Найти в Дзене
Киноборт

«Ночной Дозор»: Как рождалась главная российская фэнтези-сага

Оглавление

Помните, как в нулевых все вдруг начали говорить фразу «И треснул мир напополам»? А ведь это был лишь один из множества трикеров, которые перекочевали в массовую культуру с появлением «Ночного Дозора».

История экранизации культового цикла Сергея Лукьяненко — это путь от провальной адаптации до блокбастера, перевернувшего российский кинематограф. Поэтому сегодня, спустя чуть больше двадцать лет, хочется вспомнить, как же рождалась эта культовая картина — со всеми её взлётами, падениями и удивительными историями, о которых мало кто знает. В этой статье постараемся ответить на все эти вопросы и поймем, как «Дозоры» покорили мир и почему третья часть так и не вышла?

Напоминаю, если вам нравится контент, то не забудьте подписаться на канал и поделиться им с друзьями – это здорово меня мотивирует писать новые статьи. Также, читайте на канале:

Подписывайтесь на другие соц.сети: Телеграмм | YouTube |

Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)
Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)

Контекст времени

Представьте: 1998 год. В стране хаос. Дефолт. Все в основном смотрят голливудские блокбастеры, а российское кино казалось чем-то маргинальным. Да, были хорошие работы вроде «Ширли-мырли» (1995) Меньшова. При этом кинотеатры, открывавшиеся в бывших дворцах культуры и не рисковали с российским прокатом.

Именно в такое время на полках книжных магазинов появляется роман, широко известного, в узких кругах Сергея Лукьяненко – «Ночной Дозор». Никто и предположить не мог, что эта книга о современных магах и вампирах станет началом целой вселенной, которую через несколько лет будут цитировать, ругать, боготворить, но главное – смотреть миллионы.

Идея экранизировать «Дозор» возникла почти сразу. Но первый же опыт оказался провальным. В 2000 году за работу взялся режиссёр Сергей Винокуров, пригласивший на главные роли Артемия Троицкого, Ивана Охлобыстина, а Ренату Литвинову в качестве сценариста. Я читал, что Лукьяненко, ознакомившись с наработками, пришёл в настоящий ужас – его глубокую философскую притчу превращали в откровенную чернуху. Казалось, мечте о достойной экранизации пришёл конец. Но тут на сцене появился канал ОРТ, который выкупил права и… доверил съёмки Тимуру Бекмамбетову. Да-да, тому самому, которого тогда знали в основном по серии рекламных роликов для банка «Империал». Правда до это, ещё в 1993 году он снял «Пешаварский вальс» – мощное кино о военнопленных, которое просто потерялось в лихие 90-е.

Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что именно в «Ночном Дозоре» Бекмамбетов нашёл себя. Его фирменный клиповый монтаж, который сегодня все используют, тогда был настоящей революцией. Он словно возродил «монтаж аттракционов» Эйзенштейна, но сделал его современным.

Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)
Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)

История создания

До «Дозора» российская фантастика вызывала скорее жалость. Помните «Упыря» Винокурова, о котором писал выше и кто взялcя первый за кино адаптацию Лукьяненко? «Упыри» начинаются как мистический хоррор, а заканчиваются криминальными разборками – полный дисбаланс. На российском рынке просто нет качественного жанрового кино.

И вот именно в такой момент «Ночной Дозор» стал глотком свежего воздуха. После бандитских 90-х, после этой безнадёги и серости — он позволил сбежать в другой мир. Но не просто сбежать, а увидеть в этом мире отражение наших собственных проблем.

Съёмки растянулись на три года. Ведь изначально планировали снять мини-сериал, поэтому весь материал снимали единым блоком, чтобы потом разделить на два фильма.

Спецэффекты для того времени были настоящим прорывом. Помните то самое колесо обозрения, катящееся по московским улицам? Это был всего лишь макет. А жуткую куклу Машеньку с паучьими лапами создавали методом проб — подставляли к резиновой кукле лапы разных насекомых, пока не нашли идеальный вариант. Но самый забавный момент случился на съёмках «Дневного Дозора»: лошади напрочь отказывались пробивать стены из бутафорских кирпичей. Выход нашли каскадёры — они просто закрывали коням глаза, и те смело скакали вперёд.

Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)
Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)

Кастинг

Кастинг и вовсе напоминал детектив с элементами мистики. Бекмамбетов видел Городецкого в Константине Хабенском — «красивым, чуть хитрым, но с совестью в глазах». Хабенский, кстати, книг тогда не читал, но роль светлого мага его зацепила. На место Гесера прочили самого Михаила Ульянова, но телеканал настоял на Владимире Меньшове. А вот с ведьмой Шульц вышла отдельная история — актрисы одна за другой отказывались из суеверия. В итоге роль досталась Римме Марковой, которая… была уверена, что играет обычную аферистку! Когда она позже узнала, что её героиня — настоящая ведьма, то сильно расстроилась.

Жанна Фриске согласилась на небольшую роль Алисы просто потому, что героиня ей понравилась. Алексей Чадов, будущий вампир Костя, сначала вообще отнекивался — не понимал, как снимать столько «магии», да и книг не читал. Но потом вник — и пропал.

А какие чудеса творились на съёмочной площадке! Костюмы для магов-оперативников скупали на блошиных рынках, форму «Горсвета» состаривали народными методами, а интерьер ведьминой кухни… подсмотрели у одной странной старушки, в квартире которой все стены были завешаны сюрреалистичными коллажами.

Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)
Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)

Сборы

Бюджет картины был довольно скромный – всего 4,2 миллиона долларов (сравните с «Папой» Машкова за 3,5 миллиона), а амбиции — голливудские! И у Бекмамбетова это получилось! Фильм собрал 16,2 миллиона в России и 33,9 миллиона в мире, став первым по-настоящему успешным российским проектом.

Критики, конечно, ругали фильмы за сильные отличия от книг. Но зрители голосовали рублём — в России «Дозоры» обогнали по сборам «Властелина колец», а мировая популярность и вовсе зашкаливала. Квентин Тарантино называл Бекмамбетова любимым российским режиссёром, Тоби Магуайр специально ездил в русский магазин за дисками, а Джеймс Ганн включил «Ночной Дозор» в свой топ лучших боевиков.

Жаль, конечно, что «Сумеречный Дозор» так и не сняли — разговоры шли несколько лет, но интерес постепенно угас. Но, думаю, магия «Дозоров» не исчезла. Ведь это было первое российское кино, которое доказало: мы можем создавать свои миры, не уступающие голливудским. И пусть в этих мирах есть свои недочёты и условности — они навсегда остались для нас родными. Как тот самый треснувший мир, который мы до сих пор с теплотой вспоминаем.

Помните тот самый хитовый рэп «треснул мир напополам»? Так вот, братья Кристовские из «Уматурман» согласились написать его практически за спасибо, просто ради пиара. И ведь не прогадали!

Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)
Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)

Промокампания: фильма-событие

До сих пор помню, как везде висели плакаты с Хабенским, как актёры появлялись в каждой второй телепередаче. 500 рекламных поверхностей в одной Москве! Для России середины нулевых это было чем-то новым. Это сейчас мы понимаем что такое фильм-событие, но тогда – это было как-то по-новому.

Да, продакт-плейсмент иногда раздражал — эти вездесущие банки пива и телефоны. Но, если честно, именно «Дозор» показал, как нужно продвигать кино. Впервые российский фильм продавал не только себя, но и образ жизни.

Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)
Кадр из фильма «Ночной Дозор» (2004)

Какой «Дозор» смотреть?

Мало кто знает, но существует целых четыре версии фильма! Лично я начинал с кинотеатральной, потом нашёл расширенную на DVD — там есть альтернативная концовка, где Городецкий так и не выбирает сторону.

А вот международная версия мне не зашла — слишком причесали, убрали наш колорит. Пропали сцены с Куценко, исчезла та самая «пьяная» ритмика, которая делала фильм живым.

«Дозоры» сегодня: ностальгия или вечная классика?

Спустя 20 лет «Ночной Дозор» всё ещё с нами. Переодически он всплывает в разных рейтингах, даже Джеймс Ганн включал в свои список знаковых картин.

Иногда кажется, что мы сегодня живём в эпоху ностальгии — перезапускают старые проекты, снимают сиквелы. Но «Дозор» для меня остаётся не просто памятником эпохи, а доказательством того, что мы можем. Можем снимать кино, в которое верим. Можем создавать свои миры. Можем, наконец, гордиться отечественным кинематографом.

И пусть тот самый «треснувший мир» уже стал историей, его осколки до сих пор сверкают где-то там, в сумраке нашей памяти. А раз так — значит, магия продолжает работать.

Спасибо за прочтение!

Напишите в комментариях, какая часть вам больше нравиться?

Подписывайтесь на канал Киноборт и на другие соц.сети: Телеграмм | YouTube |

Другие стать и на канале: