Продолжим свое знакомство с циклом «Ругон-Маккары» Эмиля Золя. Сегодня затронем замечательный роман «Чрево Парижа».
Итак, практически во всех романах Эмиля Золя в центре его романов будет находиться Париж времен Второй империи. Для кого-то Париж станет местом блистательного триумфа, что отражено в романах «Нана», «Деньги», «Дамское счастье», а для кого-то этот город станет страшным, ужасным и роковым местом, как в романе «Западня». В «Чреве Парижа» Эмиль Золя делает одним из главных героев ни много ни мало его Центральный рынок. Очень хорошее описание романа дает издательство АСТ.
«Парижский Центральный рынок. Огромное, фантастическое, роскошное царство чревоугодия, над которым плывут умопомрачительные ароматы сыров и колбас, фруктов, цветов и сотен других произведений природы и поварского искусства. В этом царстве кипит жизнь – правят и соперничают бойкие красавицы торговки, подрастают маленькие гамены и их смешливые подружки, наживаются состояния, разносятся и упоенно смакуются сплетни, спорят о политике в кабачках…» https://ast.ru/book/chrevo-parizha-848802/ И вот в центре этого умопомрачительного безумия, среди всей этой безумной фантасмагории, при этом красиво описанной Золя, мы встречаем фигуру Флорана. Беглый и несчастный каторжник, идеалист, с тонко ранимым сердцем, он возвращается в Париж и оседает на территории Центрального рынка.
Фигура Флорана с одной стороны вызывает сочувствие: вечно худой, с потрепанной судьбой, еще очень молодой человек, который строит утопические и наивные планы относительно переустройства общества. В романе с самого его начала фигура Флорана то и дело противопоставляется другим. Поначалу мы видим, как он противопоставлен брату, за которым он вынужден ухаживать из-за того, что тот является несовершеннолетним. Один одет в черное, другой одет в белое. Один худ, другой сыт и накормлен. Что, кстати, объединяет их двоих, так это их наивность, доброта и неосведомленность. Далее в романе, после бегства из каторги, когда Флоран встречается с женой брата Лизой, мы увидим еще одно столкновение двух различных людей. Опять перед нами будет Флоран и его утопические взгляды и идеи, а с другой стороны - спокойная и практичная хозяйка колбасной Лиза Кеню. Но здесь столкновение будет происходить на идеологической и нравственной основе. Один из них будет ярым мечтателем, борцом за права отверженных, а другой будет придерживаться охранительских взглядов, при этом весьма обоснованных и логичных. При этом оба персонажа вызывают интерес.
Если говорить в целом, то фигура Флорана вызывает очень большую симпатию. Его судьба печальна и трагична от самого начала до самого конца романа. В конце, мы еще увидим интересную сцену, когда к Флорану придут служители закона, он будет освобождать из клетки зяблика. Зяблик вылетает из клетки, из своей темницы и находит свободу. Птица здесь становится символом свободы, которой никогда не было и не будет у бедняги Флорана.
Также отметим, что в романе очень немало других интересных персонажей. Будь это добрая и милая старушка Франсуа или же маленький, подрастающий хулиган, настоящее дитя рынка Мюш. Хватает здесь и отрицательных персонажей, так как рынок - это настоящее сборище совершенно разных людей, включая самых мерзких представителей рода человеческого. К слову, Золя отлично показывает насколько сильны сплетни в обществе, а такая фигура как мадам Саже - это удачный и собирательный образ всех грязных сплетниц, которые только могут быть.
Что еще стоит отметить в романе, так это умение Золя действительно детально описывать окружение. Его способность так красиво или наоборот так мерзко показывать окружающую обстановку вызывает такое уважение, что любой поклонник литературы не раз будет приводить в пример этот роман. Одна сцена, где автор описывает цветочную лавку или девочку, продающую камелии или ландыши, вызовет одни чувства, а другая сцена, где автор так умело опишет всю грязную и мерзкую обстановку рыбного или требушинного отделов, вызовет совершенно другие чувства. Ради этого тоже стоит попробовать прочитать это произведение.
Конечно, главная находка автора – это сам Центральный рынок Парижа. Не зря в повествование Золя добавляет Клода Лантье, художника, который тонко чувствует краски и видит в окружающем мире символы. Через него и других перснажей Золя как бы говорит, что огромное металлическое и стеклянное здание рынка это:
1. царство чревоугодия, где встречается огромная галдящая толпа, место где встречаются людские вечно неудовлетворенные потребности;
2. один из символов будущего 20 века. По этому поводу Клод Лантье, когда смотрит на церковь Св. Евстафия, видневшуюся издали, из-под огромного навеса одной из галерей Центрального рынка, говорит меткую фразу: « - Эта часть церкви словно замкнута в чугунной галерее… Одно убьет другое, камень будет убит железом, - близятся сроки…»;
3. новый символ искусства. Опять же вспоминаем диалог Клода с Флораном: «лицом к лицу со старым искусством выросло новое искусство – реализм, натурализм, называйте его как хотите…»
Подводя итог, стоит отметить, что «Чрево Парижа» - это тот роман, где Золя показывает себя одновременно и как художник и как социальный мыслитель. Отличный роман!
Разбор романа «Мечта»
Разбор романа «Дамское счастье»
Разбор романа «Нана»
Разбор романа «Западня»
Разбор романа «Жерминаль»
Разбор романа «Карьера Ругонов»
Разбор романа «Деньги»
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе новых материалов. Далее продолжим свое погружение в мир «Ругон-Маккаров».