Найти в Дзене
Extreme Sound

10 песен Slade, доказывающих их величие

В современной Великобритании имя Slade неизбежно вызывает одну ассоциацию — оглушительный крик Нодди Холдера «It's Chreeeeesssstttmaaaaaaasssssss!». Их гимн «Merry Xmas Everybody» стал для британцев таким же неотъемлемым атрибутом Рождества, как индейка или ёлка. Эта песня оказалась для группы одновременно и благословением, и проклятием: с одной стороны, она обеспечила музыкантам безбедное будущее, с другой — на Западе она практически стёрла из массовой памяти их огромное и влиятельное рок-наследие. Однако по ту сторону «железного занавеса», для миллионов людей в СССР, такая постановка вопроса показалась бы абсурдной. Там Slade были не «группой одного рождественского хита», а настоящим рок-феноменом. В 70-е и 80-е их песни «Mama Weer All Crazee Now», «Cum On Feel The Noize» и «Coz I Luv You» гремели из каждого кассетного магнитофона и были обязательной программой на любой дискотеке. Slade были символом настоящего, незамутнённого западного рок-н-ролла — громкого, наглого и невероятн

В современной Великобритании имя Slade неизбежно вызывает одну ассоциацию — оглушительный крик Нодди Холдера «It's Chreeeeesssstttmaaaaaaasssssss!». Их гимн «Merry Xmas Everybody» стал для британцев таким же неотъемлемым атрибутом Рождества, как индейка или ёлка. Эта песня оказалась для группы одновременно и благословением, и проклятием: с одной стороны, она обеспечила музыкантам безбедное будущее, с другой — на Западе она практически стёрла из массовой памяти их огромное и влиятельное рок-наследие.

Однако по ту сторону «железного занавеса», для миллионов людей в СССР, такая постановка вопроса показалась бы абсурдной. Там Slade были не «группой одного рождественского хита», а настоящим рок-феноменом. В 70-е и 80-е их песни «Mama Weer All Crazee Now», «Cum On Feel The Noize» и «Coz I Luv You» гремели из каждого кассетного магнитофона и были обязательной программой на любой дискотеке. Slade были символом настоящего, незамутнённого западного рок-н-ролла — громкого, наглого и невероятно мелодичного. О существовании их рождественской песни большинство советских слушателей даже не подозревало.

Эта статья призвана исправить историческую несправедливость, сложившуюся на Западе, и напомнить миру о тех Slade, которых знали и любили в СССР. О группе, которая была не просто сезонным развлечением, а одной из величайших рок-команд своей эпохи. Вот десять неопровержимых доказательств их гениальности.

Авторский дуэт Нодди Холдера и Джимми Ли не только не уступал в качестве таким титанам, как Леннон/Маккартни или Джаггер/Ричардс, но и мог соревноваться с ними в коммерческом успехе. В начале 70-х Slade были для Британии эквивалентом The Beatles: 17 их синглов подряд вошли в топ-20, а шесть из них заняли первое место.

Чтобы развеять миф о «группе одного хита», вот десять неопровержимых доказательств гениальности Slade.

1. Far Far Away (1974)

Акустическая и рефлексивная баллада из саундтрека к фильму Slade In Flame (возможно, лучшего «рок-фильма» всех времён). Выпущенная синглом, песня достигла второго места в чартах. В ней Нодди Холдер предстаёт в неожиданно сдержанном и искреннем образе, а мелодия припева обладает цепляющим хуком невероятной силы.

2. Skweeze Me, Pleeze Me (1973)

Летом 1973 года Slade были на вершине мира, и этот мощный стадионный гимн идеально передаёт их кураж и задор. Построенный на мускулистом гитарном риффе, трек стал пятым подряд синглом группы, занявшим первое место. Несмотря на текст, который сегодня может показаться спорным, это прототип «пацанского рока» в его лучшем проявлении.

3. When The Lights Are Out (1974)

Сходство стиля Холдера/Ли с Ленноном/Маккартни отмечалось неоднократно, но нигде оно не проявляется так ярко, как в этой незаслуженно забытой песне с альбома Old New Borrowed And Blue. Основную вокальную партию здесь исполняет басист Джимми Ли, что является большой редкостью. Позже на эту песню сделала кавер группа Cheap Trick, и она идеально вписалась в их репертуар, как будто была написана ими самими.

4. Mama Weer All Crazee Now (1972)

Грязный гитарный рифф, фирменный галопирующий ритм барабанщика Дона Пауэлла и оглушительные хлопки в ладоши — этот трек был идеальным гимном школьных дискотек своего времени. Его энергия была настолько заразительной, что он легко отправлял толпу подростков в неистовый пляс. Позже на песню был сделан кавер группой Quiet Riot, но их версия не смогла передать и доли первобытной мощи оригинала.

5. Everyday (1974)

У Slade всегда было две стороны: на каждый громогласный стадионный гимн приходилась чувствительная баллада. «Everyday» — возможно, лучший пример второй стороны. Этот сингл, последовавший за их рождественским хитом, демонстрирует невероятный вокальный диапазон Нодди Холдера. Сдержанный и чувствительный в куплетах, он взрывается яростным, пронзительным воплем в припевах — это вокальное мастерство в его самой блистательной форме.

6. Get Down And Get With It (1971)

Slade всегда были непобедимы на сцене. Их прорыв в британские чарты состоялся именно с этой песней — студийной версией концертного боевика, построенного на топоте ног и хоровом пении. Когда в 1980 году группу в последнюю минуту позвали выступить на фестивале в Рединге, они использовали это «секретное оружие» и произвели фурор. Тот концерт фактически воскресил их карьеру, которая к тому моменту пошла на спад.

7. Coz I Luv You (1971)

Почти причудливая в своём уникальном сочетании сдержанного ритма, пронзительного вокала в духе Леннона и яростной цыганской скрипки, «Coz I Luv You» впервые вывела Slade на вершину чартов. Но зрителей телешоу Top Of The Pops поразил не только звук, но и невероятный имидж группы, который стал такой же важной частью их успеха, как и музыка.

8. In For A Penny (1976)

К моменту выхода этой песни коммерческий успех Slade уже шёл на убыль, так как группа тратила много времени на безуспешные попытки покорить Америку. Тем не менее, трек демонстрирует их в отличной форме, особенно гитариста Дэйва Хилла, который исполняет здесь одно из своих самых длинных и запоминающихся соло.

9. Cum On Feel The Noize (1985 Re-recorded Version)

Хотя большинство знакомо с версией 1973 года, эта перезаписанная для рождественского альбома 1985 года версия звучит как неудержимая звуковая лавина. Вероятно, она была реакцией на суперуспешный кавер от Quiet Riot. Этот вариант звучит ещё более нагло и мощно, чем оригинал, и даже кавер от Oasis 1996 года не может с ним сравниться. А барабаны Дона Пауэлла здесь просто выносят мозг.

10. How Does It Feel? (1975)

Великая утерянная песня Slade. Любимая композиция самого Нодди Холдера и заглавная тема к одному из самых недооценённых фильмов 70-х. Выпущенная синглом, она провалилась в чартах, заняв лишь 15-е место — немыслимый результат для группы в 1975 году. Коммерческий спад Slade начался именно здесь, по иронии судьбы, на их творческом пике. Ноэл Галлахер из Oasis назвал её «одной из лучших песен, когда-либо написанных в истории поп-музыки». И, возможно, на этот раз он не ошибся.