Найти в Дзене
Альтернативная история

AW.171: британский эксперимент, который опередил время (и логику)

В мире экспериментальной авиации встречаются проекты, которые выглядят настолько футуристично, что кажется — их придумал художник-фантаст, а не реальное КБ. Armstrong Whitworth AW.171 относится именно к таким. Это был смелый британский проект 1950-х годов: сверхзвуковой самолёт-«летающее крыло» со сверхузким дельта-крылом, вертикальным взлётом и посадкой и пилотом в полулежачем положении. И, что особенно интересно — он реально рассматривался как возможный будущий боевой самолёт. Что такое Armstrong Whitworth AW.171 AW.171 — это концепция, созданная инженерами Armstrong Whitworth Aviation в начале холодной войны. Задача, поставленная конструкторам, звучала одновременно амбициозно и фантастически: сверхзвуковой полёт, компактная аэродинамичная форма, минимум сопротивления, VTOL — способность взлетать и садиться вертикально, высокая манёвренность на больших скоростях. Проект представлял собой нечто среднее между летающим крылом, дискообразным самолётом и ранними идеями о сверхзвуковых
Оглавление

В мире экспериментальной авиации встречаются проекты, которые выглядят настолько футуристично, что кажется — их придумал художник-фантаст, а не реальное КБ. Armstrong Whitworth AW.171 относится именно к таким. Это был смелый британский проект 1950-х годов: сверхзвуковой самолёт-«летающее крыло» со сверхузким дельта-крылом, вертикальным взлётом и посадкой и пилотом в полулежачем положении.

Авиация реальная и альтернативная | Альтернативная история | Дзен

И, что особенно интересно — он реально рассматривался как возможный будущий боевой самолёт.

Что такое Armstrong Whitworth AW.171

-2

AW.171 — это концепция, созданная инженерами Armstrong Whitworth Aviation в начале холодной войны. Задача, поставленная конструкторам, звучала одновременно амбициозно и фантастически:

  • сверхзвуковой полёт,
  • компактная аэродинамичная форма,
  • минимум сопротивления,
  • VTOL — способность взлетать и садиться вертикально,
  • высокая манёвренность на больших скоростях.

Проект представлял собой нечто среднее между летающим крылом, дискообразным самолётом и ранними идеями о сверхзвуковых перехватчиках.

Конструкция: дельта-крыло, лежачий пилот и подъёмные двигатели

-3

Несколько решений AW.171 стали культовыми в авиационных кругах:

Летающее крыло без выраженного фюзеляжа

Вся нагрузка — топливо, системы, кабина — распределялась внутри толстого центрального профиля крыла.

Пилот в полулежачем положении

Чтобы уменьшить фронтальную площадь и сопротивление, пилота предполагалось посадить почти лёжа, как в некоторых рекордных и экспериментальных аппаратах.

VTOL: подъёмные двигатели

Проект предусматривал отдельные подъёмные двигатели для вертикального взлёта и посадки — радикальная идея для начала 1950-х. Реализовать эффективный VTOL тогда было почти невозможно, но инженеры пытались.

Задумка: зачем Британии был нужен такой самолёт

Узкое дельта-крыло с минимальным удлинением

Такая форма крыла должна была обеспечивать устойчивость на сверхзвуке и снижать сопротивление. Внешне самолёт выглядел почти «плоским», что придавало ему форму летающей тарелки.

-4

После Второй мировой войны Британия искала способы получить технологическое преимущество в авиации. Большие аэродромы могли стать уязвимыми, поэтому возможность вертикального взлёта казалась прорывом. Одновременно требовались быстрые перехватчики для противостояния возможным бомбардировщикам.

AW.171 должен был стать:

  • сверхбыстрым,
  • компактным,
  • неподвластным инфраструктурным ограничениям,
  • технологически революционным.

Фактически — это одна из ранних попыток совместить сверхзвуковой самолёт и VTOL.

Почему AW.171 так и не построили

-5

Несмотря на дерзкие идеи, проект так и остался на бумаге. Причины были довольно очевидны:

Огромные технические риски

летающее крыло сложно стабилизировать,

дельта-крыло с низким удлинением требует идеальной аэродинамики,

VTOL-системы того времени были сырыми,

компоновка с пилотом лёжа усложняла управление, привыкание и эргономику.

Ограничения технологий 1950-х

Материалы, электроника, системы управления — всё это ещё не позволяло надёжно реализовать такую схему.

Изменение приоритетов

К концу десятилетия Британия переключилась на более реалистичные проекты и программы.

В итоге AW.171 официально закрыли в 1957 году. Ни один опытный образец даже не начали строить.

Почему проект всё равно важен

-6

Хотя AW.171 не взлетел, он стал отличным примером того, как инженерная мысль способна забегать далеко вперёд. Многие его идеи позже появлялись в других концептах:

  • эксперименты с летающими крыльями,
  • работы над VTOL-перехватчиками,
  • минимизация сопротивления экстремальными компоновками,
  • «лежачие» кабины пилотов на скоростных аппаратах.

Сегодня AW.171 часто вспоминают как один из самых футуристичных авиационных проектов той эпохи — настолько необычный, что кажется, будто он пришёл из научной фантастики.

Итог: самолёт, который опередил своё время

Armstrong Whitworth AW.171 — это пример того, как смелые инженерные идеи могут быть слишком революционными для своего времени. Он сочетал в себе:

  • сверхзвуковую аэродинамику,
  • VTOL-амбиций,
  • уникальные формы и решения,
  • необычную компоновку,
  • и полный отказ от традиционных схем самолётостроения.

Хотя он так и не стал реальным самолётом, AW.171 по-прежнему вдохновляет энтузиастов авиации как пример предельного инженерного авангарда 1950-х годов.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Авианесущий экраноплан проекта 08970 "Секунда". Россия - Альтернативная История
Проект дальнего тяжелого бомбардировщика Messerschmitt P 0.8. Германия - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/aw-171-britanskij-eksperiment-kotoryj-operedil-vremya-i-logiku/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉