Найти в Дзене
Легенды Рока

The Rolling Stones: Эпоха с Брайаном Джонсом ч.1 (1964-1965)

Оглавление

Продолжаем повествование о творчестве легендарной группы Роллинг Стоунз. В предыдущей (первой) статье рассматривалась предыстория их становления и формирования (1961-1963). В этой (второй) статье речь пойдёт о прорывном периоде 1964-1965 годов, где ключевой фигурой в формировании музыкального стиля группы был Брайан Джонс.

-2

Предисловие

Из предыдущей статьи мы знаем, как в июне 1962 году Брайан Джонс вместе с Миком Джаггером и Китом Ричардсом и другими приглашёнными музыкантами образовал группу The Rolling Stones. В то время группа начала выступать в клубах Лондона, привлекая внимание своей энергией и оригинальным стилем, пробуя записывать демо-записи. С приходом в группу в мае 1963 года молодого менеджера Эндрю Олдхэма сформировался стабильный состав группы, куда входили: Мик Джаггер (вокал), Кит Ричардс (гитара), Билл Уаймен (бас-гитара), Чарли Уоттс (ударные) и Брайан Джонс (гитара, гармоника). Пианист Иэн Стюарт был выведен за штат, и в дальнейшем стал их внештатным (закулисным) музыкантом и гастрольным менеджером группы.

Иэн Стюарт
Иэн Стюарт

Если изначально Брайан Джонс был лидером и главным идеологом гитарного ритм-энд-блюзового звучания группы, то её лицом был харизматичный фронтмен Мик Джаггер (которого всячески продвигал менеджер Олдхэм). Чтобы выделится и раскрутить Роллингов, Эндрю придумал группе скандальный имидж грубых уличных парней-пофигистов в противовес милым дружелюбным парням из Битлз.

-4

Подписание выгодного контракта с фирмой грамзаписи Decca Records, стало стимулом к творческому росту группы. Их песня-кавер из первого сингла "Come On", вышедшая ещё в июне 1963 года, достигла 21-го места, а следующая битловская "I Wanna Be Your Man" заняла 12 место в британских чартах - это был скромный, но обнадеживающий старт. Настоящая история их успеха началась в 1964 году после выхода первых альбомов и приезда группы на гастроли в США, в рамках так называемого "британского вторжения".

-5

Эпоха Роллинг Стоунз с Брайаном Джонсом - это один из самых творчески насыщенных и драматичных периодов в истории группы. За это время коллектив прошёл путь от подражания американскому "чёрному" блюзу до создания собственного рок-звучания, ставшего основой их дальнейшей музыки.

-6

Известно, что все менеджеры групп так называемого "британского вторжения" стремились добиться популярности своих подопечных на Американском континенте, где коммерческая прибыль в то время была в разы больше, чем в Европе. Не были исключением и Stones со своим менеджером Эндрю Олдхэмом, которые всячески старались подчеркнуть свой американский (блюзовый) стиль музыки. В свою очередь стремление заработать подталкивало звукозаписывающие лейблы продать как можно больше пластинок. В Британии выпуском пластинок Stones занималась Decca Records, а в США её дочерняя компания London Records. Так вот для раскрутки группы за океаном (где юридически не могла продаваться британская продукция) первые американские альбомы Роллингов штамповались в том числе и в Лондоне для переправки в Штаты, где им приклеивались американские лейблы с соответствующим оформлением обложек. Так как ранние альбомы The Rolling Stones выпускались в разных версиях для Великобритании и США (где включались песни из синглов), мы всё же в описании их дискографии будем придерживаться британских изданий пластинок.

Итак, рассмотрим хронологию ключевых событий раннего творчества Роллинг Стоунз с Брайаном Джонсом в прорывные 1964-1965 годы:

1964 год: Дебютные записи и первые успехи

1 января 1964 года The Rolling Stones стали первой группой, выступившей на канале BBC Top of the Pops с битловской песней "I Wanna Be Your Man".

10 января на британском звукозаписывающем лейбле Decca у группы выходит дебютный миньон EP "The Rolling Stones" из 4-х ритм-энд-блюзовых каверов "Bye Bye Johnny"/"Money"/ "You Better Move On"/ "Poison Ivy". Несмотря на сырость материала, в феврале он побеждает в британских чартах епишек, на фоне бума популярности, так называемого "белого" блюза, в его роковом проявлении - британском ритм-энд-блюзе.

The Rolling Stones - You Better Move On (1964)

Сингл "Not Fade Away"/ "Little by Little" выходит 21 февраля на лейбле Decca. Песня-кавер Бадди Холли "Not Fade Away" в исполнении Роллингов была представлена на лондонском TV, после чего поднялась до 3 места в британских чартах, это был первый успех. Сохранились любопытные кадры этого представления.

The Rolling Stones - Not Fade Away (TV 1964)

С 1963 года Stones исполняли только каверы на старые рок-н-ролльные и блюзовые стандарты (например Чака Берри или Мадди Уотерса). Зная об этом, менеджер Эндрю Олдхэм понимал, что для долгосрочного успеха и привлечения подростковой аудитории группе нужны свои оригинальные песни как у The Beatles, которая по популярности в то время была №1 в Британии и в 1964 году уже стала завоёвывать Америку. Опасаясь, что Stones "заглохнут", он решил стимулировать Джаггера и Ричардса к сочинительству, поскольку видел в них этот потенциал в отличии от остальных участников группы.

-7

Так (предположительно) в один из январских дней 1964 года, Олдхэм запер Джаггера и Ричардса на кухне сказав "Выйдете отсюда только с готовой песней". Причём поставил им задачу написать её не в блюзовом, а в поп-стиле. Об этом эпизоде вспоминал в своих мемуарах сам Кит:

"Мы провели ночь в этой чёртовой кухне, в общем терпимо - мы же Роллинг Стоунз, типа короли блюза, еда есть, ссать можно в раковину или в окно, чего ещё? И я сказал: Мик, если мы хотим отсюда выбраться, надо хоть что-то наколупать..."

К утру песня была почти готова, и называлась она "As Tears Go By". Самим музыкантам "слащавая" меланхоличная баллада (которая явно не подходила стилю Stones) поначалу не нравилась, но когда они показали ее Олдхэму, он сказал что это будет хит. Этот эпизод (который оброс легендами) дал старт творческому тандему Джаггер-Ричардс, по аналогии с битловским Леннона и Маккартни.

-8

Олдхэм тоже решил не отдавать песню Stones, посчитав её слишком "мягкой" для их бунтарского образа. Вместо этого он презентовал её своей подопечной, 17-летней певице Марианне Фейтфулл, которую открыл на одной из лондонских вечеринок. Фейтфулл записала свою версию 26 мая 1964 года с оркестровой аранжировкой Майка Линдера (любопытно, что на 12-струнной акустической гитаре там сыграл будущий "главный цеппелиновец" Джимми Пейдж). Марианна исполнила её на ТВ-шоу "Hullabaloo", где её представляли Пол Анка и сам менеджер Битлз - Брайан Эпстайн. Эта песня запустила карьеру Фейтфулл и стала её первым большим хитом, занявшим 9 место в британских чартах.

Marianne Faithfull - As Tears Go By (1964)

Альбом "The Rolling Stones" (апрель 1964). В январе и феврале группа записывала материал для дебютного альбома в лондонской студии Regent Sound, который представлял собой каверы американских хитов, сделанных в стиле жёсткого британского ритм-энд-блюза. Исключением были 2 песни коллективного авторства под псевдонимом Нанкера Фелджа и поп-песня "Tell Me", написанная Джаггером-Ричардсом в стилистике битловского мерсибита, которая стала первой оригинальной вышедшей песней Stones. Выпущенный лейблом Decca Records 17 апреля, альбом занял 1 место в Британии, это был явный прорыв. В Америке он появился 29 мая под названием "England's Newest Hit Makers" с немного другим списком треков и занял 11 место.

-9

Рассмотрим основные треки...

The Rolling Stones - Route 66 (1964)

The Rolling Stones - I Just Want To Make Love To You (1964)

The Rolling Stones - I'm A King Bee (1964)

The Rolling Stones - Carol (1964)

The Rolling Stones - Tell Me (1964)

The Rolling Stones – Walking the Dog (1964)

Первое турне The Rolling Stones по США состоялось в июне 1964 года и было встречено довольно прохладно (на фоне разгула "битломании"), так как у них на тот момент не было собственных хитов, в отличие от тех же Битлз. Во время тура они записывали очередной сингл в течение двух дней в Chess Studios в Чикаго.

-10

Сингл "It's All Over Now"/"Good Times, Bad Times" выходит 26 июня 1964 года на лейбле Decca с удачным ритм-энд-блюзовым кавером песни Бобби и Ширли Уомак, который станет первым хитом группы, занявшим 1 место в британских чартах.

The Rolling Stones - It's All Over Now (1964)

14 августа на лейбле Decca у группы выходит второй миньон EP "Five by Five" из 4 каверов: "If You Need Me"/"Empty Heart"/"Confessin' the Blues"/"Around and Around" и одной инструменталки "2120 South Michigan Avenue". Он также занимает 1 место среди британских епишек.

-11

Осенью 1964 года Stones прибыли на вторые гастроли в Америку. Это было большим контрастом по сравнению с их не совсем удачным приездом в начале года. С тех пор в их жизни многое изменилось: вышедший за неделю до их прилёта второй по счёту американский альбом “12x5” стартанул весьма успешно (заняв 3 строчку в чартах), а новый американский сингл “Time Is On My Side” (вышедший 25 сентября) уже занимал шестое место в хит-параде. Им предстояло два их нью-йоркских концерта. Их принимали на "ура", и вскоре последовали приглашения на телевидение. Так 25 октября 1964 года группа впервые выступила на шоу Эда Салливана, исполнив песни "Around And Around" и "Time Is On My Side".

The Rolling Stones Live, 25-10-1964, Ed Sullivan

Также они появились в шоу T.A.M.I., выступления которого снимали для фильма.

The Rolling Stones Live at T.A.M.I. Show 1964

Раскрутка, задуманная менеджером Эндрю Олдхэмом сработала. В Америке вокруг Роллингов начинался ажиотаж, сопоставимый с Битлз.

-12

Сингл "Little Red Rooster"/"Off the Hook" вышел на лейбле Decca 13 ноября 1964 года. Кавер блюза Вилли Диксона занял 1 место в британских чартах.

The Rolling Stones - Little Red Rooster (1964)

1965 год: Первые мировые хиты и завоевание Америки

Альбом "The Rolling Stones No. 2" (январь 1965). Второй студийный альбом Stones записываемый в студиях Чикаго, Лос-Анджелеса и Лондона, был выпущен 15 января 1965 года на лейбле Decca и содержал три новые композиции от начинающего тендема Джаггера-Ричардса ("What a Shame", "Grown Up Wrong", "Off the Hook"), а также каверы на американские ритм-энд-блюзовые и рок-н-ролльные номера. Как и дебютный альбом, он занял 1 место в британских чартах. В США альбом с похожим трек-листом вышел 13 февраля под названием "The Rolling Stones, Now!" и достиг 5 строчки в чартах.

-13

Рассмотрим основные треки...

The Rolling Stones - Everybody Needs Somebody to Love (1965)

The Rolling Stones - Time Is On My Side (1965)

The Rolling Stones - What A Shame (1965)

The Rolling Stones - Down The Road Apiece (1965)

The Rolling Stones - Off The Hook (1965)

The Rolling Stones - Susie Q (1965)

Сингл "The Last Time"/"Play with Fire" вышел 26 февраля 1965 года на лейбле Decca и занял 1 место в чартах Британии и 9 место в США. Первая - ритм-энд-блюзовый хит Джаггера-Ричардса, вторая Нанкера Фелджа (придуманный псевдоним всего коллектива Роллингов) с оркестровкой в стиле барокко-поп.

The Rolling Stones - The Last Time (1965)

The Rolling Stones - Play With Fire (1965)

В январе и феврале 1965 года группа, во время мирового турне отыграла 34 концерта для примерно 100 000 человек в Австралии и Новой Зеландии.

-14

11 июня 1965 года на лейбле Decca у группы выходит третий миньон EP "Got Live If You Want It!" состоящий из каверов песен, включая концертные записи 1965 года: "Everybody Needs Somebody to Love"/"Pain in My Heart"/"Route 66"/"I'm Moving On"/"I'm Alright". Он станет последним среди епишек группы.

The Rolling Stones - I'm Alright (1965)

Группу продолжают приглашать на американское телевидение, уже как состоявшихся звёзд. Они выступали в программе Shindig!, и на шоу Sonny & Cher.

The Rolling Stones - US TV (ABC) 'Shindig!' (1965)

The Rolling Stones and Sonny & Cher - I Got You Babe (Ready, Steady, Go 1965)

Во время третьего американского турне в мае 1965 года группа записала сингл с песней "(I Can't Get No) Satisfaction" авторства Джаггера-Ричардса. В основе песни лежит искажённый гитарный рифф Кита напоминающий звук трубы, который он записал в низкой тональности с помощью фузз-бокса фирмы Gibson. Вышедший 4 июня в США на лейбле London и 20 августа 1965 года в Британии на лейбле Decca, содержал первый супер-хит группы, который взорвал чарты по обе стороны Атлантики и стал визитной карточкой Stones на все времена. Он стал четвертым синглом группы, занявшим первое место в Великобритании, и первым в США, где он провел четыре недели на вершине Billboard Hot 100. Это был мировой коммерческий успех для группы.

The Rolling Stones - (I Can't Get No) Satisfaction (1965)

Альбом "Out of Our Heads" (сентябрь 1965). Третий британский студийный альбом вышедший 24 сентября 1965 года на лейбле Decca, содержал 4 оригинальные песни и 8 ритм-энд-блюзовых каверов и занял 2 место в британских чартах. Американский вариант альбома под таким же названием, вышедший ранее 30 июля на лейбле London Records с хитом "(I Can't Get No) Satisfaction" впервые занял 1 место в чартах США. Напомним, что в Великобритании включение синглов в полноформатные пластинки не приветствовалось.

-15

Рассмотрим основные треки...

The Rolling Stones - She Said Yeah (1965)

The Rolling Stones - Mercy, Mercy (1965)

The Rolling Stones - Heart Of Stone (1965)

The Rolling Stones - Good Times (1965)

Сингл с песней "Get Off of My Cloud" авторства Джаггера-Ричардса вышел 24 сентября 1965 на лейбле London и 22 октября 1965 года на лейбле Decca, и также занял 1 место в чартах США и Британии, повторив всемирный успех Satisfaction".

The Rolling Stones - Get Off My Cloud (1965)

И наконец 18 декабря в США на лейбле London выходит отложенный сингл с первой написанной песней Джаггера-Ричардса "As Tears Go By" (в Британии на лейбле Decca он выйдет только 4 февраля 1966 года). Версия Stones отличалась от ранее исполненной лирической баллады Марианной Фейтфулл. Billboard описал версию Stones как "прекрасную балладу с привкусом фолка... барочный, полуклассический шлягер!" Песня достигла шестого места в американском чарте Billboard Hot 100, повторив успех, которого The Beatles добились в том же году с чувственной балладой Маккартни "Yesterday".

The Rolling Stones - As Tears Go By (1965)

Итоги

Период 1964–1965 годов стал для The Rolling Stones временем стремительного восхождения. От клубных выступлений в Лондоне группа прошла путь до мировых звёзд, выработав уникальный звук и имидж. Ключевые достижения: суперхиты «Satisfaction» и «Get Off of My Cloud», альбомы «The Rolling Stones», «The Rolling Stones No. 2» и «Out of Our Heads», а также умение сочетать блюзовые корни с новаторством определили их музыкальное направление. Их синтез блюза, ритм‑энд‑блюза и рок‑н‑ролла создал эталон "рок‑звучания". Этот этап не только сформировал идентичность коллектива, но и изменил ландшафт популярной музыки того времени.

В заключение смотрим фильм "Charlie Is My Darling" о гастролях Роллингов в Ирландии в 1965 году.

Статью The Rolling Stones: Эпоха с Брайаном Джонсом ч.2 (1966-1968) читайте в третьей статье.

На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…

Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.

Замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментариях, по возможности буду дополнять материал. Чтобы не пропустить новые публикации - подписывайтесь на мой канал и активируйте "колокольчик". До новых встреч, с вами был Zabbelin.

Также читайте мои статьи по теме:

Легенды Британского гаражного рока и Фрикбита
Легенды Рока28 октября 2023
Легенды Британского Ритм-энд-блюза
Легенды Рока10 января 2022