История штурмового танка Assault Tank T14, созданного в США по заданию английской стороны
Вторая мировая война оголила проблемы, которая наблюдались в английском танкостроении. Довольно легкомысленное отношение к танкостроению и организации танковых соединений привело к тому, что на начало Второй мировой войны с танками у англичан дела обстояли очень плохо. Это очень хорошо показал погром английских танковых частей во Франции. После него Англии пришлось довольно быстро обращаться за помощью к США. Первоначально речь шла о том, чтобы производить на американских предприятиях английские танки. Но очень быстро стало понятно, что на такое американцы не пойдут. Дело оказалось в том, что английские танки выглядели, по мнению американцев, не очень. И они были правы.
Большинство танков американского производства, которые шли в английскую армию, имели неизменную конструкцию. Разница заключалась в оборудовании вроде радиостанций. Впрочем, так было не всегда. Например, производились Grant, которые имели отличия от Medium Tank M3. Также имелись случаи, когда англичане заказывали специальные версии танков для себя. К таковым относился Assault Tank T14, созданный специально для английской армии. Несмотря на то, что в серию он не пошел, получилась довольно интересная боевая машина.
Идея английская, исполнение американское
Хорошо известно, что к началу Второй мировой войны существовало три класса английских танков - легкие, крейсерские и пехотные. К концу 1941 года легкие английские танки зашли в тупик, а их производство прекратилось. Отчасти это случилось потому, что началась массовая поставка Light Tank M3 (General Stuart), чьи характеристики явно превосходили английских одноклассников. Поэтому англичане сконцентрировались на крейсерских и пехотных танках. Последние выпускались трех типов - легкие (Valentine) средние (Matilda) и тяжелые (Churchill).
Вместе с тем, в 1941 году сформировался четвертый класс английских танков - штурмовой. По большому счету, классификацию английского штурмового танка определить не так просто, поскольку одним из первых таких танков стал небезызвестный TOG. Да и A39 (Tortoise), самый тяжелый английский тяжелый танк (да, он именно танк, а не САУ), также относился к "штурмовикам", тяжелого типа. Если отбросить английские шараханья в сторону, то правильнее называть штурмовой танк помесью крейсерского с пехотным. Броневая защита у такого танка была на уровне пехотного танка, а вот подвижность выше. Первой такой идеей стал Infantry Tank A28, но вскоре появился Assault Tank A33, он же Excelsior. Как и A28, этот танк представлял собой развитие крейсерского танка A27 (Cruiser Tank Mk.VIII, он же Cromwell). Отличался он и тем, что корпус с башней имели сварную конструкцию. Боевая масса возрастала до 40,6 тонн, что даже чуть больше Churchill, но максимальная скорость была заметно выше - около 40 км/ч.
Главная проблема заключалась в том, что программа разработки Cromwell буксовала. Более того, ходовую часть пришлось менять на американскую. Ее позаимствовали у Heavy Tank T1, на который англичане имели большие виды. Понимая, что A33 можно и не получить (а так оно и случилось), возникла идея заказать аналогичный танк американцам. Впервые танк, который изначально именовали как Assault Tank M4, обсудили на совещании, которое прошло 30 марта 1942 года. На нем представители Британской военной миссии озвучили примерные характеристики танка, а также потребности английской армии. Составляли они 8500 танков. Задание на проработку танка возложили на Абердинский полигон, являвшийся одним из центров американского танкостроения.
Выбранная англичанами стратегия выглядела разумно. Работы по A33 никто не отменял, при этом для танка разрабатывалась и оригинальная ходовая часть. Assault Tank M4 был нужен скорее на подхвате, хотя ситуация подсказывала, что альтернатива скорее оказалась бы более приоритетной. Хотя бы по той причине, что Medium Tank M4 весной 1942 года пошел в крупную серию, а уже осенью того же года состоялся боевой дебют Sherman II под Эль Аламейном. Cromwell же дебютировал в июне 1944 года. Спецификация на штурмовую версию "Шермана" (так танк именовался в английской армии) была подготовлена 14 мая 1942 года. Тогда же Комитет по Вооружениям присвоил танку индекс Assault Tank T14, а также утвердил изготовление двух пилотных образцов.
Первоначальная спецификация подразумевала танк с боевой массой 46 коротких тонн (41,7 тонна). Максимальная толщина брони достигала 114 мм, в связи с чем пришлось выбирать самую мощную из имеющихся силовых установок. Ей оказался мотор Ford GAA, развивавший максимальную мощность 500 лошадиных сил. При этом сразу же в голове держали и более мощную версию мотора - 12-цилиндровый Ford GAC. Ходовая часть, как и в случае с Assault Tank A33, бралась от Heavy Tank T1. Вооружение, как и силовая установка, поначалу были под вопросом. Помимо очевидной 75-мм пушки M3, прорабатывался и вопрос установки 57-мм танковой пушки. Данный вариант базировался на конструкции 6-фунтовой английской пушки, учитывая заказчика, появление этого орудия выглядело логично. Остальное вооружение было таким же, как и у Medium Tank M4. Следует отметить, что спецификация на Assault Tank T14 утверждалась без мнения английского Генерального штаба, но ее позже одобрили.
Тяжело, ненадежно и с минимальным приоритетом
Поначалу программа Assault Tank T14 находилась в высокой степени приоритетности. В июне 1942 года к работам подключили American Locomotive Company (ALCo), где предполагалось строить пилотные образцы танка. Тогда же Абердинский полигон подготовил документацию по T14, согласно которой, танк имел полностью сварную конструкцию корпуса (но имелся и вариант с литым корпусом). В июле полигон подготовил макет, который отправился на ALCo. Одновременно появилось предложение установить в танке 105-мм гаубицу, как более подходящее вооружение для штурмового танка.
Между тем, уже в августе 1942 года над программой Assault Tank T14 стали сгущаться тучи. Дело было явно в производственных причинах. Во второй половине 1942 года выпуск танков семейства Medium Tank M4 резко взвинтили. В случае с T14 ситуация выглядела щекотливо, поскольку получался другой танк, хотя и с использованием некоторых элементов M4. Английская сторона летом 1942 года искала площадку, где бы выпускать 250 T14 ежемесячно. Но 1 сентября 1942 года появилась программа поставок бронетанковой техники, где T14 места не нашлось. В сентябре 1942 года ALCo сдала первые 2 Medium Tank M4A2, с февраля 1943 года переключившись на M4. Еще одним узким моментом стал мотор. Ford GAA поначалу выпускался в крайне скудных объемах, а GAC еще предстояло изготовить, а также организовать его выпуск.
Одновременно шел пересмотр танка. Во всё том же сентябре английская сторона решила убрать зенитный пулемет (спорное решение), а также добавить люк заряжающего (а вот это явно было не лишним). Также добавили дополнительные огнетушители, пересмотрели прицельные приспособления, например, добавили их для курсового пулемета. Естественно, все эти переделки оттягивали сроки изготовления пилотных образцов. И не только их: макет пришлось переделывать, новая версия появилась в ноябре 1942 года.
Результатом стало то, что окончательно чертежная документация была закончена только в апреле 1943 года, то есть через год после появления задания на штурмовой танк. Впрочем, и A33 делался крайне неспешно. Первый образец Excelsior появился в ноябре 1943 года. На этом фоне программа T14 оказалась более оперативной. Задание на изготовление пилотных образцов танка осталось за ALCo. Уже в июне 1943 года первый пилотный образец был изготовлен и прошел первый этап заводских испытаний.
Как это часто бывает в ходе проектирования, в 46 коротких тонн вписаться не удалось. Assaut Tank T14 имел боевую массу 42,6 тонны, что было совсем не плюсом. В ходе заводских испытаний возникли проблемы с управляемостью. В результате прошлось переделывать элементы механизма поворота. Также стали вносить изменения в траки, тормоза и другие элементы. Правда, динамические характеристики признали удовлетворительными.
По поводу силовой установки принято компромиссное решение. Ford GAA был слабоват, а Ford GAC получался слишком большим (не говоря о том, что мотора фактически еще не существовало). Поэтому на свет появилась форсированная версия мотора Ford GAA, получившая обозначение Ford GAZ. Эксплуатационная мощность выросла с 450 до 470 лошадиных сил, что позволило развивать максимальную скорость 38 км/ч. Это оказалось равноценным A33. Трансмиссионная группа была аналогична той, что использовалась на Medium Tank M4, но передаточные числа у КПП изменили. Как уже говорилось чуть выше, первые же испытания показали, что трансмиссия требует доработки.
Что же касается танка в целом, то достаточно одного взгляда на Assault Tank T14, чтобы понять, почему его убрали из программы снабжения. Конечно, Medium Tank M4 в нем угадывался, но отличий было более чем достаточно. Танк получился почти на 17 см ниже и почти на полметра шире. Такая разница была за счет шасси. Толщина лобовой брони не особо отличалась от M4, более высокая защищенность корпуса достигалась за счет больших углов наклона. Самой толстой частью стал кожух трансмиссионного блока - 102 мм. К слову, танки семейства M4 поздних выпусков имели трансмиссионный кожух с той же толщиной брони. Существенно толще стали борта корпуса, также появились бортовые экраны. Ходовая часть частично бралась от Heavy Tank T1, что благоприятно сказалось на значениях удельного давления на грунт. По крайней мере в теории.
Башня выглядела скорее компромиссным решением. В отличие от корпуса, здесь броневая защита выглядела более солидно. Лобовая деталь корпуса имела толщину 76 мм, а борта и корма - 102 мм. Орудийную установку M34A1 взяли с обычного M4. По итогам всех изменений зенитный пулемет всё же сохранили, но теперь в его роли выступал Browning M1919A4. Также в башне имелся 2-дюймовый (51-мм) миномет, который использовали для пуска дымовых мин.
Откровенно говоря, для лета 1943 года Assault Tank T14 выглядел так себе решением. К тому моменту типичным представителем немецкой противотанковой артиллерии была 7,5 cm Pak 40, для которой броня "штурмового" танка не выглядела чем-то запредельным. Pak 40 могла поражать более защищенный Churchill, не говоря уже о T14. Впрочем, главные проблемы T14 ждали впереди. Регистрационный номер (U.S.A.W-3062372) получил первый образец танка, второй предназначался для англичан.
На Абердинский полигон танк прибыл 29 июля 1943 года, к тому моменту она уже преодолела 171 километр заводских испытаний. Несмотря на то, что вторая машина шла для испытаний в Англии, месяц спустя (26 августа 1943 года) прибыла и она. К тому моменту второй танк преодолел 133 километра. В ходе последовавших испытаний первый пилотный образец прошел 562 километра, а второй - 770 километров.
С точки зрения подвижности и проходимости T14 оказался вполне адекватным танком. Но со своими нюансами. Ходовая часть была перегружена, что прямым образом сказывалось на ее прочности. На бездорожье происходило разрушение опорных катков и сброс гусеничных лент. Нелестных выражений удостоились экраны, которые мешали обслуживанию ходовой части. Имелись претензии к моторно-трансмиссионной группе, причем как к ее работе, так и к обслуживанию. Результатом стало то, что в конструкцию танка вносили различные изменения.
В ноябре 1943 года первый образец танка уехал в Форт-Нокс для войсковых испытаний. На практике это было скорее формальностью. Полигонные испытания уже показали - танк для американской армии интереса не представляет. При более низкой подвижности, чем у Medium Tank M4, штурмовой танк отличался еще и меньшей надежностью. При этом броневая защита оказалась такой, что никакого смысла в T14 не имелось. Поэтому далее первый пилотный образец вернулся на Абердинский полигон, а далее его сдали в металлолом.
Больше повезло второму пилотному образцу. Согласно программе испытаний, он проходил 500-мильный пробег. Далее танк отправился в Англию. Как раз к тому моменту были готовы пилотные образцы A33. Впрочем, Excelsior оказались ничуть не лучше американского "штурмовика". Окончательно интерес к программе T14 был утерян в конце 1944 года. Ныне второй пилотный образец танка стоит рядом со своим английским собратом. Увидеть их можно в Танковом музее, Бовингтон. Сейчас они размещаются на территории хранилища VCC (Vehicle Conservation Center).
В заключение стоит отметить, что сама по себе идея сделать "Шерман" с более толстой броней не являлась ошибочной. История Medium Tank M4A3E2 наглядно это показала. Но то, что захотели англичане, было явно ошибкой. Танк получился перегруженным, к тому же он еще и сильно отличался от Medium Tank M4. Неудивительно, что еще в сентябре 1942 года Assault Tank T14 вычеркнули и производственной программы.
Список источников:
US NARA
Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
Другие материалы по американским средним танкам семейства M4:
К 80-летию принятия на вооружение американского среднего танка Medium Tank T6 (M4)
История Medium Tank M4A1 первых производственных серий
Американский средний танк Medium Tank M4A2 ранних выпусков Советском Союзе
Американский средний танк M4A2E8 в Красной Армии
История Medium Tank M4A4, который оснащался самым странным американским танковым двигателем
Испытания Medium Tank M4A4 в Советском Союзе
История Medium Tank M4A6, которому было не суждено стать крупносерийным