Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Лучший из "Шерманов" первой волны

История Medium Tank M4A3, наиболее удачного, по мнению американских военных, варианта Medium Tank M4 Принятый на вооружение американской армии в сентябре 1941 года Medium Tank M4 стал настоящим конструктором. Аналогично предшественнику, Medium Tank M3, он создавался так, чтобы его можно было выпускать широкому кругу предприятий, в том числе и с точки зрения двигателей. В результате так получилось, что в крупной серии находилось 5 вариантов танка с 4 типами двигателей. Нельзя сказать, что при этом американские военные сильно мучились с таким числом двигателей. Ибо не все танки предназначались для них, кроме того, в ходе выпуска они выбрали для себя оптимальные варианты. Второй пилотный, он же серийный, образец Medium Tank M4A3. Изготовлен в мае 1942 года, окончательно принят в июле. То, какой вариант танка сами американские военные считали для себя оптимальным, хорошо видно по тому, как они поставлялись за рубеж. Так вот, меньше всего шло союзникам две версии - M4A1 и M4A3. Конечно, M4A

История Medium Tank M4A3, наиболее удачного, по мнению американских военных, варианта Medium Tank M4

Принятый на вооружение американской армии в сентябре 1941 года Medium Tank M4 стал настоящим конструктором. Аналогично предшественнику, Medium Tank M3, он создавался так, чтобы его можно было выпускать широкому кругу предприятий, в том числе и с точки зрения двигателей. В результате так получилось, что в крупной серии находилось 5 вариантов танка с 4 типами двигателей. Нельзя сказать, что при этом американские военные сильно мучились с таким числом двигателей. Ибо не все танки предназначались для них, кроме того, в ходе выпуска они выбрали для себя оптимальные варианты.

Второй пилотный, он же серийный, образец Medium Tank M4A3. Изготовлен в мае 1942 года, окончательно принят в июле.
Второй пилотный, он же серийный, образец Medium Tank M4A3. Изготовлен в мае 1942 года, окончательно принят в июле.

То, какой вариант танка сами американские военные считали для себя оптимальным, хорошо видно по тому, как они поставлялись за рубеж. Так вот, меньше всего шло союзникам две версии - M4A1 и M4A3. Конечно, M4A1, которые пошли в серию первыми, тем же англичанам поставили почти 950 штук, но это более чем в 2 раза меньше, чем M4, с тем же мотором. Ну а для себя американцы однозначно выбрали Medium Tank M4A3. И если M4A1 являлся скорее выбором из экономических соображений, то M4A3 выбрали как лучший в семействе. Всего 7 танков, поставленных союзникам, на это прямо намекают.

Мотор Ford GAA, укороченный авиационный мотор, хорошо вписавшийся как танковый.
Мотор Ford GAA, укороченный авиационный мотор, хорошо вписавшийся как танковый.

Столь существенный калейдоскоп по двигателям случился не на пустом месте. Летом 1941 года возникли подозрения, что радиальных моторов воздушного охлаждения Continental R975 может не хватить. По этой причине Уильям Кнудсен, глава Производственного управления, совершил вояж по потенциальным производителям танковых двигателей. В их числе была и Ford Motor Company, которая, помимо всего прочего, пыталась влезть в большие контракты на авиационные двигатели. У нее имелся мотор Ford XV-1650, имевший тот же литраж, что и английский Rolls-Royce Merlin. Но влезть не удалось, потому как с англичанами договорился Packard, а еще один мотор военным был не нужен.

Как и М4А2, данная версия танка получила характерный "хвостик".
Как и М4А2, данная версия танка получила характерный "хвостик".

Естественно, столь большой двигатель для Medium Tank M3 оказался излишним, но его вполне можно было переделать. В результате из V12 получился V8, объемом 1100 кубических дюймов (18,03 литров). В отличие от Continental R975, который питался бензином с октановым числом более 90, дефорсированный авиационный мотор от Ford работал на 80-м бензине. Что, разумеется, было более рациональным с точки зрения поставок топлива в войсках. Мотор существенно доработали для использования в танке. Снизилась и мощность - 450 л.с. в эксплуатационном режиме, и 500 л.с. максимальная (при 2600 об/мин).

Продольный разрез M4A3.
Продольный разрез M4A3.

Мотор был длиннее и тяжелее, чем Continental R975 (667 кг против 332 кг), тем не менее, он получался заметно легче GM 6046 и тем более Chrysler A57 Multibank. Да и насчет габаритов не всё так просто: при длине 1480 мм он был даже покороче В-2. По большому счету, получилось что-то вроде В-2, только по-американски и работающим на бензине. К концу 1941 года первые моторы, получившие обозначение Ford GAA, прошли тесты, отработав 85 моточасов. Двигатель установили в Medium Tank M3, данный вариант 19 февраля 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил как Medium Tank M3E1. Но еще до этого, в январе 1942 года, Комитет по Вооружениям стандартизировал другой танк с таким мотором - Medium Tank M4A3.

Моторное отделение без жалюзи.
Моторное отделение без жалюзи.

Такой оптимизм легко объясним. По соотношению массы и мощности это был лучший из имевшихся танковых моторов. На стороне Continental R975 была только масса, а также дешевизна, но при этом ресурс у данного двигателя составлял менее 100 моточасов. M4A3 был чуть тяжелее M4A2, на который оказался очень похож. Он также получил кормовой лист со скосом, там прятались радиаторы. Отличить эти танки можно по наличию глушителя. У M4A2 он имелся, а у M4A3 обошлись без глушителя. Также, аналогично M4A2, танк с мотором Ford GAA имел более низкое расположение вала от двигателя к КПП. Это позволило увеличить высоту "стакана" подбашенной корзины, что, разумеется, улучшило ситуацию для расчета башни.

Танк довольно похож на M4A2.
Танк довольно похож на M4A2.

Первый Medium Tank M4A3 покинул завод Ford 13 мая 1942 года, всего было построено два таких танка. 29 мая того же года второй пилотный образец оказался на полигоне General Motors. Самое интересное, что первый пилотный танк засчитали в июне 1942 года, а второй - в августе. Фактически летом 1942 года Ford только готовился к массовому выпуску танков по контракту T-3034. Всего по нему производилось 350 танков, включая два пилотных образца (серийные номера 2655-3004, регистрационные номера U.S.A. W-3055615-3055964). За август официально сдали 19 штук (18+1), в сентябре 70, в октябре 150, в ноябре 109 (плюс первые 31 танк по контракту T-3334). В январе 1943 года сдали последний танк из первого контракта.

Отличить его можно сзади.
Отличить его можно сзади.

Надо сказать, что танк в 1942 году менялся мало. В октябре 1942 года стали появляться первые танки, у которых смотровые лючки (Direct Vision) заменили на вторую пару перископов в удлиненных литых выступах механика-водителя и его помощника. Впервые о такой замене заговорили еще в конце апреля 1942 года, а 13 августа того же года о замене Direct Vision последовал приказ от Управления Вооружений. Но одно дело приказ, другое исполнение. Это еще Ford довольно оперативно поменял, кое-где Direct Vision прожил аж до 1943 года. Так или иначе, но танки по контракту T-3334 (1340 штук, серийные номера 11460-12799, регистрационные номера U.S.A. W-3053615-3054954) выпускались уже с новыми выступами.

Демонтаж башни. Подбашенная корзина крупным планом.
Демонтаж башни. Подбашенная корзина крупным планом.

Танки по контракту T-3034 стали единственными Medium Tank M4A3, которые поставлялись союзникам по антигитлеровской коалиции. 7 танков выпуска июля 1943 года отправилось в Англию на испытания. Согласно английской системе обозначений, танк получил индекс Sherman IV, впервые данный индекс применили в августе 1942 года. Интересно, что в английских документах мощность мотора Ford GAA указана 390 лошадиных сил, что слегка так меньше реальности. По ряду причин крупных поставок не случилось. Тут дело не только в "такая корова нужна самому", но и в невысоких объемах выпуска данной версии.

M4A3, в его исходном виде, был эксклюзивом Ford.
M4A3, в его исходном виде, был эксклюзивом Ford.

По ряду причин Medium Tank M4A3 являлся эксклюзивом завода в Хайленд-Парк, штат Мичиган (здесь же выпускали истребители танков GMC M10A1, которые также оснащались моторами Ford GAA). По этой причине объемы выпуска танка оказались сравнительно небольшими. В декабре 1942 года сдали 134 танка, в январе 1943 года всего 60 +1, в феврале 128, в марте 130, в апреле-июне по 156 штук, в июле 142, в августе 150 и в сентябре последние 97 танков. На этом выпуск M4A3 прекратился, по крайней мере, в том виде, каким танк был изначально. Ford переключили на более подходящие для него направления, а именно бронемашины, орудийные установки и, главное, моторы. Для понимания, моторов семейства Ford GAA выпустили более 25 тысяч штук.

Так выглядели танки основной серии. Противопылевые экраны официально появились весной 1943 года.
Так выглядели танки основной серии. Противопылевые экраны официально появились весной 1943 года.

Еще одним направлением, которым занимался Ford, были орудийные установки. Исходная орудийная установка M34 с перископическим прицелом M4 оказалась не самой удачной. Поэтому еще в 1942 году была разработана орудийная установка M34A1 с телескопическим прицелом M55. Ее легко можно отличить по широкой подвижной бронировке и глазку прицела с правой стороны. Выпускать ее начали с марта 1943 года, в общей сложности Ford выпустил 19985 установок семейства M34/M34A1. Ставить в M4A3 из стали весной 1943 года (скорее всего с мая), вариант башни с ней стал именоваться как D50878. Также часть ранее выпущенных танков позже перевооружили на M43A1, благо амбразура та же.

Параллельно выпускались GMC M10A.
Параллельно выпускались GMC M10A.

Обычно танки семейства M4 разделяют на ранние, средние и поздние. Под ранними подразумевают танки с Direct Vision, что плюс-минус справедливо. А вот со средними и поздними всё куда сложнее. По большому счету, разница между средним и поздним вариантами была только по орудийной установке, которую далее могли поставить и на более ранний танк. Также с мая 1943 года танки стали оснащать противопылевыми экранами (официально "универсальные противопылевые щитки"), которые, впрочем, могли ставиться и на более ранние машины. В августе 1943 года ввели стопор орудие по-походному. Впрочем, он мог ставиться и на более ранние танки, в ходе капитального ремонта. Тогда же вводили дополнительное бронирование бортов корпуса, выступов мехвода и его помощника, а также правой передней скулы башни.

Танк, прошедший модернизацию. Поставлены экраны, дополнительная броня на бортах корпуса, также добавили стопор орудия по-походному.
Танк, прошедший модернизацию. Поставлены экраны, дополнительная броня на бортах корпуса, также добавили стопор орудия по-походному.

Последний Medium Tank M4A3 сдали 15 сентября 1943 года. На этом история M4A3 не заканчивалась, а только начиналась. Правда, это был уже немного другой танк, да и выпускался он уже другими заводами - Fisher Tank Division и Детройтским танковым арсеналом, причем случилось это уже в начале 1944 года. Так или иначе, 1690 танков, выпущенных Ford, совсем не растворились в общем потоке "Шерманов". И если танки с Direct Vision ипрользовались, по большей части, для обучения экипажей и разных опытов, то основная масса M4A3 очень даже повоевала, пройдя не одну волну модернизации.

Осенью 1944 года поставили еще и уширители траков.
Осенью 1944 года поставили еще и уширители траков.

Наиболее интенсивно танки по контракту T-3334 применялись во время боевых действий в Европе 1944-45 гг. Использовались они как в своём исходном виде, так и после программы усиления броневой защиты. Дополнительными листами брони прикрывали места размещения снарядных укладок, а также место размещения наводчика. Ареал использования M4A3 не ограничивался только Европой: в 1945 году M4A3 активно применялись во время боев на Тихом Океане. Повоевали они и на Окинаве.

M4A3 были эксклюзивом американской армии.
M4A3 были эксклюзивом американской армии.

Специфика использования M4A3 с Direct Vision привела к тому, что именно этих танков сохранилось больше всех. Причем часть этих танков проходила и последнюю волну модернизации, которая датирована началом 50-х годов. К тому времени американская армия оставила себе только M4A1 и M4A3, один как с самым массовым и дешевым мотором, а второй как танк с лучшим мотором. Прослужили они в американской армии до второй половины 50-х годов, а в иных местах еще дольше. Одним словом, танк от Ford Motor Company пригодился.

Список источников:

US NARA

Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994

usautoindustryworldwartwo.com

Sherman Minutia

Архив автора

US Signal Corps

Другие материалы по американским средним танкам семейства M4:

К 80-летию принятия на вооружение американского среднего танка Medium Tank T6 (M4)

Рассказ об американском среднем танке M4A1 (Sherman II) с именем собственным Michael, экспонате Танкового музея в Бовингтоне

История Medium Tank M4A1 первых производственных серий

Изменчивый Medium Tank M4A1 Криса Тилла

Американский средний танк Medium Tank M4A2 ранних выпусков Советском Союзе

История Medium Tank M4A2E4, опытного американского танка на торсионной подвеске

Рассказ об американском среднем танке M4A2, новинке Музея отечественной военной истории

Идеи по модернизации Medium Tank M4A2, предлагавшиеся в начале 1944 года конструкторами ЦАКБ А.С. Часовниковым и С.Д. Казариным

Рассказ о среднем танке M4A2(76)W, который находится на экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Американский средний танк M4A2E8 в Красной Армии

Рассказ о танке Sherman IIIAY (M4A2E8) из Танкового музея в Бовингтоне, главном герое фильма Fury

История штурмового танка Assault Tank T14, созданного в США по заданию английской стороны

Рассказ об Assault Tank T14, который ныне находится в коллекции Танкового музея в Бовингтоне

История Medium Tank M4A4, который оснащался самым странным американским танковым двигателем

Испытания Medium Tank M4A4 в Советском Союзе

Рассказ о Sherman V (Medium Tank M4A4) из коллекции Музея Техники Вадима Задорожного

История Medium Tank M4A6, которому было не суждено стать крупносерийным

История башни D82081 и разновидностей, изначально созданной для Medium Tank T23, но прописавшейся на Medium Tank M4

Medium Tank M4A1(76)W из коллекции Национального военного музея в Сустерберге, Нидерланды

Рассказ о Medium Tank M4, втором по массовости танке в истории