры советской авиации.

Ту-124 был младшим братом Ту-104, его уменьшенной копией. Он получил в наследство большинство детских болезней своего брата и ряд обидных прозвищ: «Семимесячный Ту-104», «Кастрюля». Он имел меньшую дальность и меньшую, чем у Ту-104 пассажировместимость (первоначально 44 кресла, позже салон увеличили до 56 кресел. Для сравнения, Ан-24 вмещал 48-52 пассажира), но при этом был более технически совершенным: оснащён двухконтурными ТРД и двухщелевыми закрылками, которые улучшали несущую способность крыла во время взлёта и посадки, а также при полёте на малых скоростях.

Выпущено Ту-124 было меньше, чем Ту-104: 166 против 205-и.

Но, при этом, Ту-124 обладал несомненным преимуществом: для взлёта и посадки ему требовалась ВПП длиной всего 1800 метров. Такая же длина требовалась для Ил-18, Ан-10 и Ан-12. Гражданских аэропортов с такими характеристиками в Советском Союзе было много, и поэтому «Сто двадцать четвёртый» получил гораздо большее распространение в СССР. Спустя всего десять лет с начала серийного производства, к началу 1970-х годов, самолёты Ту-124 принимали 62 аэропорта Советского Союза, от Калининграда до Новосибирска с запада на восток и от Мурманска до Ташкента с севера на юг. Его эксплуатировали в 12 подразделениях МГА СССР:

200-й ло (Москва, Внуково)

205-й ло (Ленинград)

207-й ло (Москва, Шереметьево)

209-й ло (Минеральные Воды)

104-й ло (Минск)

112-й ло (Тбилиси)

172-й ло (Уфа)

173-й ло (Курумоч, Куйбышев)

231-й ло (Волгоград)

261-й ло (Казань)

277-й ло (Вильнюс)

141-й ло (Таллин)

Я попробовал нарисовать карту внутрисоюзных маршрутов Ту-124. Но получилась слишком густая «паутина» пересекающихся трасс. Если ещё и движок Дзена её сожмёт в разы, то будет совсем грустно.

Схема внутрисоюзных рейсов, выполняемых самолётами Ту-124
Схема внутрисоюзных рейсов, выполняемых самолётами Ту-124

Благодаря самолёту Ту-124, реактивная авиация в шестидесятые и в начале семидесятых годов пришла в небольшие краевые, областные и республиканские центры: в Брест, Гродно, Нальчик, Петрозаводск, Ставрополь, Элисту, а также в города республиканского подчинения: Набережные Челны, Палангу и др.

Кроме того, Ту-124 использовался и на международных линиях. Туда летали экипажи и машины 205-го и 207-го отрядов. Историю работы Ту-124 на «международке» вы можете прочитать здесь:

Предыдущие статьи на тему:

При перепечатке ссылка на канал обязательна.

Коммерческое использование только с письменного согласия автора.

Спасибо за внимание.