Найти в Дзене
Тёмный историк

Когда появилось понятие «гражданская война» в мире и в России?

Оглавление

Поскольку канал этот во многом как раз и посвящен различным Гражданским войнам (а также переворотам, революциям, путчам, мятежам и междоусобицам), самое время рассказать о происхождении данного термина.

Когда выражение «гражданская война» употребили впервые? К каким событиям относили понятие? Когда оно появилось и вошло в обиход в России?

Сразу некоторых расстрою: до Ильича сегодня дело не дойдет.
Сразу некоторых расстрою: до Ильича сегодня дело не дойдет.

Рождение термина: Рим сталкивается с новым типом насилия.

Римская античная цивилизация дала миру очень много, как позитивного, так и не очень. Понятие bellum civile — «гражданская война» — возникло не случайно и не вдруг.

Оно родилось внутри политической культуры античного Рима, который в I веке до н. э. пережил цепь конфликтов, по масштабу и жестокости превосходивших всё, что прежде происходило в пределах одного государства (по крайней мере, если судить по известным источникам).

Отправной точкой принято считать 88 год до н. э., когда Луций Корнелий Сулла привёл свои легионы в Рим. Он нарушил вековые обычаи: армия, предназначенная для внешних врагов, впервые была обращена против сограждан.

Для римлян, привыкших различать «мы» и «они» по гражданству-статусу, это стало настоящим культурным потрясением. Мир привычных смыслов рухнул — понадобились новые слова.

Луций Корнелий Сулла у Эсквилинских ворот в Риме, 88 год до н.э.

Art by Catalin Draghici
Луций Корнелий Сулла у Эсквилинских ворот в Риме, 88 год до н.э. Art by Catalin Draghici

Как язык легитимировал насилие.

В римской традиции войны называли по имени противника: Пуническая, Митридатова, Галльская и т. д. Теперь же враг оказался «внутренним» — таким же гражданином.

Государственные деятели начали применять лексику, ранее адресованную «чужим», для политических оппонентов.

Чтобы объяснить внутреннее насилие, понадобились новые выражения:
malum civile — гражданское зло, civilis discordia — гражданский раздор.

Но именно словосочетанию bellum civile была уготована самая долгая жизнь.

Цицерон: политик, оратор, «крестный отец» термина.

Некоторые исследователи считают, что первым выражение «гражданская война» употребил сам Сулла — в его утраченных мемуарах.

Марк Туллий Цицерон.
Марк Туллий Цицерон.

Однако в дошедших источниках первенство принадлежит Марку Туллию Цицерону.

В 66 году до н. э., выступая в защиту военных заслуг Помпея, Цицерон перечислил войны, которые тот вел: африканскую, испанскую, войну с рабами… и гражданскую.

Он употреблял термин не просто как описание, но и как инструмент политики — чтобы склонить аудиторию к нужному ему решению.

Позднее Цицерон писал:

«…я оказался в самом пламени гражданских раздоров или, лучше, войны».

В трактате «Об обязанностях» он противопоставлял римские гражданские войны греческим внутренним конфликтам — не только по масштабу, но и по разрушительной силе.

Ч. Маккари. Цицерон произносит речь против Катилины в Римском сенате. Фреска «Зала Маккари» в Палаццо Мадама в Риме. 1889 г.
Ч. Маккари. Цицерон произносит речь против Катилины в Римском сенате. Фреска «Зала Маккари» в Палаццо Мадама в Риме. 1889 г.

Так формировалась ключевая идея: гражданская война — величайшее бедствие государства. Эта мысль будет повторяться столетиями. Но не остановит гражданские войны.

Цезарь: избегая «гражданской войны», но создавая её канон.

Юлий Цезарь дважды употребляет термин в своих записках. Это позволит поздним переписчикам назвать его мемуары «Гражданской войной».

Однако сам Цезарь всячески избегал того, чтобы начатый им конфликт называли bellum civile: он стремился представить свои действия как вынужденный ответ на незаконные действия Помпея и Сената.

Его противники, напротив, активно используют термин — тем самым закрепляя политическую интерпретацию событий.

Несмотря на итоговую судьбу Гая Юлия, его действия позднее вдохновляли многих амбициозных политиков, толкая их к развязыванию гражданских войн. «Переход Рубикона» каждый раз сулил не только суровые испытания, но и богатые плоды, в случае успеха.

Статуя Цезаря на римском мосту через Рубикон. Кто из живущих сейчас может надеяться на то, что спустя два с лишним тысячелетия будут стоять памятники «имени такого-то деятеля»? Впрочем гарантий, что мы вообще столько протянем, нет.
Статуя Цезаря на римском мосту через Рубикон. Кто из живущих сейчас может надеяться на то, что спустя два с лишним тысячелетия будут стоять памятники «имени такого-то деятеля»? Впрочем гарантий, что мы вообще столько протянем, нет.

Греки и слово «στάσις»: как описывали гражданские войны до римлян.

Римляне не были первыми, кто столкнулся с вооружённым конфликтом внутри одного общества или государства.

У греков существовал термин στάσις (стасис), означавший внутренний раскол, распри, нередко переходившие в вооружённые столкновения.

Но стасис имел множество значений — от «партийного» спора до междоусобицы — и эмоционально сильно различался по контексту.

Впоследствии, когда термин bellum civile стал общеевропейским, грекоязычные авторы переводили его именно словом стасис.

От Рима к христианству: гражданская война как признак «земного града».

В христианской мысли термин закрепился благодаря Аврелию Августину. В «О граде Божьем» он много раз использует выражение «гражданская война» — как образ величайшего греха и разрушения.

Аврелий Августин.
Аврелий Августин.

Августин противопоставляет раздираемый конфликтами «град земной» гармоничному «граду небесному».

Так римское понятие стало элементом христианской политической философии, сохранив своё негативное эмоциональное ядро.

Эпоха Нового времени: старое слово — новые войны.

В XVI–XVII веках Европа столкнулась с феноменами, требовавшими языка описания: религиозные войны, мятежи, междоусобицы.

Термины guerre civile / civil war / Bürgerkrieg активно распространились в переводах и политических текстах.

Книга Энрико Катерино Давилы (1630), описывавшая «гражданские войны Франции», стала одним из ключевых текстов, популяризировавших термин на континенте.

Энрико Катерино Давила (30 октября 1576 — 26 мая 1631) — итальянский историк и дипломат.
Энрико Катерино Давила (30 октября 1576 — 26 мая 1631) — итальянский историк и дипломат.

Первое известное употребление в России.

Самое раннее зафиксированное использование выражения «гражданская война» в русском языке датировано 1732 годом (но скорее всего, Петр I термин прекрасно знал).

Понятие приходит в Россию вместе с переводами европейских книг — исторических, политических, словарных.

Распространение образования и знание иностранных языков только усиливают этот процесс.

Екатерина II и «угроза гражданской войны».

В 1768 году в манифесте о начале войны с Османской империей Екатерина II упоминает опасность «гражданской войны и междоусобия» внутри Речи Посполитой — дополнительное свидетельство того, что термин уже вошёл в политический обиход.

И даже стал так сказать «политическим обоснованием» для того или иного решения.

У поляков — «гражданская война», в России — «пугачевский бунт». Впрочем, назвать крепостных крестьян «гражданами» язык мало у кого повернется. А у польской шляхты фактически имелось право на рокош, на восстание.
У поляков — «гражданская война», в России — «пугачевский бунт». Впрочем, назвать крепостных крестьян «гражданами» язык мало у кого повернется. А у польской шляхты фактически имелось право на рокош, на восстание.

XIX век: закрепление термина.

К середине XIX века выражение окончательно устоялось в русской научной и публицистической литературе.

Им описывают Рим, европейские междоусобицы, американскую войну Севера и Юга.

В художественную сферу термин приходит благодаря переводам Виктора Гюго и других авторов. Правда, в отношении российских мятежей, восстаний, Смуты и так далее термин практически не применяется.

Русская политическая мысль накануне революций.

В 1881 году, комментируя введение «Положения о мерах к охранению государственного порядка», народовольцы уже используют выражение в современном смысле — как угрозу вооружённого столкновения власти с собственным народом.

В. А. Серов. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», 1905 год.
В. А. Серов. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», 1905 год.

«…самодержавие не отступит ни перед множеством жизней, ни перед попранием человеческих прав, ни перед кровавой гражданской войной».

Так к концу XIX века понятие окончательно становится привычным элементом русской политической лексики — предвосхищая события XX века, которые придадут слову новый, трагический вес.

Кстати говоря, понятие «гражданская война» нередко употребляли в отношении Первой революции 1905 — 1907 гг. Причем делали это как революционеры, так и их противники, в основном из числа черносотенцев. Конечно, официоза это не касалось.

Итоги.

Понятие «гражданская война» прошло долгий путь: от римского обозначения нового, травматичного типа конфликтов — через христианскую философию и европейскую политическую мысль — к закреплению в русском языке XVIII–XIX веков.

Обложка: ChatGPT.
Обложка: ChatGPT.

Но его смысл удивительно стабилен:

Это война не просто внутри государства — это война внутри сообщества, которое считало себя единым.

Впрочем, среди историков по сей день ведутся споры на тему того, что считать гражданской войной и откуда её отсчитывать (в смысле развития общества — вряд ли можно так называть конфликты в те времена, когда понятия «гражданин» толком не существовало).

Для предотвращения гражданских раздоров необходимо искать объединяющие общество ценности.

На Всероссийском патриотическом форуме в Национальном центре «Россия» 7 декабря проректор РАНХиГС, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин рассказал о формировании российской идентичности.

Спикер подчеркнул, что современная российская идентичность укоренена в тысячелетнем историческом опыте, что отражено и в Конституции Российской Федерации. Это не просто длительный временной отрезок — это уникальная глубина исторических испытаний, через которые прошла страна.

Отечественная история в правителях.
Отечественная история в правителях.

«История учит нас простой, но не всегда очевидной истине: когда мы
раздроблены, мы входим под внешнее управление, а когда едины, становимся собой.

Развал СССР в 1991 году стал мощнейшим геополитическим ударом, а
события 2014 года положили начало возвращению нашей силы и заявлению о праве на суверенитет»
— подчеркнул лектор.

Сегодня, когда идет глобальное соревнование ценностных моделей, идентичность становится фактором национальной безопасности. По словам Полосина, без ясного понимания того, кто мы, невозможно определить, куда мы движемся и на чем строится долгосрочная устойчивость страны.

«Система ломается, когда теряет веру в то, что единство может спасти»

Именно вера в способность народа сохранять сплоченность — на базе общего исторического кода — является, по мнению лектора, главным ресурсом России в XXI веке.

Если вдруг хотите поддержать автора донатом — сюда (по заявкам).

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!