Найти в Дзене
киНоНостальгия

Почему все игнорируют этот фильм Бельмондо? "Одиночка" (1987)

Последний полицейский боевик в карьере Жана-Поля Бельмондо.

Жан-Поль Бельмондо в фильме "Одиночка" (1987)
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Одиночка" (1987)

В моей жизни Бебель, как его любя зовут французы, был всегда - с тех пор, как я сознательно начал ходить в кино. Не случайно с каждым увиденным в 70-80-е фильмом связано личное воспоминание. Март 1989-го. Дослуживаю второй год в Советской Армии. Последние месяцы тянутся невыносимо долго, тянет домой, на "гражданку". В увольнительной вижу афишу - новый фильм с Бельмондо "Одиночка"! И вот я в темном зале - словно дома, в Москве. Все как в детстве и юности - белозубая улыбка Бельмондо, стильная кожанка, крутой ствол, несравненный голос Караченцова.

Жан-Поль Бельмондо в фильме "Одиночка" (1987)
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Одиночка" (1987)

Вдохновленные успехом "Вне закона", Бельмондо и режиссер Жак Дере в 1987-м выпускают боевик "Одиночка" (Le Solitaire), который оперативно по тому времени оказался в советском прокате. Авторы используют проверенную формулу - крутой полицейский не стесняется в средствах, борясь с преступностью. Методы, мягко говоря, подчас не самые приятные, а для советского зрителя 80-х еще и не очень привычные - подбросить наркотики, запугать, кулаками выбить показания. Но обаяние любимого Бельмондо все спишет, да и праведная цель как бы оправдывает средства. "Одиночка" и похож на предыдущие боевики Бебеля - и отличается от них.

Мишель Кретон и Жан-Поль Бельмондо в фильме "Одиночка" (1987)
Мишель Кретон и Жан-Поль Бельмондо в фильме "Одиночка" (1987)

Друзья-напарники мечтают перебраться на Антильские острова и построить маленький отель. Рапорты об отставке отпечатаны, партнеры пьют шампанское - но в клубе им встречается опасный преступник, психопат и наркоман Шнайдер. При попытке задержания он убивает полицейского - так герой Бельмондо становится "одиночкой". И в этом фильме им будет двигать не столько "служебный долг", сколько персональная вендетта. Естественно, заявление об отставке отправится в урну, а комиссар Стан Жалар станет ждать часа расплаты. Герои "Кто есть кто" и "Вне закона" боролись с организованной преступностью, у Жалара - цель очень личная и конкретная.

Кадр из фильма "Одиночка" (1987)
Кадр из фильма "Одиночка" (1987)

Герой Бельмондо в "Одиночке" - полноправный преемник предыдущих образов. Он не церемонится с мелкой шушерой, запросто подставит осведомителя, да и провалившему операцию коллеге-сопернику может отвесить несколько чувствительных ударов. Сегодня, когда такое кино стало российской реальностью, некоторые моменты выглядят как наглядная инструкция для будущих правоохранителей. "А я уверен, что вы найдете у нее наркотики! Когда полицейский знает что ищет - обязательно найдет!" - в 80-х эти фразы вызывали смех, сегодня - горькую усмешку.

Кадр из фильма "Одиночка" (1987)
Кадр из фильма "Одиночка" (1987)

Но учтя критику предыдущих фильмов за циничность и жестокость, в "Одиночке" авторы решили смягчить образ чрезмерно брутального комиссара. Жалар - крестный отец сына погибшего напарника, и в фильме уделено много времени их трогательным отношениям. С виду суровый, но на деле заботливый и любящий Жалар нежно привязан к мальчишке, который регулярно "отшивает" подружек фривольного "крестного".

Кадр из фильма "Одиночка" (1987)
Кадр из фильма "Одиночка" (1987)

Бельмондо в "Одиночке" не только смягчился в человеческом плане. В отличие от других боевиков у него практически нет трюковых съемок. В фильме хватает пальбы и изрешеченных пулями трупов, но вот сам Бельмондо не демонстрирует легендарную отчаянность трюкача. Ни крутого мордобоя, ни лихих автопогонь, ни пролетов над Парижем в "Одиночке" не увидишь. Увы, на съемках предыдущей ленты - "Ограбление" - Бебель получил серьезную травму, и не мог самостоятельно исполнять сложные трюки - а к помощи дублеров он не привык!

Кадр из фильма "Одиночка" (1987)
Кадр из фильма "Одиночка" (1987)

К сожалению, на "домашнем рынке", во Франции эта симпатичная лента прошла скромно - по сравнению с "Вне закона" было продано в 5 раз меньше билетов! Кассовый неуспех "Одиночки" подтолкнул Бельмондо к решению завязать со "службой" - и больше в полицейских боевиках он не снимался.

Жан-Поль Бельмондо в фильме "Одиночка" (1987)
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Одиночка" (1987)

Это грустно - но неизбежно. Время менялось. В 87-м выходит "Смертельное оружие", в 88-м - "Крепкий орешек" и "Над законом". Высокобюджетные голливудские блокбастеры и костоломные боевики с молодыми звездами типа Сигала стабильно отгрызают аудиторию европейских фильмов.

Но, слава богу, сегодня можно не только вздыхать по старому доброму кино, а легко смотреть его дома, без жующих попкорн соседей - и снова наслаждаться любимыми актерами и фильмами.
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Одиночка" (1987)
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Одиночка" (1987)