История Gun Motor Carriage M10, самого массового американского истребителя танков
Первые истребители танков появились во второй половине 20-х годов. Поначалу речь шла о шасси тракторного типа с довольно узким сектором горизонтального обстрела. К началу 30- годов немцы, первыми создавшими истребитель танков, создали новую концепцию этой боевой машины. Теперь истребитель танков имел вращающуюся башню, которая имела круговой сектор обстрела. У самих немцев такая концепция не имела успеха: созданные по ней боевые машины получились неудачными, поэтому остались в виде опытных образцов. Более успешными оказались американские разработки, появившиеся независимо от немцев. Первый американский истребитель танков появился еще в 1937 году, но полноценные работы по ним стартовали в 1941 году, как только появилась подходящая база.
Поначалу истребители танков у американцев получались не такими, как задумывались. Еще в 1940 году появилась идея об установке на гусеничное шасси 3-дюймовой (76-мм) зенитной пушки с круговым сектором обстрела. Другой вопрос, что шасси Light Tank M3 и Medium Tank M3 плохо подходили для таких задач. Ситуация изменилась после принятия на вооружение Medium Tank T6. После его стандартизации как Medium Tank M4 начались работы над истребителем танков Gun Motor Carriage T35. Разработка, которую вел капитан Квентин Берг из Департамента Вооружений, по ходу работ несколько изменилась. Тем не менее, в июне 1942 года GMC T35E1, доработанная версия САУ, была стандартизирована как Gun Motor Carriage M10. Она стала самым массовым американским истребителем танков военного периода.
Допиливание на ходу
Стандартизация GMC T35E1 означала, что Fisher Tank Division, где изготовляли опытные образцы, начинала работы по подготовке серийного производства. Но по факту разработка машины продолжалась. В чистом виде GMC T35 для серийного производства не годилась, поскольку по ходу испытаний, а также в ходе подготовки производства, начали вылезать недостатки, которые требовалось устранить. Поэтому серийная GMC M10 существенно отличалась от прародителя.
Главным отличием серийной машины стала башня. Изначально башня GMC T35 создавалась на базе переделанной башни Medium Tank M4. Отсюда и округлая форма кормы. Между тем, сварная конструкция с гнутыми катаными стенками и литой носовой частью получилась чересчур сложной, прежде всего с точки зрения производства. Кроме того, "круглая" башня" плохо подходила с точки зрения размещения укладок первой очереди. Надо сказать, что эту "круглую" башню Танково-автомобильный Центр и Департамент Вооружений размножил и по другим боевым машинам. Позже основная их часть получила переработанную конструкцию, но первой ласточкой стала как раз GMC M10.
Разрабатывать новую конструкцию башни начали в первой половине мая 1942 года, к 20 числу был готов деревянный макет. Кроме того, в июне 1942 года ввели зенитную пулеметную установку. Проектировалась она по той же дурной концепции, что и на танках. Некая умная голова считала, что по самолетам надо стрелять, не высовываясь из боевого отделения и ведя огонь назад. При "круглой" башне это не представлялось возможным. В результате башню упростили: от круглых бортов отказались, заменив их на плоские листы. Башня, всё так же открытая сверху, стала иметь 5-гранную форму. Задние листы оставили V-образными, с боков от этой идеи отказались. Связано это оказалось с тем, что предыдущая конструкция получалась слишком тесной.
Финальная версия башни получилась заметно просторнее. Крепление вертлюга зенитного пулемета поставили на стыке кормовых листов. Поливать заднюю полусферу из него было можно, правда, одновременно стрелять из пушки и пулемета не представлялось возможным. Помимо более высокого уровня защиты, V-образная форма задних листов башни позволила разместить 6 унитаров укладки первой очереди. Отсутствие подбашенной корзины позволило разместить основной боекомплект в нишах надгусеничных полок. Пользоваться этими укладками было не очень удобно, поскольку они размещались в футлярах.
Новая конструкция башни оказалась более удачной и с точки зрения размещения орудийной установки. От литой носовой части башни удалось избавится, а подвижная бронировка стала более крупной. Новую установку, в начале июня 1942 года, разработал Квентин Берг, она адаптировалась под особенной САУ, лишенной моторов поворота башни. Эта "экономия массы", к слову, вскоре аукнулось. Рукоятки механизма вертикальной наводки теперь размещались с обеих сторон от орудия, а стопор крепился к крыше башни. В отличие от Medium Tank M4, наводчик GMC M10 размещался с левой стороны, а командир - с правой. Тем самым разработчики истребителя танков повторили ошибку авторов Т-28 и КВ. Командир, с таким размещением, имел недостаточный обзор.
Надо сказать, что в ходе подготовки производства GMC M10 Genetal Motors активно привлекала другие подразделения концерна. В помощь Fisher Body (Fisher Tank Division) подключили Oldsmobile, который с 1942 года стал одним из ключевых поставщиков танковых орудий. Финальная версия 76-мм орудия, стандартизированного как M7, выпускалась как раз Oldsmobile. Элементами трансмиссии занимались на Buick, где также производились и трансмиссионные кожухи. Для серийной САУ была разработана конструкция трансмиссионного блока с кожухом из единой детали.
Еще одним изобретением Квентина Берга стала конструкция сидений для механика-водителя и его помощника. Телескопическая система позволила торчать из люков в походном положении. Сами люки отделения управления переделали, они стали гораздо удобнее. Поработали и над приборами наблюдения.
Отдельно стоит упомянуть еще одно изобретение Квентина Берга, характерное именно для GMC M10. Самым толстым элементом машины стала лобовая часть корпуса, но и она была тоньше листов Medium Tank M4. Даже рациональные углы наклона, которые придали листам, не сильно меняли ситуацию. 25,4 мм брони - это маловато, понимали это и наверху. Поэтому появилась оригинальная идея. На лбу и верхних бортовых листах корпуса, а также бортах башни, приваривали бонки с болтами. К ним, в случае необходимости, прикручивались дополнительные листы брони. Изюминка в том, что постоянно дополнительную броню таскать не требовалось. Захотел - снял, захотел - поставил.
Первые испытания экранов толщиной 12,5 мм провели еще в конце мая 1942 года, они дали положительный результат. В дальнейшем толщину экранов снизили, воюя за снижение массы GMC M10 (хотя если исходить из английских схем, наоборот, толщина выросла до 17 мм). Заявку на своё изобретение Квентин Берг подал в мае 1943 года, при этом, согласно правилам, права на патент передавались государству. Разнесенную броню Берга распробовали сильно позже, и на совершенно другой военной технике. В случае же с GMC M10 дополнительная броня на болтах прикручивалась крайне редко. Снимки с такой броней находятся в единичных случаях, причем часть из них - это самодельные экраны.
Окончательно GMC M10 сформировалась в сентябре 1942 года. Параллельно шло освоение этой САУ на Fisher Tank Division. Тонкость момента заключалась в том, что контракт T-3931 на выпуск 1800 САУ (серийные номера 1-1800 и регистрационные номера U.S.A. W-4040705-4042504) запускали "с колес". То есть без постройки эталонного экземпляра. Поэтому новую башню не тестировали. В сентябре 1942 года началась сдача GMC M10, всего за первый месяц сдали 105 машин. И вот когда первый серийный образец прибыл на Абердинский полигон, тайное стало явным.
В случае с GMC T35/T35E1 проблема с уравновешенностью башни либо не считалась критичной, либо не проявлялась столь существенно. А вот на серийной GMC M10 ситуация явно усугубилась, чему способствовала форма башни. Нагрузка на носовую часть башни выросла, что заметно ухудшило ситуацию с наводкой по горизонтали. Она, напомню, была с ручным приводом, а для полного оборота башни требовалось 240 (!) секунд. Это уже потом военные спохватились и стали пытаться приладить гидравлический привод, который, кстати, на GMC M10 так и не попал. А сейчас требовалось что-то сделать с уже имеющейся проблемой. Также ходовые испытания выявили случаи поломки стопора по-походному.
Решение с уравновешенностью башни нашли простое: на верхних кормовых листах было решено установить противовесы. Первый вариант противовеса выглядел как большие металлические бруски, которые крепили на приварных полосах металла. Получилось примитивно, но тут уже не до красот. Такие противовесы шли на первые серийные САУ, причем шли они уже вдогонку к уже выпущенным машинам. Некоторые из GMC M10 даже успели повоевать без них. В этом смысле американская танковая промышленность мало отличалась от НКТП. В конце 1942-начале 1943 года Зальцман и Котин срочно гнали советские САУ в серию, даже при наличии явных недостатков. И тоже без головной машины для испытаний.
Уже позже, ближе к концу 1942 года, появились противовесы, разработанные уже непосредственно авторами GMC M10. Они имели призматическую форму, к кормовым листам башни крепились на болтах. Также эти противовесы делались так, что позволяли сохранить шпоры, которые также крепились к верхним кормовым листам башни. В ходе ремонта ранние GMC M10 также получали эти противовесы, поэтому исходные "эрзацы" характерны только для боевых действий в Северной Африке. К началу боевых действий в Италии их уже заменили.
Надо сказать, что появление противовесов имело вполне ощутимые последствия с точки зрения боевой массы. Их масса составила 1640 кг, что подняло боевую массу машины до 29574 кг. Впрочем, боевая масса Medium Tank M4A2 была еще больше - 31800 кг. В результате GMC M10 всё равно была подвижнее базового шасси, причем реальная скорость оказалась выше паспортной. Средняя скорость 37,5 км/ч по шоссе и 20,6 км/ч по проселку, которую получили на испытаниях в СССР, была вполне достаточной.
Всего за 1942 год было изготовлено 611 GMC M10, вполне себе приличная цифра. В декабре 1942 года Fisher Tank Division смог сдать 199 САУ данного типа, и это было только началом. Между тем, в октябре 1942 года появилась вторая по счету версия машины. Причиной ее появления стала ставка Департамента Вооружений на новый мотор Ford GAA. Этот 8-цилиндровый V-образный бензиновый мотор развивал эксплуатационную мощность 450 лошадиных сил и максимальную 500 лошадиных сил. То, что этот мотор пожирает явно больше топлива, не особо волновало. Кроме того, американские военные были осведомлены о проблемах с инжекторами дизельных моторов General Motors 6046. К тому же логистика с топливом предполагала использование, прежде всего, бензина.
Впервые вопрос об установке Ford GAA в GMC T35/T35E1 был полнят еще в мае 1942 года. Впрочем, сначала требовалось развернуть выпуск этих моторов, что означало лишнее время. Поэтому Департамент Вооружений пошел на параллельный выпуск двух САУ, очень похожих внешне. Вариант с мотором Ford GAA получил обозначение GMC M10A1. Поскольку силовая установка получилась менее громоздкой, чем General Motors 6046, боевая масса GMC M10A1 оказалась на 600 кг ниже.
Главной проблемой становились производственные возможности завода Ford Highland Park (до войны там собирали трактора Fordson). С одной стороны, Ford получил контракт T-3983 на выпуск 1038 GMC M10A1 (серийные номера 1801-2838 и регистрационные номера U.S.A. W-4040705-4042504). С другой стороны, в 1942 году объемы выпуска САУ были мизерными - 3 в октябре, 18 в ноябре и 7 в декабре. Самые первые GMC M10A1 имели те же проблемы с башнями, поэтому также проходили модернизацию. Правда, в виду мизерных объемов выпуска сильно мучиться с ними не пришлось.
Настоящее серийное производство началось на заводе Ford Highland Park только с начала 1943 года. Уже в январе завод сдал 56 САУ, в феврале 116 и в марте 150 штук. Далее выпуск шел в пределах 120-135 машин ежемесячно. Откровенно говоря, большие объемы выпуска завод не тянул. Конечно, всё относительно, но как-то ждешь от Ford больших объемов. Контракт 374-ORD-1213 сдал для Ford Highland Park первым и последним. В сентябре 1943 года выпуск танков и истребителей танков на этом заводе прекратился. Выпускавшиеся силами Ford Highland Park боевые машины, с точки зрения конфигурации, были идентичными продукции Fisher Tank Division. Далее завод переключили на другую продукцию, так что он не простаивал. Так или иначе, но осенью 1943 года Fisher Tank Division стал единственным производителем GMC M10.
В отличие от Ford, на Fisher Tank Division выпуск GMC M10 рос как на дрожжах. Уже в январе 1943 года завод сдал 276 истребителей танков, а в апреле завершил производство по контракту T-3931. Во всё том же апреле началось действие второго контракта, T-4249, на выпуск 1200 САУ (серийные номера 2839-4038 и регистрационные номера U.S.A. W-4081054-4082253). Завод проглотил этот контракт за 4 месяца, уже в июле 1943 года начал действовать новый контракт - 374-ORD-6917. Полностью его завод завершить не успел, поскольку в сентябре 1943 года его переориентировали на выпуск GMC M10A1. По контракту T-6917 сдали 1117 САУ (серийные номера 5991-7107 и регистрационные номера U.S.A. W-40110110-40111226). Итого 4117 GMC M10.
Изменения GMC M10/M10A1, за время производства, оказались незначительными. Весной 1943 года появился панорамный прицел, который использовался для стрельбы с закрытых позиций. Впрочем, именно для подобных вещей GMC M10 подходила не лучшим образом (об этом позже). Далее изменилась кормовая часть башни. Просто возить два противовеса оказалось не лучшей идеей, поэтому их переделали, превратив в функциональный элемент. В противовесах появились выемки, которые могли использоваться для размещения личных вещей. Также изменилась форма верхних кормовых деталей башни. От V-образной формы отказались, теперь они были выгнуты немного иначе. Это позволило немного увеличить объем боевого отделения, а также чуть стесать противовесы.
Летом 1943 года с GMC M10/M10A1 исчезли крепления для установки навесной брони. Причина прозаичная - ее почти не использовали. В таком виде выпускались и GMC M10A1, которые с сентября 1943 года выпускались силами Fisher Tank Division. Правда, контракт T-9390 действовал недолго. Формально сентября по декабрь 1943 года сдали 876 САУ (серийные номера 7108-7983 и регистрационные номера U.S.A. W-40111504-40112379). Но на самом деле именно как GMC M10 сдали всего 375 машин (5 в сентябре, 150 в октябре и 220 в ноябре 1943 года). Еще 300 шасси сдали в январе 1944 года, но и они не стали GMC M10A1. Причиной тому стало решение о переделке GMC M10 в более совершенную САУ GMC M36. Ее спроектировали так, что шасси практически полностью оставалось от M10/M10A1, менялась башня и укладки. Решение вполне логичное и верное. По состоянию на конец 1943 года было сдано 5531 САУ (4117 GMC M10 и 1414 GMC M10A1). Это сделало GMC M10 самым массовым американским истребителем танков.
То, что надо
Следует отметить, что упоминание в заголовке статьи среднего истребителя танков является скорее условным. Дело в том, что для Истребительного командования американской армии такого понятия особо и не существовало. Генерал Эндрю Брюс, главный куратор от Истребительного командования по разработке САУ, вообще был настроен на более легкую, подвижную и низкую боевую машину. Можно сказать, что он скорее терпел GMC M10, считая ее скорее временной мерой до появления чего-то получше.
До некоторой поры, впрочем, разделение на более легкий и более тяжелый истребитель танков имелось. Но связано это скорее с тем, в каком состоянии пребывала матчасть дивизионов истребителей танков. Изначально на вооружении у них было колесные 37 mm GMC M6 и полугусеничные 75 mm GMC M3. Обе машины являлись временным решением, что не помешало им повоевать. Первые же боевые действия в Северной Африке показали, что GMC M6 откровенно слабые, поэтому штат дивизионов стали менять на 3 батареи с 12 GMC M3 в каждой. Новые САУ шли как раз им на замену, что также требовало времени.
Отгрузка GMC M10 в армию началась осенью 1943 года, а в январе 1943 года первый дивизион прибыл на фронт. В Касабланке разгрузился 899-й дивизион истребителей танков. Он же стал, можно сказать, подопытным. К моменту, когда матчасть дивизиона разгружали, уже стало известно о проблемах с башнями. Прямо на месте развернули работы по установке противовесов, но, похоже, к началу боев их получили не все САУ. Поскольку при этом пришлось срезать крепление шпор, их поставили на планки, которые крепились к бонкам на бортах корпуса. По крайней мере в таком виде крепления навесной брони пригодились.
Боевой дебют GMC M10 состоялся 23 марта 1943 года у Эль-Геттара. Чем бы закончилась атака немецкой 10-й танковой дивизии, не будь тут 889-го дивизиона, неизвестно. 601-й дивизион, имевший на вооружении 5 GMC M6 и 31 GMC M3, попал под раздачу. Огонь 75-мм орудий M1897A4 оказался не особо эффективным, что привело к большим потерям - 21 GMC M3 и 2 GMC M6. Совсем иначе сложились боевые действия для 889-го дивизиона. 3-дюймовые орудия M7 по бронепробиваемости были близки к немецким 88-мм зениткам, благодаря чему уверенно поражали немецкие танки и САУ на дистанции более километра. Потери дивизиона составили 7 GMC M10, своя заявка была на 13 Pz.Kpfw.IV и 2 САУ.
Действия GMC M10 у Эль-Геттара стали отмашкой для срочной замены GMC M3 на новые истребители танков. Кое-где GMC M3 еще применялись, но типовой структурой дивизиона стали 3 батареи по 12 GMC M10 в каждой. Правда, было два нюанса. Во-первых, как уже говорилось выше, генерал Брюс хотел чего-то полегче и поменьше. Этим "что-то" стала GMC T70. По планам, именно эта боевая машина должна была стать основным американским истребителем танков. Во-вторых, у GMC M10 хватало проблем и без противовеса. Для первой массовой САУ подобного класса это не столь и удивительно.
Для начала, желание облегчить САУ привело к тому, что из машины выкинули мотор поворота башни. Так что с маневренностью огня у GMC M10 дела обстояли так себе. 4 минуты на поворот вокруг своей оси - это чересчур. Не особо удачным оказалось и размещение расчета боевого отделения, на это намекает то, как размещался расчет у более поздних истребителей танков. Перископических смотровых приборов у GMC M10 не имелось, а если высовываться, то можно получить пулю в лоб.
Все эти недостатки учитывались при разработке новых истребителей танков, в том числе и GMC M36. Но для их производства требовалось время, так что к июню 1944 года GMC M10 оставалась основным американским истребителем танков. К тому времени в войска пошли и GMC T70, стандартизированные как GMC M18. Вот только в войсках их приняли сдержанно. Выяснилось, что концепция GMC M10 была более правильной. Да, машина менее подвижная и с рядом недостатков. Но зато в надежной защитой от стрелкового оружия и 20-мм автоматических пушек. Это привело к тому, что золотая мечта Эндрю Брюса если не рассыпалась, то дала большую трещину. Замены M10 на M18 не произошло.
Конечно, ко второй половине 1944 года машина уже устарела, да еще и появились Medium Tank M4A1(76)W с 76-мм пушками M1. Тем не менее, GMC M10 вполне достойно тянули лямку главного американского истребителя танков. Да и плохой эту машину точно не назвать. Да, не без недостатков. Но если мы посмотрим на ее прямого визави, StuG 40 Ausf.G, то ситуация выглядит слегка иначе. Американская машина была более подвижной, да и маневренность огня повыше. Так что всё относительно. Статус главного американского истребителя танков GMC M10 сохраняла вплоть до весны 1945 года, когда ее подвинула GMC M36. Кстати, с ней связан один забавный момент. Как уже говорилось выше, В 1942-43 годах было сдано 1414 GMC M10A1. Вот только на фронт они так и не попали. Либо в учебные части, либо переделка в GMC M36. Такой вот парадокс.
Помимо Европы, повоевали GMC M10 и на Тихом Океане. Правда, тут у них дела не очень-то задались. Причиной стало то, что осколочно-фугасный снаряд 3-дюймовой зенитки был заметно слабее аналогичного снаряда 75-мм пушки M3. При этом достойных целей у орудия M7 не имелось, а траектория снаряда была настильной. Поэтому особой популярностью на тихоокеанском ТВД машина не пользовалась. Там и GMC M3 в 1945 году встречались, которые могли закидывать снаряды по навесной траектории.
Несмотря на ряд недостатков, GMC M10 получилась вполне удачной боевой машиной. Американским инженерам удалось довести концепцию башенного истребителя танков до жизнеспособного состояния. Вместе с тем, к концу войны сложилась довольно занятная ситуация. Эволюция танков привела к тому, что они оказались равноценными о вооружению с САУ. А САУ нередко привлекались для чисто танковых задач. Собственно говоря, не просто так после войны американцы отказались от чистых "истребителей", посчитав, что лучше всего с этим справляется танк.
Список источников:
Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
US NARA
ЦАМО РФ
US Signal Corps
tankdestroyer.net
Фотоархив автора
Другие статьи по гусеничным истребителям танков и штурмовым САУ:
История Howitzer Motor Carriage T3, первой попытке американских военных создать легкую штурмовую САУ
История HMC T41, рубочной американской САУ, которая так и не добралась до стадии опытного образца
Проекты легких американских истребителей танков GMC T20, T29 и T50
История создания американского легкого истребителя танков GMC T56 на шасси Light Tank M3A3
История создания американского легкого истребителя танков GMC T57 на шасси Light Tank M3A3
История опытной переделки HMC M8 под 75-мм длинноствольное орудие M3
История GMC T49, первого скоростного американского истребителя танков, построенного в металле
История Gun Motor Carriage T67, дальнейшего развития истребителя танков GMC T49
История GMC T70, истребителя танков, ставшего прямым предшественником GMC M18
История 105-mm Howitzer Motor Carriage T88, попытка создать гаубичную САУ на базе GMC M18
История создания GMC T35, прямого предшественника истребителя танков GMC M10
Установка 90-мм орудия T7 в самоходную артиллерийскую установку GMC M10