80-е годы - непростое, хотя поначалу внешне благополучное время для Бельмондо, впрочем, как и для его извечного друга-соперника Делона. Карьеры двух столпов французского кино вообще на удивление схожи. Оба прославились на рубеже 50-60-х, в течение 60-х завоевали суперзвездный статус, 70-е встретили в ранге небожителей европейского кино. В 80-е их популярность начала постепенно снижаться.
Бельмондо (как и Делон) еще собирал отличную кассу. Бебель (так его прозвали зрители) познал огромный успех с легендарным триллером "Профессионал" (1981), приключенческой комедией "Ас из асов" (1982) и полицейским боевиком "Вне закона" (1983).
Однако на горизонте массового кино послевоенной Франции сверкали тревожные зарницы. Верная, патриотично настроенная аудитория старела и все чаще предпочитала походу в кинотеатр уютный диван, телевизор и бутылочку вина. А молодежь, как повсюду в мире, все крепче подсаживалась на голливудские блокбастеры. Французы не могли конкурировать с мощью заокеанских гигантов. Фильмы о Рокки и Рэмбо, звездных войнах и Индиане Джонсе, терминаторе и Конане-варваре задавливали местную продукцию зрелищностью, масштабом, технологичностью.
Титаны французской кассы отчетливо осознавали тенденцию и пытались соответствовать меняющимся вкусам публики. Полицейские боевики и Делона, и Бельмондо заполнило большее количество трупов и насилия, сами ветераны старались доказать, что они еще "ого-го!" в качестве action stars и еще не готовы уступать зрителя всяким Безумным Максам и Кобрам.
На этой волне в 1985-м выходит новый фильм с Бельмондо - амбициозная криминальная комедия "Ограбление" (Hold-Up). Лента режиссера Александра Аркади, снималась по американскому роману, работать над сценарием позвали Франсиса Вебера, гения приключенческой комедии, придумавшего высокого блондина, великолепного, зануду, невезучих и папаш. Под имя Бельмондо был выделен солидный бюджет, позволивший осуществить съемки не в старой доброй Франции, а в канадском Монреале, обеспечить полицейские массовки и эффектные трюки. Чтобы подчеркнуть "американский" дух фильма, обычно высокомерные французы даже оставили англоязычное название - Hold-Up - в расчете на то, что зрители воспримут "Ограбление" как продукт голливудского уровня.
Вебер прекрасно понимал задачу: поклонники Бельмондо должны сполна получить все, за что они любят своего кумира. Бельмондо - "звезда" приключенческой комедии в духе "Игры в четыре руки"? Получите Бельмондо в фирменной роли обаятельного преступника, изобретательного, но не жестокого, нарушающего закон, но строго соблюдающего личный кодекс чести, грабителя, но не убийцу. Бельмондо - трюкач? Вот вам Бельмондо, несмотря на возраст за пятьдесят, по-прежнему снимающийся в action-сценах без подмены "звезды" каскадерами. Бельмондо - мастер фарсового юмора, клоунады и буффонады? Пожалуйста, для вас Бельмондо в клоунском костюме и гриме на протяжении почти часа экранного времени!
Авантюрист-рецидивист Гримм в костюме и гриме клоуна заходит в офис монреальского банка и берет в заложники тридцать человек, намереваясь уйти с солидным кушем в два с лишним миллиона долларов. Полиция в недоумении: копы не понимают, как Клоун собирается покинуть здание банка и на что рассчитывает. А Гримм ведет себя странно: вовсю дурачится и шутит, вволю глумится и издевается над полицейскими. Расслабленное, подчеркнуто безмятежное поведение грабителя, заблокированного десятками копов и снайперов, сбивает их с толку...
Традиционно для жанра (особенно в французском исполнении) служители закона изображены с изрядной долей иронии. Гримм играет на опережение, раскусывает стандартные уловки (вроде накачанной снотворным пиццы, которую он потребовал), дразнит и подначивает противника. Задурить головы полицейскому начальству - часть его плана: они играют по предсказуемым правилам, а Гримм правила все время нарушает, ломает планы, действует внешне алогично, а на самом деле с хладнокровной продуманностью.
Первая половина двухчасовой ленты - симпатичная стилизация под любимые киношниками фильмы про супер-ограбления, изобретательных преступников и их хитроумные схемы. Первый час все действие происходит в офисе банка и на прилегающих улицах, но почти театральное "единство места, времени и действия" не делает "Ограбление" скучным. Благодаря мастерству Вебера, мой интерес к происходящему не ослабевал ни на минуту, мне действительно было любопытно, как Гримм выберется из, казалось бы, безвыходной ситуации, отличные диалоги и шутки, свойственные Веберу, оживляли сюжет.
Особенно сообразительные зрители смогут разгадать задумку Гримма, но, на мой взгляд, это не "вина" Вебера - просто за сорок лет, прошедших с выхода "Ограбления" мы успели посмотреть столько триллеров и головоломных детективов, что нас трудно чем-то удивить.
Думаю, никто не удивится, если я скажу, что Гримму удается провести всех вокруг пальца и исчезнуть из банка с деньгами. Вы бы ожидали иного поворота от легковесной, вовсе не "черной" комедии?
Остроумный план Гримма увенчался успехом, и по идее фильм должен на всех парах мчаться к финалу, в котором нас может поджидать неожиданная, парадоксальная развязка, присущая плутовским, авантюрный историям о хитроумных мошенниках. Но в этот момент, кажется, продюсеры сказали Веберу: "Погоди! Ты битый час держал актеров в замкнутом пространстве. Теперь выводи их на простор! Зря мы что ли угрохали кучу денег на экспедицию в Америку? Зритель должен увидеть Монреаль и канадские просторы во всей красе, а героев - в динамичном действии!".
Начинается вторая половина "Ограбления", которая занимает больше времени, чем само титульное ограбление. Нет ничего критичного в том, что сюжет не заканчивается по окончании "операции". Проблема лично для меня в другом: вторая часть "Ограбления" выглядит не как финал удачного дела, а почти как отдельный фильм, "Ограбление. Часть II. Погоня".
Между тремя подельниками (если вы еще не догадались, у Гримма были сообщники) отношения скрадываются непросто. Жорж без ума влюблен в Лиз. Лиз считает Жоржа тряпкой и слабаком - и пытается соблазнить Гримма. Гримм жалуется на "чертов человеческий фактор" и читает Лиз морализаторские нотации о мужской дружбе, предательстве и верности.
Этот поворот в драматургии возникает не с самого начала фильма, не развивается в течение ограбления, не создает проблем во время операции. Без всякого намека в течение предыдущего часа конфликт вдруг заявлен, как гром среди ясного неба - очевидно, для того, чтобы было занять актеров и зрителей еще час хронометража...
К тому же троицу преследует некто Ласки, давний подельник Гримма и Жоржа, точащий на них зуб за то, что те его когда-то якобы "кинули". Полиция раньше задуманного времени додумывается до того, как был осуществлен план, и начинает операцию по поимке троицы грабителей. Таким образом, Гримму надо разобраться в отношениях с партнерами, спастись от Ласки и снова троллить полицейских, чтобы сбить их со следа.
На мой взгляд, именно вторая часть, ориентированная на action, ломает ритм фильма. Дело не в том, что какие-то "ингредиенты" не удались, а в том, что этих ингредиентов слишком много и они занимают избыточно много времени для легкой комедии, которая должна нестись по рельсам сюжета как ракета. В отдельности, сами по себе эти ингредиенты вполне недурны.
Возьмем action-сцены. Их немного, но сделаны они на приличном уровне. Особенно впечатляет необычная дуэль школьного автобуса и грузовика. Порадовал необычный выбор авто - я не ожидал автомобильной гонки с участием громоздких и не очень маневренных машин. Тем более эффектно выглядят трюки, любой из которых мог закончиться опасным крушением.
Бельмондо верен себе, и при каждой возможности камера приближается к месту действию настолько близко, чтобы можно было безошибочно определить: за рулем все тот же бесшабашный старина Жан-Поль!
С комической точки зрения наиболее удалась линия с туповатым водителем такси, который в итоге оказывается тем еще "жучилой". В этой роли вы наверняка узнаете Жака Вильре, смешного толстяка с грустными глазами, который много снимался, начиная с 70-х, и, увы, в 2005-м умер в возрасте всего лишь пятидесяти трех лет...
В "Ограблении" Бельмондо, с позволения сказать, "дорвался" до одного из любимых амплуа - фарсовой клоунады и буффонады. На мой взгляд, в костюме клоуна Бебель нещадно переигрывает. С другой стороны, наигрыш можно при желании оправдать сюжетом: Гримм - профессиональный мошенник, а не клоун, так что чрезмерная старательность и экспрессия - эксцесс актера-любителя Гримма, а не суперзвезды Бельмондо. Хотя, возможно, я слишком переусложняю, и Бебель просто дал волю темпераменту и от души отрывался, пользуясь удобным предлогом.
Самый большой сюрприз ожидает фанаток сериала "Секс в большом городе". В главной женской роли - Ким Кэттролл, в те времена американо-канадская старлетка, за год до этого снявшаяся в первой части "Полицейской академии". В героине "Ограбления" еще сложно разглядеть образ секс-бомбы Саманты, хотя, без малейшего смущения появившись на экране полностью обнаженной, Кэттролл как будто подмигивает зрителю: "Я вам себя еще покажу!".
Высокий бюджет и старания Бельмондо не оправдались. Критики отмечали избыточную эксцентричность его игры и неровность сюжета, во второй половине одновременно переполненного событиями и парадоскально рыхлого. "Ограбление" вошло лишь в двадцатку самых кассовых фильмов года, даже близко не подойдя к заветной десятке, не говоря уже о привычных для лент Бельмондо лидирующих позиций.
В 1987-м Бельмондо снова выступил в полицейском боевике, еще одном привычном жанре, в котором он царил долгие годы. "Одиночка" полностью разочаровал - впервые с 1964-го года на фильм с Бельмондо не было продано и одного миллиона билетов. Финансовая неудача "Одиночки" сподвигла Бельмондо поставить точку в карьере "крутого мужика" французского кино.
Через десять лет Бельмондо и Делон снимутся вместе в боевике "Один шанс на двоих" (1998) - и снова без кассового успеха. На этом обе мегазвезды французского кино попрощаются с тем жанром, в котором познали огромный успех и классику которого щедро пополнили своими работами...
"Ограблению" исполнилось сорок лет. Стоит ли смотреть его сегодня? На мой взгляд, если вы еще не знакомы с самым лучшим, the best of Бельмондо, фильм режиссера Аркади может подождать. При всей моей любви к кумиру еще советского детства, я не берусь уверенно утверждать, что "Ограбление" принадлежит к creme de la creme фильмографии Бебеля.
Однако если вы всерьез интересуетесь творчеством любимого актера, "Ограбление" - приятный способ провести вечер. Картина стОит просмотра хотя бы из интереса, как одна из тех, в которых легенда французского кино прощалась с амплуа action-героя.
Просмотр "Ограбления" - вовсе не ограбление. Как по мне, так я уверен - вы не почувствуете, что Бельмондо в клоунском прикиде злонамеренно украл два часа вашего времени с помощью будущей сексуальной Саманты.