История немецкой радиоуправляемой саперной машины Sprengladungsträger Sd.Kfz.301 (Borgward B IV)
Немцев зачастую считают пионерами в создании дистанционно управляемых самоходных мин, что мягко говоря, слегка не так. За 25 лет до немцев аналогичные аппараты создавали французы, более того, к моменту, когда немцы начали работы по чему-то подобному, французские фирмы уже запускали серийное производство своих изделий. Правда, в боевых условиях применить их французы не успели, впрочем, и тут немцы были не первыми. Красная Армия в данном вопросе держала первенство, и она же стала едва ли не первой, которая разочаровалась в подобном оружии.
Поначалу немецкие военные заказали отнюдь не самоходную мину, а дистанционно управляемый самоходный трал. Получившаяся по итогу боевая машина, получившая обозначение Minenräumwagen Borgward B I (Sd.Kfz.300) на фронт не успела - французы сдались раньше. Выяснилось, что данная концепция работает плохо, поэтому далее появилась дистанционно управляемая самоходная мина Minenräumwagen Borgward B II (Sd.Kfz.300). Впрочем, она оказалась не сильно лучше предшествующей разработки. Поэтому далее Borgward разработала куда более удачную боевую машину - Sprengladungsträger Sd.Kfz.301 (Borgward B IV).
Сама по себе идея создания средства доставки полутонны взрывчатки немецким военным понравилась. Но отнюдь не исполнение. Тут, впрочем, немецкие военные могут винить исключительно себя, поскольку на Borgward разработали именно то, что от них требовали. То есть максимально дешевый аппарат, исходно с бетонный корпусом (Borgward B II был уже с броней в лобовой части корпуса), а также скоростью 5 км/ч, которая досталась от самоходного минного трала. В итоге 1-й батальон разминирования пробыл на фронте в период с 22 июня по 8 июля 1941 года, ничего особо не добившись.
Не отрицая концепцию доставки на минное поле взрывчатки (взрыв 500 кг тротила приводил к детонации мин в радиусе 40 метров), было решено пересмотреть сам носитель взрывчатки. Для начала, он теперь требовался куда более подвижный, поскольку 5 км/ч - это общий привет от самоходного трала. Для новых задач требовалась куда более высокая подвижность. Еще одним отличием стала сама концепция применения машины. Делать ее одноразовой как-то не хотелось, поэтому взрывчатка стала не встроенной, а сбрасываемой. То есть машина стала многоразовой (при условии, что уйдет с места сброса контейнера со взрывчаткой).
Как и ранее, задание на разработку нового носителя взрывчатки выдали Borgward. Случилось это в октябре 1941 года, и на сей раз от разработчика не требовали сделать упрощенное шасси. Более того, у Borgward уже имелось готовое решение, которое послужило базисом для Sprengladungsträger, так официально именовалась новая инженерная машина. Примерно в это же время на финале находилась разработка бронированного подвозчика боеприпасов gep. Munitionsschlepper VK 3.02. Предполагалось, что выпустят 1672 таких машин для пехотных частей и полевых дивизий люфтваффе.
Серийное производство VK 3.02, впрочем, довольно быстро заглохло, поскольку машина оказалась слегка не тем, что было нужно немецким войскам. Идейный аналог Renault UE получился слишком маленьким, да и полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.250 выглядел более разумной машиной. Поэтому вся серия VK 3.02 составила 45 машин. Зато агрегатная база машины отлично подошла для разработки Sprengladungsträger, причем сделать ее удалось очень быстро. На Borgward B IV (заводской индекс машины) использовался тот же мотор Borgward 6 M 2.3 RTBV, трансмиссия и ходовая часть, что на неудавшейся машине снабжения. Первоначально, к слову, ходовую часть взяли с более ранней версии - VK 3.01.
Длина машины выросла с 3100 до 3650 мм, что позволило более грамотно скомпоновать шасси. Мотор расположили в кормовой части машины, а место механика-водителя оказалось смещено вправо. За счет наличия места механика-водителя снималась проблема доставки Sprengladungsträger до поля боя. Тем более что машина боевой массы 3,6 тонн могла развивать скорость до 38 км/ч, а запас хода по шоссе достигал 200 километров. Имела машина и броневую защиту, правда, только спереди (10 мм), остальные листы делались из конструкционной стали.
После доставки машины на передовую водитель покидал своё место, далее Sprengladungsträger управлялся при помощи танка управления. К весне 1942 года для этого стали использовать танки Pz.Kpfw.III (funk), которые переделывали из обычных Pz.Kpfw.III. Передатчика UKE 6 хватало для того, чтобы обеспечивать дальность использования машины до километров. В носовой части машины размещался контейнер, в котором находилось 500 кг взрывчатки. Согласно концепции, машина подъезжала к месту сброса, по команде скидывала контейнер и уезжала, далее происходил подрыв.
В апреле 1942 года была готова установочная партия из 12 Borgward B IV. Параллельно шла реорганизация 1-го батальона разминирования. Еще 15 сентября 1941 года его переименовали в 300-й танковый батальон, впрочем, танки управления батальон получил весной 1942 года. 3 февраля 1942 года его переименовали в 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин (Pz.Abt.300(F.L.)). Вслед за пробной партией Borgward B IV в серию пошла чуть доработанная версия машины, получившая обозначение Borgward B IV a. Также машина получила сквозной индекс Sd.Kfz.301. Всего изготовили 120 машин первого крупносерийного варианта, ее производство началось в мае 1942 года.
В июне 1942 года 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин отправился в Крым, где активно применялся в ходе боевых действий. Тогда же он испытал, Borgward B IV a (Sd.Kfz.301), самоходные мины Sd.Kfz.302 (более известны как Goliath) и другие наработки. Несмотря на превосходство немцев в данной операции, батальон понес потери, причем немцы их явно занижают. Не столь однозначной оказалась и боевая служба Borgward B IV a. Судя по всему, даже в таких условиях советские войска умудрялись поражать немецкие инженерные машины фланговым огнем.
Во всё том же 1942 году начался выпуск улучшенной версии машины, получившей обозначение Borgward B IV b. Ходовая часть теперь полностью бралась от VK 3.02, но главным отличием стало существенное повышение защиты машины. На уже готовые корпуса, которые изначально предназначались для B IV a, стали наваривать броневые листы. Так получился своеобразный слоёный пирог: 5 листам из конструкционной стали толщиной 5 мм приваривали броневые листы толщиной 8 мм, поставили их на бортах и корме. Также ввели эвакуационный люк в правом борту корпуса, а вместо ветрового щитка из плексигласа механик-водитель получил откидные броневые щитки.
Первые 98 Borgward B IV b изготовили в 1942 году, основной же объем (еще 650 машин) изготовили в 1943 году. Началась реорганизация подразделений, вооруженных Sprengladungsträger (Sd.Kfz.301). 8 сентября 1942 года 300-й батальон переименовали в 301-й батальон, а также сформировали 302-й батальон. В январе 1943 года 301-й батальон его поглотил, тем самым увеличив свой состав до 4 рот. Затем, в начале 1943 года, из батальона сформировали 311-ю, 312-ю, 313-ю и 314-ю танковые роты радиоуправляемых машин. По штату K.St.N.1171f от 1 января 1943 года, в такой роте было 10 танков управления и 36 Sprengladungsträger.
Первоначально роты получали Pz.Kpfw.III (funk), но в дальнейшем часть из них перевели на StuG 40 Ausf.G, которые переделали в машины управления. Именовались такие машины как gp.Sfl.f.StuG. Определить их можно по наличию штырьевой антенны в левой передней части рубки. В таков виде танковые роты радиоуправляемых машин использовались во время операции "Цитадель" летом 1943 года. В отличие от Крыма, здесь условия оказались совсем не тепличными. Роты понесли тяжелые потери, а их успехи оказались весьма скромными.
Судя по всему, часть Borgward B IV b стала жертвой огня ПТР-щиков, поскольку по итогу применения данных машин летом 1943 года потребовали еще большего усиления броневой защиты. Также место-механика-водителя решили перенести влево. Так на свет появилась версия, получившая обозначение Borgward B IV c. Толщина брони выросла до 20 мм, что подняло боевую массу до 4,8 тонн. Для компенсации роста массы установили мотор Borgward 6 M 3.8 TV мощностью 78 лошадиных сил. В результате скорость Borgward B IV c даже чуть выросла. Также машины стали получать фонари на стойках, благодаря чему чуть упрощалось их управление на дальних дистанциях.
Первые Borgward B IV c (Ladungsschlepper B IV c) сдали в декабре 1943 года, согласно контракту 211-0921/42, всего предполагалось сдать 400 машин данного типа. Но на сей раз работы по производству машины шли совсем другими темпами. Во-первых, Borgward был занят выпуском более необходимых для вермахта полугусеничных тягачей Sd.Kfz.7. Во-вторых, стали возникать сомнения относительно целесообразности выпускать столь дорогих (28000 рейхсмарок, дороже бронетранспортера Sd.kfz.251) машин. В ноябре 1944 года, когда Альберт Шпеер, рейхсминистр вооружений и боеприпасов отдал команду о прекращении выпуска Borgward B IV c, их сдали 322 штуки.
Основная масса Borgward B IV в 1944 году применялась в Нормандии и Италии. Также 302-й танковый батальон радиоуправляемых машин применялся во время подавления Варшавского восстания. Новая структура танковых рот радиоуправляемых машин (K.St.N.1176f от 1 февраля 1944 года) предполагала использование 6 тяжелых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E и 16 Borgward B IV. Впрочем, по факту матчасть была неоднородной, да и само применение управляемых по радио машин стало эпизодическим.
Постепенное угасание интереса к машине-подрывнику выглядит вполне закономерным. Дело в том, что основным назначением Borgward B IV было проделывание проходов в минных полях, то есть штурмовые функции. Уже со второй половины 1943 года ситуация стала меняться. От наступательных операций всё больше приходилось переходить к обороне. Да и фронт перестал быть статичным, а в таких условиях дистанционно управляемые машины подходили плохо. Для их развития необходимы вполне определенные условия (в идеале - то, что происходило в годы Первой мировой войны). В реалиях маневренной войны такие аппараты подходили плохо.
Список источников:
ЦАМО РФ
US NARA
Panzer Tracts No.3-5 Panzerkampfwagen III Umbau, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2011
Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998
Другие статьи по телемеханическим боевым машинам:
Рассказ о телетанке ТТ-26, единственный образец которого сохранился в парке "Патриот"
Проект самоходной мины «Электротанк» от инженера-электрика Богун-Добровольского
История Kégresse Vehicule K, французской самоходной торпеды, которая не успела на войну
История немецких радиоуправляемых саперных танкеток Minenräumwagen Borgward B I и B II (Sd.Kfz.300)
История kl.Kettenkw. (f.g), самоходной мины на базе полугусеничного тягача Sf.Kfz.2
Volkswagen Sondertyp 129, телеуправлемая версия Volkswagen typ 128 Schwimmwagen
"Голиаф" с ручным приводом, или танк Игнатьева
Проект МТИ (микро-танка истребителя) инженера Л.И. Рябченко
Самоходная мина-колобок, или шар-самокат М.И. Баховкина
Проект СП-танка (саперно-пехотного танка), предложенный капитаном Н.Д. Комляковым