Введение
Данная статья не претендует на уникальные открытия, сенсации и написана обычным любителем литературы для любителей литературы. Ни больше ни меньше. Если статья покажется излишне душной, то приносим свои извинения.
Итак, мы добрались с Вами до одного из самых непростых романов Эмиля Золя. Мы подошли к тому роману, где автор в буквальном смысле выходит за рамки натуралистической школы, основателем которой он, собственно, и был. По крайней мере, принято считать, что Э. Золя – это главный теоретик новой для XIX века школы, которая восходит корнями к Бальзаку, Флоберу и прочим гениям французской литературы (речь о «натурализме»). В этом обзоре мы постараемся описать в общих деталях особенности романа «Мечта» и попробуем понять место данного романа в творчестве данного писателя-натуралиста и заодно попробуем рекомендовать этот слегка странный для самого автора роман.
"Правила" в натуралистической литературе
Первое, что бросается в глаза – это то, что Э. Золя в романе «Мечта» иногда отходит от своих негласных правил. Он полностью их не разрушает, но он как бы отходит от них, а точнее выходит за установленные рамки. Эти негласные правила, если исследовать ряд его романов, следующие:
1. Показывай, а не рассказывай. Отсюда мы то и дело встречаем у него великолепные сцены, которые тут же переходят в говорящие метафоры. У нас на канале есть тоже статья по этому поводу. Например, есть хорошая сцена с Флораном из «Чрева Парижа», когда он освобождает зяблика и это становится не только символом свободы, но и сожалением, что кому-то судьбой уготовлено жить без оков, а кому-то суждено жить затворником в плену, так и не понятым обществом узником. Или же вспоминается сцена из романа «Нана», когда в конце пятно крови при входе в спальню к главной героине становится неким предупреждением, что плата за любовь с куртизанками обходится слишком дорого. Также есть интересные сцены в «Дамском счастье», «Жерминале», «Западне» и т.д. Все не будем перечислять, но отметим, что Золя – это мастер в плане написания глубоких и продуманных на мелкие детали сцен. Можете их сами поискать;
2. Только объективное описание реальности! Не влезай совсем глубоко во внутрь персонажа, а старайся через окружение персонажа(ей) описать характер, поступки и поведение героев. Речь, конечно, идет о среде – это краеугольный камень в творчестве натуралистов и самого Золя. Э. Золя работает не как Лев Толстой, который в буквальном смысле старается выворачивать героев наизнанку. Нет! У него другой подход к описанию героев;
3. В литературе не должно быть никакой мистики и чуда. Если оно и случается, то это объясняется восприятием отдельно взятого героя. Тут вспоминаются роман «Деньги» и герой этого произведения Сигизмунд и его вера в приход социализма и царства справедливости на всем земном шаре. Причем вера у Сигизмунда превращается в некое религиозное помешательство. Но самого чуда, мистики и прочего объективно не существует в рамках того же «натурализма».
Можно еще выделять и выделять некие черты, которые присуще «натурализму», но мы не будем писать научную статью и утомлять читателей. Нам нужно показать, что Э. Золя все же в романе «Мечта» отходит от некоторых правил, которые он же и установил для себя.
Итак, если первое правило он все же преимущественно не трогает, т.е. все также показывает и старается через визуальное описание вещей передать состояние героини, то второе и третье правило не совсем соблюдаются у него. Сейчас будем постепенно подводить к этому. Немного терпения.
Про сам роман "Мечта"
Вспомните, как в самом начале романа Золя, следуя своим правилам, начинает показывать нам как Анжелика, будучи одиноким подкидышем, попадает в хорошую семью к бездетной семье Юберов, и как она, не имея друзей, находит «Золотую легенду», которая становится путеводной звездной для нее во всем. Эта книга заменяет ей друзей, законы и правила жизни. Читая это житие святых, она находит в их судьбах опору для самой себя и начинает мечтать о счастье. Золя в этой книге ставит себе задачу – показать не просто хорошую и порядочную личность, а явить свету Анти-Нана («Нана» написана в 1880 году, а «Мечта» в 1888 году). Окружение у Анжелики, повторимся, скромное – ее приемная семья. Они хорошо воспитывают девочку, стараются перевоспитать ее тяжелый характер, но основным источником преображения Анжелики – это примеры и подвиги святых дев из «Золотой легенды»: Агнессы Римской, Агаты Сицилийской, Цецилии Римской, Елизаветы, Екатерины и т.д. Их стойкость, смирение, укрощение своих страстей – все это меняет саму Анжелику. Таким образом, чтение, как внутренняя работа над собой, преображают девушку. И вот тут для Золя, который показывает эту непростую внутреннюю работу, становится крайне важно влезть во внутрь и показать это сложное преображение целиком, чтобы уловить все что в Анжелике происходит. Когда будете читать этот роман, обратите внимание, что Э. Золя не хватает только внешнего описания вещей, чтобы показать личность Анжелики и поэтому он старается влезть в ее мечты и грезы. Повторимся, Анжелика живет практически одна, проживая скромную, фактически затворническую жизнь. Да, собор, рядом с которым она живет, красивый сад, который также находится вблизи и располагает к мечтаниям – все это также влияют на Анжелику. Юберы, которые трудятся день и ночь и передают это ей самой. Все это есть. Среда описана Золя. Но, если бы автор ограничился только этим, он не смог передать всю личность девушки.
И вот тут Золя описывает все переживания Анжелики: ее влюбленность, надежды, отчаяния. Он, находясь уже в заложниках своей же героини, живя внутри ее мира, вынужден показать, как в ее субъективном мире возникает настоящее чудо. И это чудо оживает!
Анжелика – это мечтательница, которая любит всей душой. Мечтатели не живут в реальном мире. Ранее Золя показывал Флорана в «Чреве Парижа», но тут он превосходит самого себя. Для Анжелики святые из «Золотой легенды» живут в реальном мире. По ночам она слышит их дыхания, чувствует крылья ангелов и их невидимую поддержку ее устремлениям к благочестию. Она мечтает о принце, который должен принести ей приданное, то самое приданное, которое она, в свою очередь, хочет раздать всем бедным и нищим. Возвыситься за счет благодетели, чтобы самой стать одной из тех дев, которыми она восхищается - это также ее мечта. Мечта возвышенная и прекрасная. Анжелика - это сама чистота, непорочность и святость.
Стоит отметить, что в другом романе "Деньги" (1891 г.) Э.Золя также вывел близкий к Анжелике образ в княгине Орвьедо. Княгине Орвьедо - это та же Анжелика, которая уже получила в наследство огромное состояние, которое она тратит, а точнее отдает нуждающимся. Роман "Деньги" также настоятельно рекомендую к прочтению!
Заключение
Роман «Мечта» - это попытка Э. Золя описать чудо и душу человека. Для этого приходится отходить от канонов «натурализма». Золя, как художнику, крайне важно было передать все внутренне преображение Анжелики. Роман очень хороший и сразу вызывает несколько эмоций, которые противоречат друг другу. Также Э. Золя в этом романе как будто отдает дань своему другу Гюставу Флоберу, который не был чистым натуралистом и это сразу заметно, когда Г.Флобер описывал внутреннюю духовную красоту человека и, конечно, такое чувство как любовь. Вспомните его роман «Воспитание чувств». В любом случае прочитайте эти романы! Всего хорошего!
Разбор романа «Деньги»
Разбор романа «Карьера Ругонов»
Разбор романа «Чрево Парижа»
Разбор романа «Нана»
Разбор романа «Западня»
Разбор романа «Жерминаль»
Разбор романа «Дамское счастье»