Середина 80-х. Мама достала абонемент на внеконкурсную программу Московского Международного Кинофестиваля. Сам фестиваль превратился в парад скучного "прогрессивного кино", а вот вне конкурса встречались очень даже интересные фильмы. В один день в программе значилось - "Человек вне закона" (Франция). Название вроде ничего, подумал я. Погас свет - заиграла удивительно мелодичная, пульсирующая музыка, а на экране, озвучиваемые переводчиком-синхронистом, начали появляться имена, которые как бальзам на сердце. Жан-Поль Бельмондо, Эннио Морриконе, режиссер Жак Дере. Так много лет назад я впервые увидел Le Marginal (1983), который в 1991-м вышел в СССР под названием "Вне закона".
"Вне закона" продолжает тему популярнейшего "Кто есть кто" - комиссар полиции с нестандартным подходом, ради справедливости готовый жертвовать буквой закона. "У вас методы правонарушителя, а не полицейского!" - пеняет ему начальник. Присланный из Парижа комиссар Жордан и на самом деле - кость в горле коррумпированной полиции Марселя. Все было чинно-спокойно, пока не появился этот ковбой.
Методы у Жордана и правда специфические - из мелкого преступника кулаками выбить информацию, эффектно спрыгнуть с вертолета на борт несущейся на бешеной скорости лодки, большую партию наркотиков не конфисковать - а утопить в море. Жордан вызывает ярость преступного авторитета Мекаччи (Генри Сильва) - и вскоре комиссара банально подставляют. Он понижен и возвращен в Париж, в "тихое место", где ему предстоит заниматься мелкими делами вроде проституции. Но понятно, что упрямый Жордан не оставит попыток свести счеты с Мекаччи.
Если тематически "Вне закона" близок "Кто есть кто", то по атмосфере изрядно отличается. "Кто есть кто" - Лазурный берег, Ницца, казино и виллы, роскошные женщины и крутые автомобили. "Вне закона" - задворки Марселя и "чрево Парижа". Гей-клуб, притон наркоманов, игровые залы, сутенеры, уличные девки, торчки и гомосексуалисты, которых в 83-м еще можно было изображать весьма экстравагантно . В этой среде Жордан чувствует себя как рыба в воде, может постоять за себя или отметелить братьев-сутенеров, порезавших "подопечную" за то что спит с легавым.
Комиссар Боровиц из "Кто есть кто" обольщает аристократку, комиссар Жордан встречается с проституткой. Боровиц подкладывает бомбу в казино и взрывает роскошное авто его владельца, чтобы припугнуть. Жордан отправляется в грязный притон, чтобы спасти наркоманку-дочь преступника в обмен на информацию, необходимую, чтобы прижать Мекаччи. Мир "вне закона" выглядит куда менее гламурно, чем светская жизнь Ниццы. Не случайно под изумительную музыку Морриконе нам часто показывают Бельмондо в багровых неоновых отсветах злачных кварталов.
Комиссар Боровиц и сам не гнушается грязной работы, но финальную точку, как блестящий и циничный манипулятор, ставит чужими руками. Жордану в своих действиях "вне закона" придется идти до конца самому - и труд палача тоже достанется ему. В его понимании правосудие - не судебный процесс и адвокаты-крючкотворы, а справедливость - "вор должен сидеть в тюрьме", а убийца и наркобарон, чьи люди продают отраву в школах - получить пулю.
Во "Вне закона" меньше шутят, но при этом фильм пропитан характерным для Бельмондо чувством юмора - часто черного и саркастического. Все это благодаря традиционно блестящим диалогам - поэтому рекомендую смотреть версию с прекрасным советским литературным переводом и неподражаемым дубляжом Николая Караченцова.
А матушка Кемаль работает на Мекаччи.
На моего друга и благодетеля?
На нашего друга. И моего тоже.
Ты подумай, какое совпадение!
Само собой герой полицейского фильма в исполнении Бельмондо - человек действия. Как и в других фильмах типа "Страха над городом" режиссер и оператор снимают action-сцены так, чтобы было видно - все без дураков, любимец публики Бебель без всякой страховки прыгает с вертолета на катер, таранит бронированным "Мустангом" машину с убийцами друга, кувыркается сбитый автомобилем. 50-летний Жан-Поль в форме!
Критики, как водится, фильм ругали - ровно за то, за что громили "Грязного Гарри" и "Кто есть кто". Называли героя Бельмондо чуть ли не фашистом, творящим беззаконие будучи слугой закона. Зато зрители восприняли "Вне закона" с энтузиазмом - во Франции в 83-м лента вошла в тройку самых кассовых, в прокате ее посмотрели почти 5 миллионов человек!
35 лет спустя любители французских "поляров" и поклонники Бельмондо с удовольствием пересматривают эту ленту. Я "освежал память" этим утром - и музыка Морриконе до сих пор звучит у меня в ушах. Как в первый раз в далеких-далеких 80-х.
P.S.
Жаль, что "Вне закона" оказался предпоследним полицейским фильмом Бельмондо. Сам актер говорил, что не хочет превратиться в "летающего дедушку французского кино". Его аудитория старела. Молодежь все больше "садилась на иглу" голливудских блокбастеров. Увы, "то самое" французское кино постепенно уходило в историю. Хорошо, что остались фильмы, которые мы любим. Спасибо, Бебель!