Найти в Дзене
Киноборт

«Невероятные приключения Шурика» (2025): Кому это, собственно, нужно?

Советское кино сегодня переживает настоящий бум – но не в музеях, а на съёмочных площадках. Кинодеятели всё чаще берутся за переосмысление знаменитых картин прошлого. Результаты вызывают ожесточённые споры: одни видят в этом акт вандализма, другие – попытку говорить со зрителем на знакомом языке. Но что это на самом деле, давайте разберем в этой статье. Напоминаю, что подписать на канал Киноборт и сделать репост очень просто, но при этом здорово меня мотивирует делать новый контент! Также, подписывайте на канал в других соц.сетях: Телеграмм, YouTube, VK, RuTube и читайте другие статьи: Невероятные приключения Шурика (2025) Контекст Чтобы разобраться в вопросе, мне кажется, надо их разделить на две категории: новогодний беспредел и жалкий ремейк. Ремейки «Ирония судьбы. Продолжение» (2007). Тимур Бекмамбетов задал своего рода текущий тренд. Однако ее нельзя назвать только реймеком, так как сделана картина по схеме «дети героев» и по сути это одновременно и сиквел, и ремейк: у герое
Оглавление

Советское кино сегодня переживает настоящий бум – но не в музеях, а на съёмочных площадках. Кинодеятели всё чаще берутся за переосмысление знаменитых картин прошлого. Результаты вызывают ожесточённые споры: одни видят в этом акт вандализма, другие – попытку говорить со зрителем на знакомом языке. Но что это на самом деле, давайте разберем в этой статье.

Напоминаю, что подписать на канал Киноборт и сделать репост очень просто, но при этом здорово меня мотивирует делать новый контент! Также, подписывайте на канал в других соц.сетях: Телеграмм, YouTube, VK, RuTube и читайте другие статьи:

Невероятные приключения Шурика (2025)
Невероятные приключения Шурика (2025)

Контекст

Чтобы разобраться в вопросе, мне кажется, надо их разделить на две категории: новогодний беспредел и жалкий ремейк.

Ремейки

«Ирония судьбы. Продолжение» (2007). Тимур Бекмамбетов задал своего рода текущий тренд. Однако ее нельзя назвать только реймеком, так как сделана картина по схеме «дети героев» и по сути это одновременно и сиквел, и ремейк: у героев оригинального произведения появляются дети, между которыми происходят те же столкновения, что и между их родителями.

Несмотря на смешанные отзывы, фильм добился оглушительного коммерческого успеха. За первые две недели проката он собрал 35,7 млн долларов, при бюджете 5 миллионов долларов! А по итогам мирового релиза его сборы составили 55 млн долларов, из которых 50 млн пришлось на Россию. С января 2008 по октябрь 2013 года картина являлась самым кассовым российским фильмом, в 2013 году уступив рекорд фильму «Сталинград» Фёдора Бондарчука.

«Служебный роман. Наше время» (2011). По сути лента является ремейком советского советской классики, но между ними довольно большая разница. После выхода, картины получила в основном негативные отзывы в прессе. Даже Эльдар Рязанов довольно резко ответил создателям фильма.

Эльдар Рязанов: "Меня приглашали на премьеру «Служебного романа. Новое время», но я не имею к этому фильму никакого отношения и мне это не интересно."

Картина собрала $14 650 000 при бюджете в 5 миллионов долларов.

«Джентльмены, удачи!» (2012). Картина является ремейком советского фильма «Джентльмены удачи» (1971). Фильм получил неоднозначные отзывы. Однако есть и мнение, что картина получилась не шедевром, но и не катастрофа, в которую его превратили мемы и обзоры. Зрители отмечают, что картина может быть интересна для просмотра без ожидания «великого» и без желания сравнивать с оригиналом. К слову говоря, я согласен с этим. Фильм вполне себе смотрибельный. А вы что скажите?

Общие кассовые сборы картины при бюджете 5 млн долларов составили около 10 млн долларов.

«Кавказская пленница 2» (2014). Самый громкий и грандиозный провал российского кино. Режиссёр Максим Воронков обещал свежий взгляд – «сделать большой киноаттракцион для молодого поколения», но фильм является, по сути, ремейком комедии Леонида Гайдая 1967 года. При этом авторы заменили фирменный юмор Леонида Гайдая на пошлые и несмешные шутки.

Картина также провалилась в прокате: при бюджете в $2 млн сборы едва превысили $100 тысяч, а зрительские оценки утонули на отметке 1.2 из 10 на IMDb.

Согласно утверждению «Новой газеты», после разгромной видеорецензии Евгения Баженова (BadComedian) и личного обращения к Владимиру Мединскому в Минкультуры пообещали, что больше денег режиссёру «Кавказской пленницы!» Максиму Воронкову никто не даст. С тех пор Воронков практически ушёл из режиссуры, а рейтинги его фильмов на «Кинопоиске» – одни из самых низких.

«Кавказская пленница 2» (2014)
«Кавказская пленница 2» (2014)

Новогодний беспредел

С 2022 года ТНТ задало новый формат – новогодний фильм-пародия. Думаю вы согласитесь с тем, что это действительно другой жанр, не похожий на реймеки или сиквелы. Первопроходцем оказалась картина «СамоИрония судьбы» (2022).

«СамоИрония судьбы» (2022). Продюсеры подошли довольно радикально: вместо прямого повтора они создали «винегрет» из сюжетов «Иронии судьбы», «Игры в кальмара» и «Один дома». Авторы позиционировали проект как «кино не для зануд», но поклонники Рязанова были беспощадны, называя фильм «дичью масштаба „Очень страшного кино“». Тем не менее, у ленты нашлась своя аудитория, оценившая её ироничный тон (рейтинг IMDb — 4.1).

«Иван Васильевич меняет всё» (2023). Следующей жертвой обновления стала классика Гайдая. В ремейке инженер-фрилансер Шурик пытается вернуть Ивана Грозного обратно в прошлое, но мешают проблемы с VPN. Зрители разделились: одни кричали о «похабщине», другие призывали не сравнивать новую версию с оригиналом и принимать её как самостоятельный продукт (оценка на IMDb — 4.4).

«Небриллиантовая рука» (2024). Далее вышла пародия на советскую комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Уже на уровне идеи фильм вызвал немало критики в свой адрес. Максим Никулин (сын актёра Юрия Никулина) в интервью News.ru сообщил, что не встречал качественных аналогичных проектов на телеканале «ТНТ»:

«Плохо. Ничего из того, что я видел, не было хорошим. Кто-то справедливо заметил: нельзя искать успех там, где ты уже его обрёл».

В то же время проект поддержал Сарик Андреасян (это тот, который снял «Служебный роман. Наше время» (2011)), отметив, что «необходимо адаптировать классические произведения для современных поколений, которым нужен „понятный киноязык“». Согласны с ним?

-3

Что ждёт нас дальше?

В 2025 года нас ждет новая работа от ТНТ – «Невероятные приключения Шурика» (2025). Очевидно, что это не ремейк в духе печально известной «Кавказской пленницы!» 2014 года, а скорее всего что-то вроде новогоднего капустника. Точно, вот как нужно назвать этот жанр "новогодний кино-капустник"! Как вам название?)

Сюжет, если его можно так назвать, представляет собой густой замес отсылок. Создатели обещают пародию на всё сразу: от «Операции "Ы"» и «Кавказской пленницы» до «Форреста Гампа», «Побега из Шоушенка» и даже «Дьявол носит Prada». Получилось этакое новогоднее оливье из поп-культуры – всё в одной тарелке.

Главную роль, как и в предыдущих проектах, исполняет Тимур Батрутдинов – он уже был и Женей Лукашиным, и Семёном Горбунковым, теперь дошла очередь до Шурика. В кадре с ним – целый парад звёзд ТНТ и российского шоу-бизнеса: Марина Кравец (Нина), Никита Кологривый (снова Лукашин), Ирина Горбачёва (Мэри Поппинс), Слава Копейкин (в двойной роли Электроника и Сыроежкина), а также ANNA ASTI, Сергей Лазарев, Павел Воля, Ольга Бузова и десятки других знакомых лиц.

Очевидно, что все этого не про кино, но тогда почему ремейки и новогодние кино-капустники продолжают делать?

Кому это, собственно, нужно?

Реакция на новые пародийные проекты в духе «Невероятных приключений Шурика» расколола аудиторию. Представители старшего поколения часто воспринимают такие ленты как паразитирование на шедеврах. Яркий пример – позиция актрисы Натальи Селезнёвой, сыгравшей Лиду в оригинальном фильме. Её комментарий был лаконичным и жёстким:

«Это какой-то бред! Абсолютно несерьезно. Мне больше нечего по этому поводу сказать».

В соцсетях дискуссия еще более оживлённая. Многие зрители – и молодёжь, и люди постарше – задаются теми же вопросами:

«Для кого это кино?! Старое поколение – точно нет, а молодые просто не поймут, так как не видели первоисточник…»
«Даже над сюжетом и обложкой не постарались… Режиссёр посмотрел Форреста Гампа и решил создать этот шедевр?»
«Можно сколько угодно рисовать копии с картин Репина… Даже если срисовать один в один, шедевром, как оригинал, они не станут».

Часть пользователей, впрочем, относится к явлению спокойно или даже с одобрением. Они призывают воспринимать такие проекты исключительно как юмор – лёгкие, праздничные капустники, которые «высмеивают современное время под узнаваемые пародии из СССР». Их аргумент: эти фильмы не претендуют на глубину, а созданы просто для весёлого времяпрепровождения в праздники.

«Будьте проще, не ищите везде смысл», – советуют тем, кто критикует подобные картины всерьёз.

Лично я сам согласен с последними. Новые кино-капустники выглядят, на удивление, более-менее самобытно и уникально. Да, проект смотрится как набор скетчей, которые обычно идут в эфире развлекательных шоу, но это и есть развлекательно шоу, которое ТНТ делает за свои деньги.

А вы как считаете: такие ленты – признак творческого кризиса и неуважения к классике или всего лишь беззлобное развлекательное телевидение, временно перекочевавшее на большой экран?

В 2025 году «Невероятные приключения Шурика» (2025) вообще решили выпустить в кинотеатры и предложить зрителю заплатить за билет. Но готов ли зритель? Скоро узнаем. Возможно проект останется нишевой забавой для поклонников конкретных медийных лиц. А вы как считаете? Напиши свое мнение в комментариях.

-5

А что с ремейками?

Вопрос о целесообразности ремейков советской классики продолжает вызывать острые дискуссии в профессиональной среде. Многие эксперты сходятся во мнении: современным авторам есть о чём рассказать, и дефицит идей – это проблема не творцов, а системы.

Режиссёр и владелица кинокомпании "Северное сияние" Марина Ефремова в разговоре с NEWS.ru высказала убеждение, что кризис оригинальности исходит от тех, кто распределяет бюджеты и принимает решения.

«Это такая тусовка из своих, куда не пускают новых людей. Они страдают от отсутствия идей и берут за основу советскую классику, которая уже хорошо раскручена. На этом пиаре можно выезжать, собирая рейтинги», — отмечает Ефремова.

По её мнению, ностальгия и душевность старых картин эксплуатируются технично, но шаблонно, что в итоге превращает многие проекты в способ «освоения бюджета». Режиссёр уверена, что адаптировать классику для молодёжи не нужно – гораздо ценнее смотреть оригинальные фильмы всей семьёй, а для нового поколения стоит создавать собственных героев и актуальные истории.

Кинокритик Давид Шнейдеров настроен ещё более категорично. Он считает, что за все годы не было снято ни одного достойного ремейка советского фильма.

«Создатели думают, что родители расскажут детям о старых шедеврах, те пойдут на ремейк – и всё разрушится. Эти бездарные версии подорвут доверие к советскому кино и испортят вкус у молодёжи», — поясняет Шнейдеров.

Критик видит корень проблемы в самой системе финансирования. «Пока существует порочная схема, люди будут получать деньги, снимать плохое кино и осваивать бюджеты», — заключает он.

Таким образом, за лавиной ремейков многие видят не запрос аудитории, а симптом глубоких системных проблем: закрытость индустрии, нежелание рисковать с новыми именами и сюжетами, а также механизмы финансирования, поощряющие не творческий поиск, а безопасное, но безликое тиражирование прошлого.

Подписывайте на канал в других соц.сетях: Телеграмм, YouTube, VK, RuTube

Другие статьи: