Найти в Дзене
Альтернативная история

Советский истребитель-бомбардировщик ПБИ Беляева. Самолёт, которому не суждено было взлететь

В канун Великой Отечественной войны советская авиационная промышленность переживала период интенсивного поиска новых боевых концепций. Одной из самых амбициозных идей стало создание истребителя с функцией пикирующего бомбардировщика — машины, способной не только вести воздушный бой, но и наносить точечные удары по наземным целям, а затем, сбросив бомбы, возвращаться в строй как полноценный истребитель. Эта концепция получила обозначение ЭОИ — «Эскадрильный Огневой Истребитель». Среди множества проектов, предложенных в рамках ЭОИ, особенно выделялся ПБИ (Пикирующий Бомбардировщик-Истребитель), разработанный в конструкторском бюро Владимира Николаевича Беляева. Этот самолёт стал одной из самых оригинальных, но и самых нереализованных попыток воплотить идею универсального боевого самолёта в металле. Концепция и техническое оснащение ПБИ проектировался как лёгкий, манёвренный, но при этом грузоподъёмный боевой самолёт. Его взлётная масса составляла 2850 кг, что позволяло сочетать высоку
Оглавление

В канун Великой Отечественной войны советская авиационная промышленность переживала период интенсивного поиска новых боевых концепций. Одной из самых амбициозных идей стало создание истребителя с функцией пикирующего бомбардировщика — машины, способной не только вести воздушный бой, но и наносить точечные удары по наземным целям, а затем, сбросив бомбы, возвращаться в строй как полноценный истребитель. Эта концепция получила обозначение ЭОИ — «Эскадрильный Огневой Истребитель».

Среди множества проектов, предложенных в рамках ЭОИ, особенно выделялся ПБИ (Пикирующий Бомбардировщик-Истребитель), разработанный в конструкторском бюро Владимира Николаевича Беляева. Этот самолёт стал одной из самых оригинальных, но и самых нереализованных попыток воплотить идею универсального боевого самолёта в металле.

Авиация реальная и альтернативная | Альтернативная история | Дзен

Концепция и техническое оснащение

ПБИ проектировался как лёгкий, манёвренный, но при этом грузоподъёмный боевой самолёт. Его взлётная масса составляла 2850 кг, что позволяло сочетать высокую летную производительность с возможностью нести боевую нагрузку.

Основные технические и боевые характеристики проекта:

  • Двигатель: планировалось установить перспективный М-107 — развитие знаменитого М-105, с повышенной мощностью и надёжностью.
  • Боевая нагрузка: до 500 кг бомб, что для истребителя того времени было весьма внушительно.
  • Дополнительное вооружение: реактивные снаряды РС-132, позволявшие поражать скопления техники и живой силы.
  • Авиационное вооружение: оригинальная пушка Таубина–Бабурина калибра 23 мм и один пулемёт ШКАС — мощный арсенал для боя с воздушным противником.
  • Система пикирования: для безопасного выхода из пикирования на высокой скорости предусматривались тормозные решётки — редкое и прогрессивное решение для советской авиации начала 1940-х.

Особо подчёркивалось в проектной документации: после сброса бомб ПБИ должен был сохранять все качества истребителя — скорость, манёвренность, вооружение. То есть он не превращался в «одноразовую» платформу, а оставался полноценным участником воздушного боя.

-2

Оценка и судьба проекта

Эскизный проект ПБИ был представлен в НИИ ВВС в ноябре 1940 года. Однако реакция специалистов оказалась сдержанной.

В экспертном заключении от 5 декабря 1940 года было отмечено:

  • ПБИ не соответствует классификации истребителей, заложенной в перспективный план ВВС на 1941 год;
  • чтобы выдерживать нагрузки при пикировании с 500 кг бомб, требуется существенно усилить конструкцию, что приведёт к росту полётного веса и ухудшению летных характеристик;
  • рекомендовано увеличить площадь горизонтального оперения на 55% для улучшения управляемости.

В итоге проект не был рекомендован к включению в план опытного строительства. Решение о его дальнейшей судьбе предполагалось отложить до получения результатов испытаний других ЭОИ, в первую очередь — машин ОКБ Яковлева и Лавочкина.

Работы по ПБИ были свёрнуты. Единственным материальным результатом стала постройка полноразмерного макета, который так и не стал лётным экземпляром.

Причины провала: технология, доктрина, время

ПБИ Беляева — яркий пример передового проекта, опередившего своё время. Его неудача объяснялась несколькими факторами:

  1. Технологическая неготовность. Двигатель М-107 так и не прошёл доводку к началу войны и в серию не пошёл. Без него ПБИ терял значительную часть своих преимуществ.
  2. Тактическая неопределённость. ВВС СССР всё больше склонялись к узкоспециализированным машинам: лёгкие истребители для завоевания превосходства в воздухе (Як-1, Ла-5) и штурмовики для поддержки сухопутных войск (Ил-2).
  3. Военное время. С началом войны в июне 1941 года вся авиапромышленность сосредоточилась на массовом выпуске простых, проверенных конструкций. Экспериментальные проекты, требующие новых технологий и ресурсов, были отложены на неопределённый срок.
-4

Наследие ПБИ

Хотя ПБИ так и не поднялся в воздух, его идея не исчезла бесследно. В 1944 году появился Як-9Б — истребитель с внутренним бомбоотсеком на 4 бомбы по 100 кг. Однако и он не получил широкого распространения: ВВС предпочли отдельные боевые эшелоны — истребители и штурмовики.

ПБИ же остаётся в истории как смелая, но нереализованная попытка создать «универсальный боевой самолёт» — концепцию, которая в полной мере была реализована лишь десятилетия спустя, в эпоху многоцелевых истребителей четвёртого и пятого поколений.

Сегодня ПБИ Беляева — не просто чертёж в архивах. Это напоминание: даже в годы тотальной войны советские конструкторы мечтали не только о выживании, но и о будущем. Просто этому будущему не суждено было взлететь.

PS. Известно, что до наших дней, или по крайней мере в сеть не выложено, ни каких чертежей и фото макета этого самолёта. По каким данным сделали реконструкцию модели я не знаю. Но других вариантов визуализации на сегодня нет.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Хищный самолет Ромейко-Гурко - Альтернативная История
Самолеты Томашевича. Опытный фронтовой истребитель И-110 - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/sovetskij-istrebitel-bombardirovshhik-pbi-belyaeva-samolyot-kotoromu-ne-suzhdeno-bylo-vzletet/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉