Чехословацкий средний танк TVP и машины на его базе в 1947-50 гг
Вторая мировая война стала настоящим катализатором с точки зрения развития бронетанковой техники. При этом некоторые страны вынужденно остановились в этом самом развитии. Какие-то, например, Италия, после оккупации их территории разработку новых образцов военной техники остановили. В иных случаях, например, как случилось у венгров, создание принципиально новых образцов танков и САУ застыло после поражения основных производителей бронетехники. Ну а некоторые страны застопорили развитие бронетехники еще в 1942 году. Так случилось в случае с Чехословакией.
После окончания Второй мировой войны чехословацкая бронетехника отличалась большим разнообразием. На вооружении имелось немного старых чехословацких танков (включая построенных для немцев), а также бронетехника немецкого, советского, английского и американского производства. По вполне понятным причинам у MNO (чехословацкого Министерства обороны) быстро возникла идея создать новый танк, на замену зарубежных. Так на свет появился проект "основного" танка TVP. Исходная концепция прожила недолго, Škoda довольно быстро стала переделывать проект под себя. Так что облик чехословацкого среднего танка стал довольно быстро меняться, а также появились боевые машины на его базе.
В случае с TVP, а также танков, созданных по проекту VTU (прежде всего, это касалось Škoda T-40, поскольку данный танк уже был более-менее реалистичен), существовало две проблемы. Первая заключалась в растущих аппетитах MNO, а вторая проблема состояла в том, что перспективный танк стремительно устаревал, еще не успев родиться. Собственно говоря, это стало главной причиной, почему тот же Škoda T-40 остался эскизным проектом. Тем более что у Škoda в 1948 году появился проект, который выглядел более интересным как база для развития нового среднего танка.
Проект легкого танка Škoda T-17, подготовленный 3 сентября 1948 года, существенно отличался от Škoda T-40. В его облике хорошо заметно влияние советского тяжелого танка ИС-3, подробности о котором чехословацкие военные знали начиная с весны 1946 года. В виду лимита по габаритным размерам полноценный "щучий нос" реализовать не удалось, тем не менее, компоновку с размещением механика-водителя в центре танк унаследовал. Что же касается башни, то тут сходство оказалось более чем очевидным. Также отказались от архаичных решений, взяв на вооружение торсионную подвеску советского типа. Так вот, легкий танк явно создавался не в одиночку. Тем боле что для среднего танка появилось новое вооружение.
В июле 1948 года Škoda начала проектирование новой зенитной пушки калибра 100 мм. В качестве ориентира при создании системы, получившей индекс R 11, инженеры Škoda использовали немецкую 8.8 cm Flak 41. От немецкой пушки, с массой изменений, взяли лафет, в значительной степени конструкция ствола, откатные механизмы и массу других деталей. Вместе с тем, R 11 представляла собой развитие идей, которые чехословацкие оружейники реализовывали с начала 40-х годов. Прежде всего, речь идет о магазинном питании. Благодаря такому решению скорострельность 100-мм орудия составила внушительные 25 выстрелов в минуту.
Новое орудие отличалось не только высокой скорострельность. При длине ствола 5500 м (55 калибров) начальная скорость снаряда составляла 1050 м/с, поэтому показателю R 11 превосходила КС-19, имевшую длину ствола 60 калибров. На дистанции 1000 метров снаряд чехословацкой пушки пробивал броню толщиной 160 мм, находящуюся под наклоном в 30 градусов. Не менее важной вещью стало то, что Škoda одновременно запустила проектирование еще двух систем. Используя базу R 11, чехословацкие оружейники разработали противотанковую пушку A 20. Поскольку начальную скорость снаряда R 11 посчитали избыточной, у A 20 длину ствола снизили до 5270 мм (53 калибра), а начальную скорость снаряда до 900 м/с. Бронепробиваемость снизилась незначительно – до 140 мм на той же дистанции и под тем же углом наклона.
Наконец, база R 11 была использована для танковой пушки, получившей индекс AK 1. И вот тут возникает самое интересное. О том, что происходило с проектом TVP в 1948-49 годах, известно немного. Более того, даже внешний вид танка неизвестен, о нем можно лишь догадываться по сторонним проектам на его базе. Но разработка 100-мм танковой пушки четко говорило о том, что новой итерацией TVP Škoda вполне занималась. Поэтому реконструкция внешнего вида танка за авторством Иво Пейчоха, примерно соответствующая 1949 году, вполне себе имеет право на существование. Танк должен был напоминать увеличенный Škoda T-17, а технические подробности можно видеть на проектах самоходной артиллерии. Они, к слову, являлись спутниками Škoda T-17, и это лишний повод говорить о том, что TVP 1949 года таки был.
Упомянутые проекты самоходной артиллерии были представлены Škoda в феврале 1949 года. Всего инженеры Škoda представили четыре проекта, каждый из которых достоин отдельного описания. Из четырех проектов два использовали шасси TVP без изменений. Так что Иво Пейчох сделал свою реконструкцию вполне похожую на предполагаемый Škoda T 50 первой версии. Длину корпуса увеличили до 7000 мм, ширину до 3150 мм, а число опорных катков до 6 на борт. Вполне логично предположить, что и башня Škoda T 50 представляла увеличенную в размерах башню T 17, хотя этому факту подтверждения нет. В пользу этого предположения говорит то, как выглядела башня более позднего T 50, где даже укладка боеприпасов выглядит так же, как и в башне T 17.
Первый из проектов, 152 mm ShKH 43,5/675 TVP, (152-мм штурмовое орудие на базе TVP, чертеж Zb 5913-S), представлял собой установку 152-мм гаубицы в открытой сверху башне. В значительной степени конструкция этой машины является развитием немецких "самоходных лафетов", к которым Škoda в свое время тоже приложила руку. Согласно описанию, боевая масса машины должна была составить 32 тонны. Бронирование корпуса составляло 65 мм в лобовой части, борта 40 мм, крыша и днище 20 мм. Помимо гаубицы, предполагалось установить зенитный пулемет ZK 477. Боекомплект к гаубице должен был составить 50 выстрелов. Никаких данных о двигателе и динамических характеристиках представлено не было, но здесь стоит учитывать агрегаты, предполагавшиеся в TVP и тот факт, что САУ оказалась легче танка.
Второй проект, 100 mm ShPTK 14,75/950-TVP (100-мм штурмовая противотанковая пушка на базе TVP, чертеж Zb 5914-S), в общем и целом повторяла 152-мм самоходную установку. Боевая масса, бронирование и динамические характеристики оставались на том же уровне. Сохранялась и концепция установки вооружения во вращающейся башне. Главным отличием стала установка 100-мм противотанковой пушки A 20. В этом смысле также повторялась концепция Waffenträger, где на одно и т же шасси предполагалось ставить либо противотанковую пушку, либо гаубицу. Боекомплект составлял 100 снарядов.
Еще два проекта являлись, можно сказать, дуплексами. Версия с противотанковой пушкой получила обозначение 100 mm ShPTK 14,75/900-TVP (100-мм штурмовая противотанковая пушка на базе TVP, чертеж Zb 5921-S), а с гаубицей - 152 mm ShKH 43,5/675 TVP, (152-мм штурмовое орудие на базе TVP, чертеж Zb 5922-S). На сей раз шасси подверглось довольно серьезной переделке, да и концепция сильно поменялась. Вместо танкового шасси без изменений и открытой сверху башни инженеры Škoda предложили САУ, здорово напоминающую выросший в размерах Jagdpanzer 38. Боевая масса САУ выросла до 40 тонн, так что в динамике машина явно проигрывала более легкому варианту на неизмененном шасси. Вместе с концепцией установки орудия поменялось и назначение. Если у САУ с вращающейся башней область применения была довольно широкой, то у пары с закрытой рубкой ниша во многом оказывалась схожей с Jagdpanzer 38 и ИСУ-152.
Между тем, в ходе консультаций, проходивших в конце 1948–начале 1949 года, было принято решение запустить работу по TVP на конкурсной основе. Как и в 30-е годы, конкурентов оказалось двое, и они хорошо известны. Индекс T 50 был закреплен за проектом Škoda, а детище ČKD получило обозначение T 51. Боевую массу обеих машин определили в 35-40 тонн. Бронирование должно было составить 60 мм лобовой части и 40 мм по бортам. Помимо пушки AK 1, предполагалось установить спаренный пулемет калибра 7,62 мм, а также зенитный пулемет ZK 477 калибра 12,7 мм. Согласно предварительным планам, концепцию T 50/T 51 предполагалось финализировать к 21 августа 1949 года, а концу марта 1950 года подготавливалась рабочая документация. К сентябрю 1949 года Škoda должна была подготовить деревянный макет танка в масштабе 1:1, примерно в это же время ту же работу заканчивала и ČKD.
Так вот, Škoda в сентябре 1949 года представила полноразмерный макет Škoda T 50, но его так и не утвердили. Следующие макеты, имевшие уже масштаб 1:10, были продемонстрированы 24 ноября и 12 декабря 1949 года, но их снова не утвердили. Окончательный вид проект среднего танка Tank Všeobecného Použití (TVP) обрел 18 февраля 1950 года. В этот день Škoda и ČKD, параллельно работавшие над машиной, представили ее эскизный проект. Стоит отметить, что проект в варианте ČKD носил заводской индекс TNHtA. Фактически это была одна и та же машина, чертежи друг от друга почти ничем не отличаются. При этом про САУ на базе Škoda T 50 уже забыли.
Разница между Škoda T 50 и ČKD TNHtA заключалась в разных моторах и КПП. На проекте Škoda T 50 предполагалось устанавливать H-образный 16-цилиндровый дизель Škoda AHK. На TNHtA планировали также 16-цилиндровый дизель, но разработки ČKD, модель AXK, X-образной схемы. Оба двигателя должны были развивать мощность 987 лошадиных сил, благодаря чему 40-тонный танк должен был развивать скорость до 50-60 км/ч. Учитывая то, что удельная мощность достигала почти 25 лошадиных сил на тонну, проектная скорость в 60 км/ч выглядела вполне реальной. Правда, оба двигателя, как и сам танк, дальше бумаги не продвинулись в развитии. Стоит отметить, что ČKD в качестве резервного варианта предлагала использовать советский двигатель В-2. Мощность была сильно меньше, зато таких моторов в Чехословакии имелось много.
По сравнению с предыдущей версией TVP в проект были внесены очередные изменения, сильно изменившие облик машины. От "щучьего нос" отказались, сделав корпус спереди чем-то похожим на французский танк AMX M4 (или советский ИС-4). Вместе с тем, от идеи с размещением водителя по центру не отказались. В этом смысле была допущена ошибка, поскольку обзор с места механика-водителя получался хуже (но при этом, судя по всему, у него имелся люк в ВЛД). Согласно утвержденной в начале 1949 года спецификации, длина корпуса составила 6500м м, а с пушкой 9050 мм. Ширина машины, по сравнению с проектом 1949 года, почти не изменилась и составляла 3100 мм, общая высота достигала 2500 мм. Сохранили и проектную толщину брони – 65 мм во лбу и 40 мм по бортам.
Башня, по сравнению со Škoda T 17, сильно изменилась, тем не менее, сходство этих проектов друг с другом налицо. Толщина бронирования варьировалась от 100 в лобовой части до 60 мм по бортам. Как и предшествующий проект, башню предполагалось делать литой. Внутри находилась танковая пушка AK 1 и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм. Также предполагался крупнокалиберный зенитный пулемет ZK 477. Стоит отметить, что пушка предлагалась в двух вариантах, отличавшихся длиной ствола (55 и 53 калибра), начальной скоростью (890 и 850 м/с) и массой (14,5 кг и 16 кг) снарядов. Бронепробиаемость, впрочем, предполагалась одинаковая – 140 мм на дистанции в километр и под углом наклона 30 градусов.
Можно сказать, что проекты T 50/51 стали лебединой песней программы TVP. Уже в марте 1950 года ее закрыли. Иногда это связывают с якобы происками компартии, которая пошла на поводу советской стороны. Но это не более чем попытка отрицать очевидное. 5 лет чехословацкая промышленность, VTU и MNO топтались на месте. До MNO всё стало понятно еще в июле 1949 года. Тогда Чехословакия приобрела лицензию на производство советского танка Т-34-85. Да, не такого совершенного, как T-50/51, но зато не "бумажного". И даже его выпуск потребовал активной помощи советской стороны. Можно представить, сколько бы усилий понадобилось бы Чехословакии для освоения собственного танка. Одним словом, выбор Т-34-85 оказался куда более разумным решением.
Автор выражает признательность Юрию Тинтере и Франтишеку Роцкоту (Прага, Чехия) за помощь в подготовке материала
Список источников:
VHÚ Prahan
US NARA
Mgr.Martin Dubánek — Od bodáku po tryskáče — Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945–1955, Mladá fronta 2011
valka.cz
Архив Юрия Тинтеры
Другие статьи по чехословацким средним танкам и машинам на их базе:
Škoda SKV/Škoda Š-III, первый средний танк для чехословацкой армии от Škoda
История опытного чехословацкого среднего танка Tatra T-III
Pz.Kpfw. Škoda T-22/T-23, последний средний танк разработки Škoda, который был изготовлен в металле
История проектных чехословацких танков Škoda T-24 и T-25, а также САУ на их базе
T-40/75N, бывший Pz.Kpfw.IV, прошедший модернизацию в Чехословакии и повоевавший на Голанах
О "четверке" с площадки возле Главного Храма Вооруженных Сил РФ
История чехословацкого проектного среднего танка TVP (Tank Všeobecného Použití)
Проект среднего танка Škoda T-40, развитие концепции танка TVP