Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Самый успешный чехословацкий танк с омско-тагильским происхождением

История средних танков Т-34-85 чехословацкого производства

После окончания Второй мировой войны чехословацкая танковая промышленность оказалась в очень сложной ситуации. Дело в том, что 6 лет развития собственной бронетанковой техники не происходило. Нет, по инерции что-то чехи делали, для немцев, но в 1942 году всё встало окончательно. И это сильно аукнулось после окончания войны, когда MNO решило, что пора бы сделать для чехословацкой армии новый средний танк. Казалось бы, всё будет хорошо, с таким-то опытом. А оказалось, что казалось. 5 лет мучений со средним танком TVP (Tank všeobecného použití) закончились кучей бумаги, осевшей в архиве.

Т-34-85 советского производства в чехословацкой армии, 1952 год.
Т-34-85 советского производства в чехословацкой армии, 1952 год.

Между тем, после окончания войны у чехословацкой армии была еще та мешкуха с точки зрения матчасти. В том числе было у нее весьма приличное количество советских Т-34-85. Так вот, в конце 40-х годов стало появляться первые мысли о том, что надо искать какие-то запасные варианты. Таковым внезапно оказался Т-34-85, который помогла освоить советская промышленность. Ирония ситуации в том, что данная боевая машина оказалась самым успешным танком чехословацкого производства, особенно что касается коммерческой составляющей.

По-настоящему активно работы по освоению Т-34-85 в Чехословкии шли с 1950 года.
По-настоящему активно работы по освоению Т-34-85 в Чехословкии шли с 1950 года.

Комичности ситуации, которая развивалась в конце 40-х годов, придавало то, что TVP создавался как альтернатива Т-34-85. Началось всё 17 октября 1945 года, когда дивизионный генерал Богумил Бочек, командующий чехословацким генштабом, утвердил требования на новый танк. В требованиях Т-34-85 угадывался однозначно, другой вопрос, что TVP должен был базироваться на чехословацких технических наработках. На самом деле часть этих наработок была немецкой, но не суть важно. Главное в том, что значительная часть компонентов являлась такой же бумагой, как и сам танк в целом. Не говоря уже о менявшихся требованиях на танк. Самое главное, что TVP и его наследники довольно быстро устаревали.

При этом в конце 40-х годов СССР передал чехословацкой армии еще партию Т-34-85.
При этом в конце 40-х годов СССР передал чехословацкой армии еще партию Т-34-85.

14 июня 1948 года президентом Чехословакии стал Клемент Готвальд, что окончательно укрепило позиции местных коммунистов. И так теплые отношения с Советским Союзом укрепились еще сильнее, особенно что касается военно-технической сферы. С одной стороны, чехословацкая промышленность предлагала СССР свои разработки (правда, дальше испытаний дело обычно не доходило, поскольку в СССР уже имелись ничуть не менее удачные образцы). С другой стороны, заметно окрепшая советская танкостроительная промышленность могла помочь чехословацкой. Да, некоторый щелчок по самолюбию, но тут или шашечки, или поехали.

Советские танки в Чехословакии дорабатывали под новые стандарты. Например, тут хорошо видна защита фары, чисто чешская.
Советские танки в Чехословакии дорабатывали под новые стандарты. Например, тут хорошо видна защита фары, чисто чешская.

Продолжая развивать программу TVP, в генштабе решили подстраховаться. В июле 1949 году Чехословакия получила лицензию на производство Т-34-85. Да, этот танк несколько устарел, но зато он был хорошо освоен, а его конструкция доведена до совершенства. Имелся полный набор технической документации, причем не только на сам танк, но и на его мотор, а также вооружение. К лету 1949 года имелся уже и Т-54, но как раз в это самое время шли работы по модернизации танка. Еще имелся снятый с проиводства Т-44, но он мало отличался по эффективности от Т-34-85. Одним словом, выбор именно этого танка выглядел наиболее очевидно.

А это уже один из танков чехословацкого производства.
А это уже один из танков чехословацкого производства.

В ноябре 1949 года чехословацкая сторона получила техническую документацию на танк. Отправителем числился завод №183 (г. Нижний Тагил), но в этой истории всё было не так просто. Для начала, тот танк, который предстояло выпускать в Чехословакии, несколько отличался от тех машин, что производились в СССР. Последние Т-34-85 были выпущены в 1946 году, и их конструкция постепенно дорабатывалась. Но и это еще не всё. Последним советским изготовителем Т-34-85 являлся завод №174 (г. Омск), и часть документации была однозначно омской. Это в полной мере отразилось на внешнем виде чехословацких танков.

Впервые чехословацкие Т-34-85 появились на учениях весной 1952 года.
Впервые чехословацкие Т-34-85 появились на учениях весной 1952 года.

В практическую фазу работы по освоению Т-34-85 в Чехословакии начались с января 1950 года, при этом шла активная помощь советской стороны. Полномасштабные работы, с точки зрения помощи советской стороны, начались позже - с октября 1950 года. Для производства танка использовали мощности паровозостроительного завода ČKD Sokolovo, г. Прага. В качестве подрядчика по моторам выбрали завод Škoda (г. Пльзень), где организовали выпуск танковых двигателей В-2. Изготовителем вооружения назначили паровозостроительный завод Škoda в Дубнице-над-Вагом (Словакия). Наконец, корпусное производство организовали на заводе им. Сталина (Závod J.V.Stalina (ZJVS)) в Мартине (Словакия).

Хорошо видна харакрертная форма кожухов выхлопа. Да и башня тоже имеет характерную форму.
Хорошо видна харакрертная форма кожухов выхлопа. Да и башня тоже имеет характерную форму.

Столь внушительный список заводов образовался не на пустом месте. Т-34-85 являлся машиной далеко не самой простой, кроме того, логичным стало распределение выпуска корпусов, моторов, вооружения и окончательной сборки по разным предприятиям. При этом даже помощь с советской стороны всё равно сделала процесс освоения Т-34-85 непростой задачей. Первый танк местной сборки сдали 1 сентября 1951 года. К началу октября изготовили еще 7 танков, 2 из которых отправили на кратковременные испытания. Всего же до конца года удалось выпустить 25 Т-34-85. При этом поначалу танки отличались "сыростью", жалобы шли на работу сцепления, трансмиссию и другие агрегаты.

Ларчик открывался просто - документация на танк шла с завода №174, г. Омск.
Ларчик открывался просто - документация на танк шла с завода №174, г. Омск.

Полномасштабная сборка чехословацких Т-34-85 началась позже - с февраля 1952 года. При этом на продукцию ČKD Sokolovo продолжали идти нарекания со стороны чехословацких военных. На 81 танке, поставленном в чехословацкую армию в 1951-52 годах, было зафиксировано 280 поломок, из них 250 напрямую связанных с плохим качеством изготовления. При этом по качеству изготовления они оказались ниже, чем советские Т-34-85, которые прибыли в 1949 году. Вполне возможно, что именно это стало причиной, почему в декабре 1953 года выпуск Т-34-85 на заводе ČKD Sokolovo прекратился. Всего там сдали 951 танк, а далее завод снова стал производить локомотивы.

Первый явный признак чехословацкого танка - это порт связи с экипажем с левого борта корпуса.
Первый явный признак чехословацкого танка - это порт связи с экипажем с левого борта корпуса.

Уже в мае 1952 года первый Т-34-85 был сдан заводом им. Сталина в Мартине. И чем дальше шло производство, тем более словацким становился танк. За 1952 год суммарно два завода сдали 352 танка, а в 1953 году - 1050 штук. После прекращения выпуска танков на ČKD Sokolovo производство танков в Чехии более не возобновлялось, теперь Т-34-85, как и последующие танки, выпускались в Мартине. Всего здесь произвели 1785 Т-34-85, выпуск продолжался до 1956 года. Самое интересное, что последние пару лет завод в Мартине работал исключительно на экспорт. Из 2736 танков чехословацкая армия забрала себе только 1437 штук, из них 731 производства ČKD Sokolovo и 706 производства ZJVS Martin.

Также появились фары с характерным ограждением.
Также появились фары с характерным ограждением.

Отдельно стоит упомянуть внешний вид Т-34-85, которые выпускались в Праге и Мартине. Как уже говорилось ранее, последним местом, где выпускались советские Т-34-85, являлся завод №174. Документацию оттуда в Чехословакию точно передавали, при этом омские Т-34-85 и СУ-100 имели некоторые конструктивные отличия. Например, башня однозначно омская, характерными являются ступичные крышки катков, петли на кормовой плите корпуса, да и "фигурные" кожухи выхлопных труб также сделаны по КД завода №174. Часть танков имела литые диски опорных катков, часть штампованные.

На параде в 1958 году.
На параде в 1958 году.

Вместе с тем, чехословацкие Т-34-85 имеют ряд характерных признаков. Прежде всего, в глаза бросается качество изготовления корпусов и башен. Изделия, поступавшие из Мартина, отличались тщательностью обработки, особенно отличается башня, почти лишенная всевозможных неровностей, характерных для литых башен. Немного отличался и корпус танка. Петли верхнего кормового листа были увеличены, а броневые кожухи выхлопных труб имели более замысловатую конструкцию. Еще одним характерным для чехословацких танков элементом был порт связи с экипажем, находившийся в левой задней части корпуса. С левого борта появилось крепление тросов, а передняя фара получила ограждение характерной формы. На танки раннего выпуска также ставились фары ночного вождения Notek, скопированные с немецких.

Испытания водоходного оборудования.
Испытания водоходного оборудования.

Непосредственно в чехословацкой армии служба Т-34-85 оказалась спокойной. По состоянию на 1956 год там числилось 1701 Т-34-85, как чехословацкого производства, так и советские. За счет того, что на вооружение чехословацкой армии постепенно поступали Т-54 собственного производства (их освоили в 1956 горду), более старая матчасть постепенно изымалась. К 1967 году Т-34-85 всех типов осталось 1120 штук. Часть из снятых с вооружения Т-34-85 отправилось за рубеж, какие-то танки переделали в спецмашины, которые достойны отдельного упоминания. В конце 1971 года число Т-34-85 сократилось до 780, и постепенно оно шло на убыль.

Трофейный египетский Т-34-85, все признаки на месте.
Трофейный египетский Т-34-85, все признаки на месте.

Между тем, за рубежом их карьера складывалась совсем другим образом. Первые экспортные поставки Т-34-85 чехословацкого производства начались в 1953 году. 21 сентября 1955 года между Чехословакией и Египтом была заключено соглашение о поставках целого ряда образцов вооружения и военной техники. Т-34-85 среди них, разумеется, присутствуют. Всего Египет получил 820 танков, 230 из которых успела поучаствовать в боях за Суэцкий канал. Боевые действия начались 29 октября 1956 года, против Египта воевали Израиль, Франция и Великобритания. В ее ходе воюющие стороны понесли тяжелые потери в бронетанковой технике. Среди трофеев антиегипетской коалиции оказались и Т-34-85 чехословацкого производства.

Еще один "египтянин", с турелью ДШКМ.
Еще один "египтянин", с турелью ДШКМ.

Использовались танки, поставленные Чехословакией, в боевых действиях 17-18 апреля 1961 года на территории Кубы. Известны они как "Сражение в Заливе Свиней". В ходе боевых действий по отражению десанта "гусанос" был потерян один Т-34-85, но остальные сыграли важную роль в боевых действиях. Следует отметить, что около сотни танков, которые закупила Куба, были смешанного состава - как чехословацкого, так и советского производства. Закупки велись прямо со складов чехословацкой армии и достались заказчику с очень большой скидкой – 67 процентов.

Сирийский Т-34-85, с очень характерной зенитной турелью.
Сирийский Т-34-85, с очень характерной зенитной турелью.

Помимо Египта, 120 Т-34-85 чехословацкого производства приобрела Сирия. Оказавшиеся в сирийской армии танки оказались наиболее переделанными Т-34-85 чехословацкого выпуска. Наиболее заметной деталью стала массивная турель под пулемет ДШК, установленная на командирской башенке. Сирийским Т-34-85 довелось понюхать пороха в начале июня 1967 года, когда разразилась Шестидневная война. Значительная часть этих танков оказалась либо подбитой, либо захваченной израильской армией. Тогда же в бой снова ходили и египетские Т-34-85, всего был потерян 251 танк этого типа. Некоторые из трофеев израильские военные позже переделали в долговременные огневые точки, закопанные вдоль границы с Сирией и Иорданией. Двигатели и ходовая часть изымалась, а на месте отделения управления оборудовалась большая боеукладка.

Бейрут, 1982 год.
Бейрут, 1982 год.

На этом география поставок Т-34-85 чехословацкого производства не ограничилась. Например, Румыния и Болгария получили, в общей сложности, 120 машин. Около 30 танков отправилось в Индию, Ирак и Йемен. В последнем, впрочем, этим танкам все же пришлось повоевать. Повоевали Т-34-85 и в Ливане, где они оказались в 70-х годах. Среди покупателей оказались страны Юго-Восточной Азии. Например, Лаос, откуда не столь давно три десятка Т-34-85 попали в Россию. Весьма комично было слышать рассказы о том, что это "настоящие Т-34-85 военного выпуска". Характерные признаки чехословацких танков видны отлично. Ныне эти танки ходят по Красной площади. Куда делись Т-34-85 обр.1985 года (модернизация под 40-летие Победы), это отдельный вопрос.

Бывший лаосский Т-34-85 топчет Тверскую улицу, июнь 2020 года.
Бывший лаосский Т-34-85 топчет Тверскую улицу, июнь 2020 года.

Для Чехословакии Т-34-85, безусловно, стал большой удачей, если мы говорим о коммерческой составляющей. Такого количества танков Чехословакия до того не продавала за рубеж никогда. С другой стороны, этот танк стал могильщиком оригинального чехословацкого танкопрома. Вины в этом, впрочем, у данного танка нет. Он же не виноват, что чехословацкие танкостроители больше пяти лет никак не могли собственный танк довести хотя бы до стадии опытного образца. Не виноват танк и в том, что посреди выпуска он стало больше словацким, чем чехословацким.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.

Список источников:

VHU Prahan (Vojenský historický archív)

Mgr.Martin Dubánek - Od bodáku po tryskáče - Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945-1955, Mladá fronta 2011

http://forum.valka.cz

http://ftr.wot-news.com

Другие статьи по чехословацким средним танкам и машинам на их базе:

Škoda SKV/Škoda Š-III, первый средний танк для чехословацкой армии от Škoda

История опытного чехословацкого среднего танка Tatra T-III

Средний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию

История среднего танка Škoda Š-IIс (T-21), который не пригодился чехословацкой армии, но оказался полезен венграм

Pz.Kpfw. Škoda T-22/T-23, последний средний танк разработки Škoda, который был изготовлен в металле

История проектных чехословацких танков Škoda T-24 и T-25, а также САУ на их базе

T-40/75N, бывший Pz.Kpfw.IV, прошедший модернизацию в Чехословакии и повоевавший на Голанах

О "четверке" с площадки возле Главного Храма Вооруженных Сил РФ

История чехословацкого проектного среднего танка TVP (Tank Všeobecného Použití)

Проект среднего танка Škoda T-40, развитие концепции танка TVP