3 ноября 2002 года в Великобритании состоялся мировой премьера фильма «Гарри Поттер и Тайная комната». В отличие от «Философского камня», «Тайная комната» получилась достаточно мрачным фильмом, снятым в лучших традициях английской готики. Специально для всех поклонников «Гарри Поттера» собрал десять удивительных фактов о создании самой продолжительной картины в истории волшебной франшизы Джоан Роулинг.
Напоминаю, если нравится контент, то подписывайтесь на канал Киноборт, рассказывайте друзьями и делайте репосты в свои социальные сети — это здорово меня мотивирует делать новый контент! Также, читайте другие статьи:
Контекст
После успеха «Гарри Поттера и Философского камня» студия Warner Bros. решила как можно скорее запустить в производство сиквел. Подготовка к «Тайной комнате» началась еще до окончания монтажа первой части, а основные съемки стартовали 19 ноября 2001 года — всего через три дня после мировой премьеры «Философского камня». Продюсеры торопились, опасаясь, что юные актеры слишком быстро вырастут для своих ролей.
За адаптацию сценария вновь взялся Стивен Кловис, столкнувшийся с уникальной сложностью: ему предстояло написать историю, конец которой был ему неизвестен, так как на тот момент вышла лишь четвертая книга цикла. Кловис постоянно консультировался с Джоан Роулинг, которая, не раскрывая ключевых секретов, указывала ему верное направление. К примеру, по ее настоянию в сценарий добавили больше сцен с домовым эльфом Добби, чья роль в будущем сюжете была крайне важна.
Структура «Тайной комнаты», более линейная по сравнению с эпизодичным «Философским камнем», изначально лучше подходила для экранизации. Однако первые черновики Кловиса оказались переполнены деталями, угрожая превратить фильм в четырехчасовой марафон. Даже после сокращений Роулинг сочла, что важная тема «грязнокровок» раскрыта в фильме слабее, чем в книге.
Руперт Гринт реально боялся паука Арагогонома
Особой головной болью для Кловиса и Роулинг стал эпизод с гигантским пауком Арагогом. Они опасались, что говорящий паук на экране будет выглядеть комично, а не ужасающе. К их огромному облегчению, режиссеру Крису Коламбусу и его команде удалось создать сцену, которая оказалась по-настоящему пугающей.
Все знают, что Рон Уизли панически боится пауков, но его исполнитель Руперт Гринт разделяет этот страх и в реальной жизни. Его арахнофобия настолько серьезна, что актер наотрез отказывается пересматривать сцену с гигантским пауком Арагогом в «Тайной комнате». Гринт признавался, что даже во время съемок в Запретном лесу чувствовал себя некомфортно, а на премьере, увидев Арагога, усиленного компьютерной графикой, был в настоящем ужасе. С тех пор он всегда перематывает этот эпизод.
Саундтрека из фильма «Звездные войны: Атака клонов»
Знаете ли вы, что во время захватывающей погони за Снитчем в «Тайной комнате» можно услышать музыку из «Звёздных войн»? Это фрагмент из «Атаки клонов», и у такого творческого решения есть простое объяснение. Оба блокбастера — сиквелы, вышедшие с разницей в полгода в 2002 году, и над их саундтреком работал один человек — Джон Уильямс. Вероятно, режиссёры или монтажёры сочли, что уже готовая композиция Уильямса как нельзя лучше подходит для этой динамичной сцены.
В фильме есть отсылка на вторую часть «Один дома»
Поклонники режиссера Криса Коламбуса могут найти в «Тайной комнате» очаровательную пасхалку, отсылающую к его же классической рождественской комедии «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке». В сцене в Запретном лесу, когда Рон в ужасе предупреждает Гарри о приближающихся пауках, он дословно повторяет реплику грабителя Марва (Дэниел Стерн), который так же панически кричал своему напарнику о стае налетающих голубей. Эта деталь — своеобразный авторский подарок для самых внимательных зрителей.
Крика мандрагоры
Знаменитые душераздирающие крики мандрагоры в «Тайной комнате» — это не только результат работы звукоинженеров, но и вклад самого юного участника съёмочной группы. Им стал месячный сын одного из сотрудников, чей плач звукорежиссёр Том Рэнди записал и использовал в сцене урока Травологии. Для финального, «максимально экзотического» звука Рэнди смикшировал эти детские крики с женскими голосами.
Любимая книга Дэниела Рэдклиффа
Из всех книг о юном волшебнике именно «Тайная комната» является любимой для Дэниела Рэдклиффа. Актер объяснил это в одном из своих интервью: по его мнению, вторая часть значительно мрачнее первой, а его персонаж претерпевает серьезные изменения. Эта эволюция Гарри заставила и самого Рэдклиффа расти и меняться как актера, что и сделало книгу для него особенной.
Самые масштабные декорации
Работа художника-постановщика Стюарта Крейга над «Тайной комнатой» стала поистине титанической. Он создал гигантскую декорацию длиной свыше 76 метров, которая и сегодня остается самой большой и, как следствие, одной из самых дорогих во всей франшизе. Чтобы оценить её масштаб, достаточно сравнить с сердцем Хогвартса — Большой зал имеет длину 42 метра и ширину 12 метров, что значительно уступает подземному святилищу Салазара Слизерина.
Змеиный язык
Знаменитый змеиный язык, парселтанг, был создан для фильма не сценаристами, а профессором лингвистики из Кембриджа Фрэнсисом Ноланом. Он подошел к задаче с научной тщательностью, и результат оказался столь сложным, что актерам было не под силу его освоить. Проблема стала настолько серьезной, что Джоан Роулинг пришлось вмешаться и написать специальное руководство по произношению для Дэниела Рэдклиффа, Кристиана Коулсона и Рэйфа Файнса.
Награды и номинации
«Тайная комната» была номинирована на три премии BAFTA (художник-постановщик, визуальные эффекты, звук), шесть премий «Сатурн» и две награды Общества специалистов по визуальным эффектам. Фильм также одержал несколько побед, включая звание «Лучшего семейного фильма» на BMI Film & TV Awards, где также были отмечены композитор Джон Уильямс и инновационные визуальные эффекты («Лучшая компьютерная актёрская игра»).
Спасибо за прочтение!
Читайте другие статьи на канале: