В 1982-м году безусловный лидер французского кино - приключенческая комедия "Ас из асов" (L'as des aces/Ace of Aces/The Super Ace). Пальму первенства в прокате "Ас" уступил лишь феноменально успешному мировому блокбастеру "Инопланетянин" Стивена Спилберга, оставив позади новую серию культовой франшизы про жандарма из Сен-Тропе с Луи де Фюнесом, сиквел супер-популярной "Вечеринки" с Софи Марсо, фильмы о безумном Максе и другие кассовые хиты.
Причины успеха "Аса из асов", с одной стороны, вполне понятны. С другой - более глубоки, но об этом чуть позже.
Поставил "Аса" один из самых удачливых комедиографов Франции - Жерар Ури. Тот самый, что придумал объединить холерика де Фюнеса и флегматика Бурвиля в легендарных хитах "Разиня" и "Большая прогулка". Он снял "Манию величия" с Луи де Фюнесом и Ивом Монтаном. Он же сделал Пьера Ришара героем приключенческой комедии "Побег", а незадолго до "Аса" выпустил вечнозеленый хит "Укол зонтиком" с тем же Ришаром.
В главной роли "Аса" - Жан-Поль Бельмондо, одна из главных "звезд" европейского кино. За спиной Бебеля, как его прозвали фанаты, цепь свежих коммерческих хитов - "Чудовище" Клода Зиди, "Кто есть кто", "Игра в четыре руки" и легендарный "Профессионал" Жоржа Лотнера.
Автор блестящего саундтрека- Владимир Косма, французский композитор румынских корней. Косма для французской комедии 70-80-х - такая же знаковая фигура, как гениальный Эннио Морриконе для итальянского спагетти-вестерна. Морриконе определил музыкальный образ европейских фильмов о Диком Западе, а Владимир Косма создал визитную карточку французской комедии феерическими саундтреками фильмов Клода Зиди, Ива Робера, Жерара Ури и Франсиса Вебера. Музыка к "Асу из асов" - одно из последних гениальных творений Косма. Несмотря на солидный возраст, Косма еще активен в профессии, но, конечно, главное его музыкальное наследие принадлежит 70-80-м.
На постановку "Аса из асов" продюсеры не жалели денег, выделив на съемки бюджет в сорок миллионов франков - солидную по тем временам сумму. И, как говорится, каждый потраченный франк виден на экране.
Вот, к примеру, пролог из времен первой мировой. Теоретически, эту сцену можно было не снимать, а, скажем, передать события через диалоги или отослать героев к старым фотографиям на каминной полке. И тем не менее авторы решают знакомить зрителя с героями буквально - воспроизводя воздушный бой французского и германского асов над фронтовой линией. Сегодня подобную сцену сняли бы по привычной технологии: герои в павильоне на фоне так называемого хромакея, сгенерированные компьютерной графикой 3-D модели самолетов, искусственные задники и ощущение невсамделишности происходящего.
Другое дело фильм 1982-го - летчики-асы воспроизводят реалии воздушного боя на настоящих самолётах в воздухе, опасно сближаются, исполняют мёртвые петли, совершают жесткие посадки. Непритязательная вроде бы комедия выходит на технический уровень серьезного военного эпика...
"Ас из асов" наполнен традиционными для французского комедийного фарса гэгами и шутками. Но есть один нюанс... И тут мы приближаемся к, возможно, главной причине столь феерического успеха фильма Жерара Ури и Жана-Поля Бельмондо.
Всем известна неоднозначная роль Франции в противостоянии с нацисткой Германией. С одной стороны, драма Дюнкерка, движение Сопротивления, "Свободная Франция", де Голль и участие французов в освобождении Европы после высадки в Нормандии. С другой, "странная война", позорная капитуляция и кадры нацистских колонн, проходящих с площади Этуаль через Триумфальную Арку по Елисейским Полям. И отвратительный антисемитизм времен оккупации, кульминацией чего послужила депортация силами французской полиции тринадцати тысяч евреев в нацистские лагеря смерти.
Как известно, де Голль употребил все свое влияние, чтобы "правильно" изобразить роль французов во Второй Мировой. В знаменитой комедии с Брижит Бардо "Бабетта идет на войну" даже проститутки, все как одна, были антифашистками. А шедевр продюсера Делона "Мсье Кляйн" за несколько лет до "Аса" жестко провалился в прокате, потому, что слишком откровенно показывал нелицеприятную правду о геноциде евреев 1942-го года...
В этом плане "Ас из асов" послужил просто-таки массажной перчаткой для национального сознания французов. Герой Бельмондо воевал с немцами во время первой Мировой, теперь он - главный тренер французской сборной по боксу во время берлинской Олимпиады-36. Его герой Кавалье возмущен политикой фюрера и планирует пропустить церемонию открытия Олимпиады, чтобы, не дай бог, не выбросить руку в нацистском приветствии. Авторы "Аса" очень элегантно обходят нелицеприятные моменты отношений Франции и гитлеровской Германии - все самые позорные моменты остаются в неком будущем, а пока в кадре присутствует сатирический приключенческий антифашистский фарс времен олимпийских игр 1936-го года.
В поезде Париж-Берлин Кавалье знакомится с еврейским мальчиком Симоном и неизбежно берет его под свою опеку. Эффектная драка с гестаповцами в книжном магазине Розенблюмов вносит Каалье в список нежелательных лиц, а чуть позже ему приходится взять под свое крыло и всю семью Розенблюмов, папаша которых когда-то в прологе из первой мировой унижал тупого ефрейтора Гитлера...
Герой Бельмондо - летчик-боксер-патриот Кавалье в этом фильме выступает своего рода представителем национального характера, идеальным "Д'Артаньяном" французского народа. Кавалье словно пришел из романов Дюма. Он мужественный и благородный, он всегда заступится за слабого и не побоится вступить в бой с дюжиной противников. Женщины перед ним бессильны, дети его обожают, ибо он - герой без страза и упрека. У него есть чувство юмора, но есть и душа, он не бросит беззащитных без помощи. У него улыбка на устах в самых безвыходных ситуациях и он никогда не теряет присутствия бодрого галльского духа.
И, конечно же, Кавалье становится спасителем еврейской семьи Розенблюмов. Рискуя свободой, жизнью и - самое главное! - финалом Олимпиады-36, где французы обязаны побить нацистов на ринге!
Этнический юмор не был новинкой для Жерара Ури. В его знаменитой комедии "Приключения раввина Якоба" Луи де Фюнес играл француза-антисемита который в силу обстоятельств вынужден прикидываться авторитетным раввином из Америки, прибывшим с почетной миссией во Францию. Сцена, где герою де Фюнеса приходится танцевать еврейский танец, - на мой взгляд, адски смешна и по сей день. Достойным продолжение темы, мне кажется, служит и финал "Аа из асов". Перепутав направления, Кавалье и семья Розенблюмов оказываются в резиденции Гитлера, где их принимают за оркестр баварских музыкантов. Розенблюмы умеют играть только еврейские мелодии и в присутствии фюрера вынужденно устраивают музыкальную дуэль с "народной" баварской музыкой. По-моему, это очень смешная сцена, когда румяные баварские селяне вдруг исполняют заразительные еврейские танцы...
"Ас из асов" подвергает нацизм важному удару - насмешке. Гитлеризм не только страшен, он смешон, идиотски, гомерически нелеп. Законодательство РФ запрещает демонстрацию нацистской символики, поэтому я не могу представить многие скриншоты, но поверьте, визуальные и вербальные издевательства над нацизмом присутствуют в "Асе из асов" в рекордном количестве на минуту экранного времени. Стоит только вспомнить часы с боем, где куукушку подменяет зигующий нацистский орел!
Когда-то в начале 80-х, еще во времена "Кинопанорамы" с Эльдаром Рязановым время от времени показывали фрагменты из иностранных фильмов. Тогда считалось, что после такой "презентации" фильм скоро выйдет в советский прокат. В одной из передач показали великолепный эпизод драки Бельмондо с гестаповцами из "Аса из асов", и мы уже рассчитывали, что вскоре эта лента станет хитом наших кинотеатров. Увы, "Ас из асов" появился у нас только в 90-е. Помню, мы с моей девушкой в несуществующем нынче к/т "Спорте" напротив Новодевичьего монастыря в Москве смотрели "Аса" в почти пустом зале... Советский прокат умирал, зрители бросились смотреть ставшее доступным видео - Чак Норрис, Ван Дамм, Сигал и все такое. Супер-продукция французского кино десятилетней давности на фоне голливудских блокбастеров казалась скромным кино из прошлой жизни.
Я часто чувствую сожаление. Выйди бы "Ас из асов" в СССР году так в 1983-м - и это был бы супер-хит советского проката! Антифашистская тема, насмешка над нацизмом, приключения, трюки, погони, драки - все для того, чтобы фильм Жерара Ури стал бы не меньшим хитом, чем его же "Укол зонтиком", на который мы бегали после школы по два-три раза!
Пересмотрев давеча "Аса из асов" тридцать с лишним лет спустя, я подумал: какое хорошее, доброе, светлое кино! Без фиги в кармане, без двойного дна, модной мета-иронии и прочих пост-модернов. Это были фильмы, которые преследовали одну цель - поднять настроение и развлечь зрителя на полтора-два часа. И, как ни крути, в этой своей миссии они были "асами из асов"....