Зима в Костромском крае обычно сурова. Снег ложится с ноября, леса встают стеной, болота сковывает лед, хрупкий под ногами, но коварный в оттепель. В такие времена на вес золота ценятся те кто знает, где под снегом топь прикидывается поляной, где тропа ведет к монастырю, а не в пустоту.
Иван Сусанин жил в деревне Домнино, в вотчине инокини Марфы - матери царя Михаила Федоровича. Он был крестьянином, состоявшим в крепостной зависимости, имел дочь. Дочь была замужем за неким Богданом Собининым. О жизни Сусанина до одного собтия не сохранилось ни строчки. О самом событии - сохранилась лишь одна грамота, выданная царем 30 ноября 1619 года.
В ней говорится:
"Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии в прошлом 121 году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти".
Сразу обратим внимание на год - 121-й. Имеется в виду 7121 год от сотворения мира по тогдашнему летоисчислению. В XVII веке на Руси очень часто в документах первую цифру года опускали - дескать, и так всем понятно, что там стоит семерка. Если перевести 7121 год в современный формат, то получится 1613-й.
Грамота подлинна, хранится в Российском государственном архиве древних актов, опубликована в актовых сборниках XIX века и переиздана с факсимиле в XXI.
А теперь давайте впишем это все в исторический контекст.
На исходе февраля 1613 года в Костромском уезде сохранялась напряженная обстановка, несмотря на то что в Москве уже завершился Земский собор и было провозглашено избрание шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова на царство. Он был внучатым племянником первой жены Ивана Грозного Анастасии, что связывало его с угасшей династией Рюриковичей.
Столица находилась под контролем временного правительства - Совета всей земли, возглавляемого князем Дмитрием Трубецким и воеводами, участвовавшими в освобождении Москвы в октябре 1612 года. Однако реальная власть оставалась фрагментированной.
На северо-западе, в Новгородской и Псковской землях, польско-литовские гарнизоны все еще держали города и сохраняли лояльность королевичу Владиславу. В тылу, вдоль Волги и в верховьях Костромы, действовали разрозненные отряды - часть из них состояла из шляхтичей, не признавших решение Собора, другие - из наемных казаков и рейтар, переходивших на сторону то одного, то другого претендента. Такие группы совершали рейды вглубь русских уездов, в первую очередь в районы, где находились сторонники нового царя.
Ипатьевский монастырь стал временным убежищем будущего государя. Михаил Федорович прибыл туда в начале февраля 1613 года вместе с матерью - инокиней Марфой, урожденной Ксенией Ивановной Шестовой.
Сам монастырь принадлежал к числу богатейших духовных центров Северо-Восточной Руси. Его земли были приписаны к Московскому патриархату, но после ссылки Шестовых в 1605 году, а затем после смерти патриарха Гермогена в 1613 году, фактическое управление вотчинами перешло к инокине Марфе как законной наследнице рода. В том числе село Домнино.
Известие об избрании немедленно разнеслось по стране. Для Речи Посполитой, считавшей Русское царство сферой своего влияния и выдвигавшей на его престол королевича Владислава, это был прямой вызов. Ликвидация Михаила Романова до его венчания на царство могла вернуть ситуацию к состоянию хаоса, выгодному для внешнего вмешательства. Поэтому в сторону Ипатьевского монастыря был отправлен военный отряд. Его задачей было захватить или убить избранного царя.
В это время в Домнине нес службу вотчинный староста Иван Сусанин. Польско-литовский отряд, достигнув Домнина стал хватать местных жителей для допроса. И здесь мы подходим к центральному событию, описанному в жалованной грамоте. Грамота гласит: "Как мы были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, и измучили его до смерти".
Из этих строк складывается ясная картина. Сусанина схватили. Что требовали? Очевидно, одно - показать дорогу к Ипатьевскому монастырю, поскольку без проводника обойтись было нельзя. Он отказался. Враги истязали его, пытаясь сломить, но, не добившись своего, убили. Больше в грамоте ничего нет.
Традиционная версия о том, что он завел отряд в непроходимый лес, является логичным народным развитием этой истории: как проводник, он мог сознательно выбрать гибельный путь, чтобы выиграть время и окончательно сбить преследователей со следа. Домысел, который, однако, не отменяет самого факта. Сусанин действительно отказался выдать информацию под пытками и принял смерть.
Поддержать эту статью донатом можно здесь.
__________________________
Свежие видео в нашем "Премиуме":
- Какие игрушки были у девочек в Древней Руси? (серьезно и подробно, мужской голос)
А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме