Популярно о том, почему только немцы по-настоящему массово применяли управляемые по радио и проводам самоходные мины
В истории человечества постоянно возникают ситуации, когда та или иная идея опережает время. В полной мере это касается и военной техники. Частенько так бывает, что на имеющихся в тот момент технологиях собрать полноценно работающий образец не получается. Либо его характеристики таковы, что большого смысла в нем нет. Проходят десятилетия, прежде чем технологии позволяют реализовать идею в полной мере. Далеко ходить не надо: те же беспилотные летательные аппараты появились давно, но как эффективное и массовое средство ведения боевых действий их реализовали только сейчас.
Одним из известных образцов немецкой техники времен Второй мировой войны стали самоходные мины Goliath. Порой их записывают чуть ли не в чудо-орудие, хотя до такого статуса им очень далеко. Немцы оказались теми, кто больше всех произвел подобных боевых машин, а также инженерных машин схожего направления. Между тем, в других странах подобные аппараты не только проектировали, но и производили, а в иных случаях даже применяли. Причем делали это до немцев. Но такого широкого применения дистанционно управляемые аппараты в других армиях мира не получили. Почему так случилось, сегодня и поговорим.
Когда французы слышат о том, что немцы новаторы в области дистанционно управляемых инженерных машин, то начинают громко хохотать. Для понимания происходящего, в активную фазу немецкая программа разработки вошла с 1939 года. Французы же занялись подобным вскоре после начала Первой мировой войны. Причем в случае с французами всё выглядит логично, более того, все остальные действовали за ними в кильватере. Даже несмотря на то, что разработки вроде сухопутной торпеды Aubriot-Gabet не вышли за рамки опытных машины, общая концепция осталась неизменной.
Управляемая по проводам самоходная торпеда - это в чистом виде дитя Первой мировой войны. Подобные аппараты предназначались, прежде всего, для преодоления эшелонированных линий обороны. Делались "самоходные торпеды" максимально простыми, при этом и Aubriot-Gabet, и разработка Schneider, управлялись при помощи электромоторов. В случае с Aubriot-Gabet боевая нагрузка составляла 100-200 кг, Schneider Crocodile тащил 45 кг тротила. Появились они одновременно - летом 1915 году. Приметно в это же время похожую машину разработал Фредерик Симмс, но у него аппарат имел мотор внутреннего сгорания и получился крупнее. Кроме того, он его так и не построил.
В годы Первой мировой войны у французов их управляемые по проводам разработки оказались опытными. Это было связано и с тем, что имелись не одноразовые инженерные машины, а потом появились танки. Но во второй половине 30-х годов они снова активизировались. Концепция осталась той же, изменилось исполнение. VP Lorraine успешно прошла испытания, в мае 1940 года ее запустили в серию. Причем эта машина управлялась по радио. Более простой и легкой оказалась разработка Адольфа Кегресса. Если на нее посмотреть, то становится понятно, с кого Borgward срисовала свой "Голиаф". Обе машины заказали огромной серией, но скоротечность французской кампании не позволила французам получить тысячи аппаратов данного типа.
Между тем, первыми в боевых условиях применили самоходные мины не французы. В конце ноября 1939 года началась советско-финляндская война, где много чего применили, с точки зрения инженерной техники. В том числе телемеханическая группа "Подрывник" и сухопутная торпеда СТ-ВЭТА (Сухопутная Торпеда Военной Электротехнической Академии). И если "Подрывник" остался опытным, то СТ-ВЭТА в 1941 году стала серийной. Ее вполне применяли, как и ЭТ-1-627 разработки А.П. Казанцева. Но довольно быстро от их выпуска отказались. Связано это оказалось с тем, что "сухопутные торпеды" были полезны в позиционной войне, но не в маневренной.
А что же немцы? У них работы по управляемым по радио машинам стартовали осенью 1939 года, причем строили они исходно... тральщик. Minenräumwagen Borgward B I (Sd.Kfz.300) почти успели на фронт, опоздали они совсем немного. Но вряд ли они были бы полезными. Испытания, проведенные летом-осенью 1940 года, дали отрицательный результат. Тральщик не получился, причем поняли это еще весной 1940 года. Поэтому вскоре появился Minenräumwagen Borgward B II (Sd.Kfz.300), уже носитель заряда, близкий по концепции к телемеханической группе "Подрывник". Разница в том, что советская система получилась дорогой, зато вполне подвижной. У немцев же самоходная мина обладала феноменальной скоростью 5 км/ч. Почему-то немцы не догадались, что самоходная мина может ездить и побыстрее.
Боевое применение Borgward B II оказалось неудачным, на фронте они пробыли чуть больше двух недель. К тому моменту концепция немецких машин, управляемых по радио, существенно изменилась. На место Borgward B II пришел Borgward B IV, созданный на основе шасси транспортера VK 3.01. Теперь предполагалось, что машина будет сбрасывать контейнер со взрывчаткой. Вполне логично, учитывая цену в 28000 рейхсмарок (для сравнения, бронетранспортер Sd.Kfz.251 обходился в 22,5 тысячи рейхсмарок). От одноразовых машин немцы не отказались, причем их концепцию срисовали с Kégresse Vehicule K. Длина, масса заряда (60 кг), скорость совпадали с французской машиной. Естественно, конструкция Borgward была своя, но что послужило прототипом, можно даже не спорить.
Borgward B IV (Sd.Kfz.301) и Goliath (Sd.kfz.302) дебютировали в июне 1942 года. 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин действовал в Крыму, можно сказать, в тепличных условиях. Результаты применения стали основанием для запуска обеих машин в крупную серию. Между тем, в Крыму же использовались советские саперные танкетки ЭТ-1-627, и результаты их боевого применения признали скорее отрицательными. По иронии судьбы, взлет немецкой программы "самоходных торпед" почти совпал с угасанием интереса к ним со стороны советских военных. Почему это произошло, стало очевидно год спустя.
Как уже говорилось выше, французские "самоходные торпеды", как позже и советские, создавались, прежде всего, для прорыва эшелонированных линий обороны. Французы заказали весной 1940 года 14 тысяч "самоходных торпед" (2 тысячи Lorraine и 12 тысяч Kégresse) для прорыва Линии Зигфрида. У нас же в 1941-42 годах аналогичные машины использовались, в том числе, для противотанковых функций. В этом качестве они оказались не лучшим решением. Так вот, крупный дебют Sd.kfz.301 и Sd.Kfz.302 состоялся на Курской Дуге, где условия оказались совсем другими. И как средство преодоления минных полей, и как средство борьбы с танками они показали себя плохо. Неудивительно, что советские военные почти не проявили интерес к трофейным машинам.
Немцы пытались вписать "Голиафы" в общую структуру саперных батальонов, но их эффективность оказалась низкой. Иначе и быть не могло, поскольку это скорее оружие для позиционной войны, или для боевых действий в условиях более менее-статичного фронта. В результате последней операцией, где "Голиафы" и "Боргварды" применили более-менее успешно, стало подавление восстания в Варшаве. Показательна история Sd.Kfz.304, он же Springer. Эта самоходная мина изначально заказывалась в объеме 500 штук, но реально произвели 50, причем их так и не применили на фронте. А осенью 1944 года Альберт Шпеер, рейхсминистр вооружений и боеприпасов, дал команду выпуск всех самоходных мин прекратить.
Причины оказались ровно теми же, на которые указывали советские военные еще в 1942 году. Во-первых, на предельной дистанции в 1,5 километра управлять машиной было сложно. Во-вторых, даже "Голиаф" был вполне заметен, и противопульная броня его не спасала. В-третьих, дороговизна изготовления, даже снижение стоимости в 3 раза всё равно не меняла положение. Наконец, как средство разминирования более адекватным решением являлось то, что немцы полностью прошляпили. А именно минные тралы. Пока немцы игрались в самоходные торпеды, английские, американские и советские инженеры создали массовые модели минных тралов, которые появились на фронтах еще в 1942 году.
Ныне тема преемников "Голиафов" снова стала актуальной, поскольку позиционные бои вышли на повестку дня. Самое же главное, что спустя 80 лет человечество имеет совсем иные технологии. Получается и дешевле, и с управлением нет проблем, и безо всяких проводов.
Список источников:
Bundesarchiv
US NARA
ЦАМО РФ
The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998
Другие статьи-культпросвет на немецкую бронетанковую тему:
Из истории немецких танковых башен и о том, почему у них была весьма консервативная конструкция
Рассказ о том, кто и у кого что украл с точки зрения разработки танков в первой половине XX века
Немецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилось
История Pz.Kpfw.II, самого массового немецкого танка на начало Второй мировой войны
История Pz.Kpfw.IV, ставшего самым массовым и долгоиграющим немецким танком
Ситуация с немецким бронетанковым моторостроением в 1925-41 гг
Ситуация с немецкими танковыми двигателями в 1941-45 годах
История Pz.Kpfw.III, самого массового немецкого танка первой половины Второй мировой войны
Популярно о ситуации с дизельными машинами в немецкой армии