33,5K подписчиков

Renault UE по-немецки

4,5K прочитали

Машина снабжения gep. Munitionsschlepper VK 3.01/ VK 3.02 и самоходные установки на ее базе

Одной из удач французского танкостроения начала 30-х годов стало создание аппарата, предназначенного для использования в качестве легкого артиллерийского тягача, либо в качестве машины снабжения. Речь идет о Chenillette de ravitaillement d'Infanterie Modèle 1931 R, или же Renault UE. Данная машина, являвшаяся развитием танкетки Carden-Loyd (причем развитием нелицензионным), стала самым массовым из "детей" английской танкетки. Французы не стали пытаться совместить в одной машине сразу несколько функций: непосредственно развитие как танкетка быстро превратилось в легкий танк-разведчик (официально броневик) для французской кавалерии. Данное направление имело успех, но больший успех оказался с точки зрения создания многоцелевой машины, разрабатывавшейся для других задач. Требовался легкий тягач, а также легкая машина снабжения, оснащенная прицепом (его тоже срисовали у англичан). Так и появилась Renault UE. Были, конечно, и вооруженные версии машины, но они составляли меньшинство. Зато получилась вполне неплохая, для своего времени, многоцелевая машина, выпущенная внушительным тиражом более 5 тысяч экземпляров.

VK 3.02 в ходе войсковых испытаний
VK 3.02 в ходе войсковых испытаний

Позже французы попытались создать нечто подобное, но более подвижное и грузоподъемное. Так на свет появилась Lorraine 37 L, менее массовая, но более удачная машина снабжения, из которой делали БТР и даже самоходные артиллерийские установки. Между тем, успех Renault UE пытались повторить многие, включая и самих англичан, у которых подрезали идею. По итогам получился Universal Carrier, самая массовая гусеничная боевая машина в истории. Данная машина, разумеется, несколько отличалась по исходной концепции, но решало схожие задачи. Самое интересное, что аналогичную машину разрабатывали и немцы. Данный аппарат разрабатывался фирмой Borgward, предполагалось, что они станут очень массовым явлением. Причем на этой же базе предполагалось создание легких САУ для пехотных дивизий. Речь идет о gep. Munitionsschlepper VK 3.01 и ее развитии VK 3.02, которая даже была в малой серии, но фактически получилась самым неудачным из себе подобных.

"Хотим, как у французов"

Периодически можно слышать о каком-то особом пути немецкого танкостроения и разработке военной техники в принципе, но это слегка не так. Многое из того, что некоторые считают чисто немецкими идеями, на проверку оказывается подрезанным у других стран. Например, это касается саперных танкеток. Немецкое "ноу-хау", на самом-то деле, базируется на французских наработках. У французов, собственно говоря, идеи воровали с завидной регулярностью. Резинотканевая гусеница, которая применялась на ряде немецких танков 20-х годов, честно украдена у Адольфа Кегресса. По мелочам там много чего наберется, причем как-то никто по этому поводу руки не заламывает в самобичевании. Французов и англичан немцы обносили с завидной регулярностью, причем это у нас катались комиссии, которые договаривались о лицензиях, а откровенное копирование было только в случаях, когда нормально договориться не получалось. Немцы по этому поводу вообще не парились. Одна только волшебная история, когда через подставную фирму были куплены тягачи Carden-Loyd, послужившие базой для шасси Kleintraktor, а затем и в целом компоновочной схеме немецких танковых шасси, чего стоит.

Первый образец VK 3.01. От более поздних VK 3.02 машину легко отличить по ходовой части, а также торчащим впереди фарам.
Первый образец VK 3.01. От более поздних VK 3.02 машину легко отличить по ходовой части, а также торчащим впереди фарам.

Оригинальные идеи у немцев, разумеется, были, и много. Например, широко известные полугусеничные тягачи. Штука довольно сложная конструктивно, но хорошо работающая, а главное более подвижная, нежели зарубежные аналоги. Собственно говоря, считать Генриха Книпкампа бездарем не стоит, именно полугусы у него получились очень неплохо. Вместо того, чтобы делать грузовик с гусеничной тележкой, он сделал наоборот - гусеничную машину с передней осью, помогавшей при повороте и удлинявшую базу. Некоторые решения полугусеничников Книпкампа выглядели спорно (это приводило к лишним затратам и большому расходу резины в ходовой части), но главное то, как вся эта конструкция работала. А работала она хорошо. Обычно беды Книпкампа начинались в тот момент, когда он полностью переносил решения полугусов на танковые шасси, где иная масса и условия эксплуатации.

Мотор Borgward 6 M 2.3 RTBV, имевший автомобильное прошлое.
Мотор Borgward 6 M 2.3 RTBV, имевший автомобильное прошлое.

Благодаря Книпкампу немцы получили большое семейство полугусеничных машин грузоподъемностью 1, 3, 5, 8, 12 и 18 тонн. В принципе, они полностью удовлетворяли требованиям, а еще порой оказывались дешевле колесных аналогов. Например, 3-тонный Sd.Kfz.11 получился дешевле грузовика Einheitsdiesel, при этом 3-тонный полугус по нашим грязевым ванным пер, как танк, а "единый дизель" успешно тонул на не таком уж тяжелом бездорожье. Впрочем, еще в конце 20-х годов Рейхсвер хотел меть машину снабжения на шасси типа танкового. Первый такой эксперимент был на базе L.Tr., но там шасси получилось не особо удачным, что у Krupp, что у Rheinmetall. Снова к этому вопросу вернулись уже в середине 30-х годов. Перед глазами имелся пример в виде Renault UE, который немцам казался оптимальным. Правда, они вряд ли догадывались, что сами французы к середине 30-х годов были недовольны данной машиной, прежде всего тихоходностью и скромными возможностями по перевозке.

Патент Карла Боргварда на подруливающее устройство для прицепа.
Патент Карла Боргварда на подруливающее устройство для прицепа.

16 апреля 1936 года у французов стартовал конкурс на новую машину снабжения, итогом которой и стала Lorraine 37 L. Машина с 70-сильным мотором, более крупная, нежели Renault UE, грузоподъемностью 810 кг + еще 690 кг в прицепе. Ну а немцы в сентябре 1937 года запустили программу разработки машины, требования на которую французов бы точно рассмешили. Судите сами: боевая масса 3,5 тонны, максимальная скорость 30 км/ч, грузоподъемность 500 кг + еще 500 кг в прицепе. По большому счету, это ТТТ на Renault UE. Разработчиком машины была выбрана фирма Borgward из Бремена. Надо иметь в виду, что с самого начала работ Карл Боргвард, глава фирмы и одновременно плодовитый инженер, плотно сотрудничал с Книпкампом (не говоря уже о том, что как раз Карл Боргвард разработал упомянутый Sd.Kfz.11). В результате разработки Borgward мало чем отличались от общей линейки тягачей, разве что в Бремене теперь делали чисто гусеничные машины. Новая разработка получила типовое обозначение VK 3.01 (гусеничная 3 тонны, первый тип), также использовалось обозначение gep. Munitionsschlepper, то есть бронированный подвозчик боеприпасов.

Один из 20 образцов VK 3.01., построенных Borgward в 1939-40 годах, во время войсковых испытаний.
Один из 20 образцов VK 3.01., построенных Borgward в 1939-40 годах, во время войсковых испытаний.

Технически шасси VK 3.01 во многом напоминало типовой полугусеничиный тягач, который решили сделать гусеничным и оторвали переднее колесо, вместе с куском рамы. Машина получила типовую для немецких полугусеничных тягачей ходовую часть, с той разницей, что опорные катки располагались в шахматном порядке. Поскольку машина предполагалась очень компактной, посему чем-то компоновка получилась похожей на советский тягач "Комсомолец". Мотор находился позади отделения управления, под грузовой кабиной. Это предопределило определенные сложности с обслуживанием мотора Borgward 6 M 2.3 RTBV. Если у "Комсомольца" простой доступ к мотору был возможен путем откидывания панелей, то здесь требовались операции посложнее. В принципе, машина получилась получше Renault UE, да еще и Карл Боргвард придумал систему подруливания прицепа, вот только прицепа этого не встречается. Да и сама машина как-то в серию не торопилась. Предполагалось, что первые подвозчики будут готовы в мае 1939 года, но начались проблемы с поставщиком корпусов. В его роли выступала Schoeller-Bleckmann Stahlwerke. Посему выпуск плавно перетекал на более поздние даты.

VK 3.02, отличить от предшественника его несложно. Это цельнометаллические траки, и другое размещение фар.
VK 3.02, отличить от предшественника его несложно. Это цельнометаллические траки, и другое размещение фар.

Так или иначе, но нулевую серию из 20 VK 3.01 Borgward всё же осилить смог. В апреле машину протестировали совместно с трофейным Renault UE, показала себя немецкая машина не хуже. Впрочем, уже тогда было указано, что отделение управления маловато. Также потребовалось форсировать мотор. В результате появилась улучшенная версия машины - VK 3.02. Отличалась она и тем, что на серийных образцах VK 3.02 траки стали цельнометаллическими, без резиновых подушек. Соответствующим образом переделали и ведущие колеса. Предполагалось, что Borgward построит 400 таких подвозчиков со сроком начала выпуска в октябре 1941 года. А на кону стояла еще большая поставка - 1672 штуки для пехотных частей и полевых дивизий люфтваффе.

Вместо 400 машин, с большим трудом, построили 45.
Вместо 400 машин, с большим трудом, построили 45.

Действительно, первые 4 машины сдали в октябре, еще 14 в ноябре. Но дальше началась войсковая эксплуатация, которая быстро показала, что идея клонирования концепции Renault UE как-то получилась не очень. А еще появился полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.250/1, на всякий случай, производная от подвозчика боеприпасов Sd.Kfz.252, которые действовали совместно со StuG III. Обе машины можно было называть подвозчиками здорового человека. В случае с VK 3.02, даже получившими 55-сильный мотор, становилось не очень понятно, зачем вообще оно такое надо. Крошечная (длина всего 3100 мм) машина могла таскать крайне ограниченный объем боеприпасов. Поэтому уже в декабре 1941 года было понятно, что дальше серии не будет. Кое-как, с декабря 1941 по февраль 1942 года, сдали еще 10 штук. Уже позже собрали дополнительное число машин, в итоге их набралось 45 штук.

В ходе эксплуатации силами 1-й пехотной дивизии.
В ходе эксплуатации силами 1-й пехотной дивизии.

По итогам VK 3.02 свели в 801-ю роту бронированных подвозчиков боеприпасов, которая отправилась в 1-ю пехотную дивизию. Здесь проходили войсковые испытания машин, но по сути это выглядело скорее ссылкой. В отличие от саперных танкеток Sd.Kfz.301, которые более-менее были серийными аппаратами, особого толка от VK 3.02 не имелось. Все эти машины были потеряны в ходе прорыва дивизии из котла в районе Каменец-Подольска. Собственно говоря, бессмысленность затеи выглядела очевидной с самого начала. Пытаться делать машину по требованиям едва ли не начала 30-х годов было крайне несерьёзной заявкой на успех. При этом выглядит немного странно то, что немцы считали данный аппарат перспективным аж до конца 1941 года. Более того, предполагались и боевые машины на этой же базе.

Малая механизация для пехотных дивизий

Отчасти столь странная ситуация вокруг gep. Munitionsschlepper VK 3.01 объясняется тем, кому именно предназначались данные машины. Главными их получателями предполагались пехотные дивизии, у которых, с точки зрения подвижности соединений, дела обстояли не очень Между тем, даже французские пехотные части во второй половине 30-х годов жаловались на недостаточную подвижность Renault UE, что, к слову, привело к появлению нового поколения артиллерийских тягачей - UNIC TU 1 и Latil M7T1.

Опытный образец 5 cm Pak 38 auf gep.Mun.Schlepper, август 1941 года.
Опытный образец 5 cm Pak 38 auf gep.Mun.Schlepper, август 1941 года.

Оптимизм насчет VK 3.01 вырос еще и на том основании, что бои во Франции показали недостаточную подвижность пехотных частей. Между тем, на смену 3,7 cm Pak, основной противотанковой пушки немецкой армии, шла более мощная 50-мм система Pak 38. Она была нет только мощнее, но и тяжелее. По этой причине In 6 (Инспекция моторизованных войск) заключала 5 июля 1940 года контракт с Rheinmetall на разработку истребителя танков. Базой для данной машины предполагалось использовать VK 3.02, имеющий более мощную силовую установку.

Машина выглядит очень высокой, но надо учитывать небольшие габариты базового шасси.
Машина выглядит очень высокой, но надо учитывать небольшие габариты базового шасси.

Концепция машины, которую обозначили как 5 cm Pak 38 auf gep.Mun.Schlepper (50-мм пушка Pak 38 на шасси бронированного подвозчика боеприпасов) была простой. Шасси максимально сохраняли как есть, но при этом, с левой стороны, делался люк, поскольку теперь луков сверху не предусматривалось. В отделении управления сохранялось место только для механика-водителя. Сзади оборудовалось боевое отделение, причем у создателей машины имелся ряд ограничений, прежде всего по массе. Поэтому Пришлось использовать "слоеную" броню, то есть 2 листа по 4 мм спереди и 2 листа по 8 мм по бортам. Также имелся лимит по экипажу, посему расчет боевого отделения составлял 2 человека. Для тогдашних немецких истребителей танков вполне норма.

Поскольку щитовое прикрытие "съело" часть крыши отделения управления, слева пришлось делать люк.
Поскольку щитовое прикрытие "съело" часть крыши отделения управления, слева пришлось делать люк.

Надо сказать, что в плане использования боевого отделения на Rheinmetall (а точнее на Alkett, именно там разрабатывали САУ) грамотно воспользовались имеющимся пространством. Расчет боевого отделения имел хотя бы минимальный комфорт, насколько это вообще возможно в такой маленькой машине. По крайней мере, у них имелись сиденья, а не приходилось стоять, как в некоторых из машин. Тем не менее, имелись и подводные камни. Очень плотная компоновка привела к тому, что качающаяся часть орудия стояла аккурат на надмоторной плите. Поэтом для доступа к мотору надо было снять орудийный щит, орудие, и только потом надмоторную плиту.

Сзади имелся опускаемый сошник.
Сзади имелся опускаемый сошник.

Надо сказать, что чем-то концепция 5 cm Pak 38 auf gep.Mun.Schlepper напоминала советский истребитель танков ЗИС-30. У немецкой машины более комфортно размещался расчет, зато у ЗИС-30 базовая машина была лучше. Кроме того, как на немецкой САУ решался вопрос боекомплекта, вопрос крайне интересный. И немецкая, и советская машина не могли обойтись без сошника, который опускался на землю перед стрельбой. В противном случае САУ, при стрельбе, сильно трясло, усугублялось это довольно большой высотой линии огня.

В коробе под орудием находится мотор. Можно представить, что надо сделать, дабы до него добраться.
В коробе под орудием находится мотор. Можно представить, что надо сделать, дабы до него добраться.

По итогам боевая масса 5 cm Pak 38 auf gep.Mun.Schlepper достигла 4,5 тонн. В принципе, мотора машины вполне хватало для обеспечения скорости на уровне VK 3.02, а для пехотных частей другого было и не надо. По большому счету, данная машина, также известная как Pz.Sfl.Ia, была не более чем самоходной пушкой. Главным ее плюсом была подвижность, существенно более высокая, нежели у буксируемого орудия. Поэтому планы на машину оказались обширные. Согласно планам вооружения немецкой армии от 30 мая 1941 года (танковая программа 41), предполагалось поставить в пехотные части, а также в полевые дивизии люфтваффе, 3144 такие машины. Правда, срок поставки был не раньше 1943 года. А за это время произошел ряд событий, главным из которых стало разочарование VK 3.02 в принципе.

Внутри было, мягко говоря, плотненько. Но, по крайней мере, расчет орудия сидел.
Внутри было, мягко говоря, плотненько. Но, по крайней мере, расчет орудия сидел.

Тем не менее, отменять заказ на два опытных образца Pz.Slf.Ia не стали. Первый образец машины, базой для которого послужил VK 3.01, построили в августе 1941 года. Изготовили и вторую машину, в июле 1942 года их направили в 19-ю танковую дивизию. Там они проходили как 5 cm Sfl. Borgward. Подробностей насчет их применения нет, но как раз летом 1942 года в войска пошли Marder II и Marder III, которые превосходили данную машину во всём, включая и огневую мощь. Так что вопрос о выпуске дополнительных машин даже не стоял.

Один из VK 3.01 переделали в САУ 10,5 cm LG auf Gepanzerter Munitionsschelepper VK 3.01.
Один из VK 3.01 переделали в САУ 10,5 cm LG auf Gepanzerter Munitionsschelepper VK 3.01.

Следует также отметить, что прорабатывался вопрос не только истребителя танков на данном шасси. Одним из приоритетных направлений в работе Rheunmetall было создание безоткатных орудий. Первым таким стала 75-мм система LG 40. Далее пошли работы над другим орудием, калибра 105 мм. Надо сказать, что безоткатные орудия были легче, чем противотанковая артиллерия, тем не менее, возникла мысль о моторизации орудия.

На самом деле рубка была фанерной, в виде полноценной машины 10,5 cm LG auf Gepanzerter Munitionsschelepper VK 3.01 так и не построили.
На самом деле рубка была фанерной, в виде полноценной машины 10,5 cm LG auf Gepanzerter Munitionsschelepper VK 3.01 так и не построили.

В 1942 году Alkett подготовил полноразмерный макет САУ 10,5 cm LG auf Gepanzerter Munitionsschelepper VK 3.01. Для этой цели был использован один из подвозчиков боеприпасов VK 3.01. Самое интересное, что на сей раз делать люк в борту боевого отделения не пришлось - штатных люков вполне хватало. Расчет составлял всё те же 2 человека. Орудийный щит был сделан немного иначе, но в целом машина была вполне похоже, с точки зрения концепции, на Pz.Sfl.Ia. Примерная боевая масса машины составляла 4,3 тонны.

Внутри оказалось еще теснее, чем в 5 cm Pak 38 auf gep.Mun.Schlepper.
Внутри оказалось еще теснее, чем в 5 cm Pak 38 auf gep.Mun.Schlepper.

Макет был готов к 1 июля 1942 года, но 10,5 cm LG auf Gepanzerter Munitionsschelepper VK 3.01 строить не стали. Причин имелась масса. Это и падение интереса к самому подвозчику боеприпасов, и затягивание работ по безоткатному орудию. Да и глубинного смысла в такой системе не имелось. При отсутствии реального орудия судьба САУ была вполне закономерной. Ну а судьбу VK 3.01/VK 3.02 решили еще раньше

Источники:

Panzer Tracts No.17, Gepanzerte Nachschub Fahrzeuge(Armored Supply/Ammunition Vehicles) VK 3.01 to schwere Wehrmacht-Schlepper, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004

Panzer Tracts 7–1: Panzerjaeger 3.7cm Tak to Pz.Sfl.Ic development and employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004

eBay

Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007

Архив автора

Другие статьи по немецким САУ:

История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette

История создания Pz.Sfl.Ic, скоростного истребителя танков на шасси легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.G

История создания немецкого истребителя танков 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t)

Дополнительное бронирование StuG 40