Найти в Дзене
Легенды Рока

The Rolling Stones: Эпоха с Брайаном Джонсом ч.2 (1966-1968)

Оглавление

Продолжаем повествование о творчестве легендарной группы Роллинг Стоунз. В предыдущей (второй) статье рассматривался начальный период эпохи стремительного восхождения группы с Брайаном Джонсом (1964-1965). В этой (третьей) статье речь пойдёт о завершающем периоде творчества с его участием.

Предисловие

В 1965 году, после выхода супер-хита Satisfaction и успешных американских гастролей, группа стала второй по популярности после Битлз, привлекая тысячи новых своих поклонников. В это время, кроме каверов американских хитов ритм-энд-блюза, группа стала исполнять свои редкие собственные песни, сочинённые авторским дуэтом Джаггер-Ричардс. Этому способствовал их менеджер и продюсер Эндрю Луг Олдхэм, который также в маркетинговых целях помог создать группе «хулиганский имидж» в противовес «положительному» образу Битлз. Хотя Стоунз и позиционировали себя как "анти-битлз", они никогда не враждовали со своими основными конкурентами. Так по джентльменскому соглашению музыкантов и менеджеров обеих групп, они выпускали свои записи поочерёдно, чтобы не навредить коммерческим интересам друг друга в продаже пластинок.

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

Как и в предыдущий начальный период, Брайан Джонс (основатель и мультиинструменталист) играл особую роль в творчестве коллектива в качестве главного идеолога гитарного ритм-энд-блюзового звучания, а также в поиске новых идей для группы. Если раньше гитарист выступал в качестве лидера группы, то со временем, глядя, как Джаггер и Ричардс исполняли свои песни, он всё же не мог конкурировать с ними, поскольку у него за плечами не было таких придуманных мелодий, как "Satisfaction" или "The Last Time".

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

В 1965 году Эндрю Олдхэм привёл американского бизнес-советника Аллена Кляйна, в качестве со-менеджера группы вместо опального Эрика Истона. Через какое-то время, Кляйн добился пересмотра контракта группы с Decca Records о выплате Stones вдвое большей суммы в виде аванса, а также вынудил London Records (американскую дочернюю компанию Decca) подписать отдельный контракт, который принёс группе 600 000 долларов. Год спустя Роллинг Стоунз гарантированно получили 2,6 миллиона долларов, это было больше, чем зарабатывали в то время Битлз. Дела группы явно шли в гору.

Аллен Кляйн и Эндрю Олдхэм
Аллен Кляйн и Эндрю Олдхэм

Итак, разбираем ключевые события позднего творчества Роллинг Стоунз с Брайаном Джонсом.

1966 год: Переход на собственный материал

В 1966 году, Stones, вслед за Beatles увлеклись новыми музыкальными течениями (барокко-поп, рага-рок, психоделик-рок) и приступили к написанию собственных песен в этих модных стилях.

Сингл "19th Nervous Breakdown" / "As Tears Go By" с песнями Джаггера-Ричардса, записанными ещё в конце 1965 года, выходит 4 февраля 1966 года на лейбле Decca (UK). Первая из двух песен занимает 2 место в британских и американских чартах. Вторая, вышедшая ранее в США, представляла собой барочную полуакустическую балладу, написанную ещё в январе 1964 года.

The Rolling Stones - 19th Nervous Breakdown (1966)

The Rolling Stones - As Tears Go By

Альбом "Aftermath" (апрель 1966). Четвёртый студийный альбом, который группа записывала на студии RCA в Калифорнии в декабре 1965 и марте 1966 года (в перерывах между своими международными гастролями) был выпущен лейблом Decca (UK) 15 апреля и занял 1 место в Британии, а его версия на лейбле London (US) - 2 место в США. Этот был их первый авторский альбом, состоящий из песен Джаггера-Ричардса. В отличии от предыдущей ритм-энд-блюзовой тематики, он включал элементы таких стилей, как: поп, фолк, кантри, психоделия, барокко и восточная рага музыка. Брайан Джонс в аранжировках проявил себя как экспериментатор-мультиинструменталист, играя на гитарах, губной гармонике и других экзотических инструментах: ситар, дульцимер, аппалачские цимбалы, японские кото и маримбы.

-5

Рассмотрим основные треки...

The Rolling Stones - Mother's Little Helper (1966)

The Rolling Stones - Lady Jane (1966)

The Rolling Stones - Under My Thumb (1966)

The Rolling Stones - Out Of Time (1966)

Сингл "Paint It Black" / "Long, Long While" вышел 13 мая 1966 года на лейбле Decca (UK). Первая композиция Джаггера-Ричардса из сингла была записана с элементами модного психоделического рага-рока и сыгранна группой, где Брайан Джонс исполнил партию на ситаре. Песня была посвящена теме глубокой личной утраты и депрессии, выраженной через метафору тотального «почернения» мира. Она стала их очередным супер-хитом продержавшись 11 недель (включая две на первом месте) в американском Billboard Hot 100 и 10 недель (включая одну на вершине чарта) в британском чарте.

The Rolling Stones - Paint It Black (1966)

С 24 июня по 28 июля 1966 года группа провела очередной успешный американский гастрольный тур в поддержку своего альбома "Aftermath", завершившийся в Гонолулу на Гавайях. За ним последовал осенний тур в Британии, где у них на разогреве выступали: Ike & Tina Turner, The Kings Rhythm Orchestra, The Yardbirds и Peter Jay and The New Jaywalkers.

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

В сентябре 1966 году Stones провели специальную фотосессию, для которой сфотографировались в образах медицинских сестёр британской армии времен Второй Мировой войны. Это стало своеобразным ходом перед выпуском сингла «Have You Seen Your Mother Baby, Standing in the Shadow?». Кадры со съемок затем вошли в одноименный клип, который стал первым у группы. С той поры Мик Джаггер на выступлениях всё чаще стал заигрывать с андрогинностью, меняя яркие наряды и балуясь макияжем. Сингл "Have You Seen Your Mother, Baby, Standing in the Shadow?" / "Who's Driving Your Plane?" вышел 23 сентября 1966 года одновременно в Британии и США

The Rolling Stones - Have You Seen Your Mother Baby, Standing In The Shadow? (1966)

1967 год: Психоделия

В 1967 году Роллинг Стоунз решили вовсю влиться в модную волну авангардной психоделической музыки, захлестнувшую музыкальный мир. С этой целью Брайан Джонс освоил меллотрон и другие экзотические инструменты, экспериментируя с новыми звуками для новых альбомов и последующих синглов. Это было время "лета любви" и "хиппи-тусовок", где центром зарождающейся модной контркультуры в Великобритании в то время был "Свингующий Лондон", со своим оптимизмом, гедонизмом и сексуальной революцией. Также это было время увлечения различными психоделическим веществам для изменения сознания, что в дальнейшем негативно сказалось на творчестве группы.

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

Сингл "Let's Spend the Night Together" / "Ruby Tuesday", вышедший 13 января 1967 года, занял 3 позицию в Британии. А в США песня "Ruby Tuesday" в стиле барокко-поп взлетела на 1 место в чартах.

The Rolling Stones - Let's Spend The Night Together (1967)

The Rolling Stones - Ruby Tuesday (1967)

Альбом "Between the Buttons" (январь 1967 года). Пятый студийный альбом группы, выпущенный 20 января 1967 года в Великобритании и 10 февраля в США, отражал кратковременный интерес группы к психоделии и барочной поп-балладной музыке той эпохи и является одной из самых эклектичных из их работ. Брайан Джонс кроме основной электрогитары экспериментировал с различными инструментами включая: орган, банджо, магнитофон, вибрафон, тамбурин, губную гармонику, цимбалы, казу, терменвокс. Альбом не имел ярких хитов и станет последним, где продюсером и менеджером выступал Эндрю Лугом Олдхэмом. Олдхэм решил закончить сотрудничество со Stones в апреле 1967 года по причине разногласий и усталости от проблем с наркотиками.

Джаггер и Олдхэм
Джаггер и Олдхэм

-9

The Rolling Stones - Yesterday's papers (1967)

В поддержку альбома "Between the Buttons" и нового сингла "Let's Spend the Night Together" / "Ruby Tuesday" группа отправилось в западно-европейское турне (с 25 марта по 17 апреля), во время которого 13 апреля они неожиданно заехали в социалистическую Польшу, дав два концерта во Дворце культуры и науки в Варшаве (что было по тем временам сенсацией). Это был последний концертный тур Rolling Stones с участием Брайана Джонса.

Rolling Stones - live in Warsaw (1967)

Сингл "We Love You"/ "Dandelion" вышел 18 августа в Британии и 2 сентября 1967 года в США. В записи, в знак общественной поддержки, оказанную им во время ареста Джаггера и Ричардса за хранение марихуаны, на бэк-вокале пели Джон Леннон и Пол Маккартни из The Beatles, а на клавишных играл сессионщик Никки Хопкинс (который станет частым участником последующих записей Stones). На первую песню был снят клип, воспроизводящим судебный процесс над Оскаром Уайльдом в 1895 году, где Джаггер, Ричардс и Марианна Фейтфулл, соответственно, изображали Уайльда, судью на процессе Уайльда и лорда Альфреда Дугласа. Также появляются кадры, на которых запечатлен Брайан Джонс, очевидно, под кайфом от наркотиков, с опущенными и расфокусированными глазами.

The Rolling Stones - We Love You (1967)

The Rolling Stones - Dandelion (1967)

Альбом "Their Satanic Majesties Request" (декабрь 1967 года). Шестой студийный альбом группы, выпущенный 8 декабря 1967 года, был выпущен в идентичных версиях в Британии и США. Это была последняя попытка группы экспериментировать с психоделическим звучанием, используя нетрадиционные инструменты, звуковые эффекты, струнные аранжировки и африканские ритмы. Брайан Джонс активно использовал меллотрон, а также орган, блокфлейту, виброфон, ситар, электрический дульцимер и концертную арфу. Участники группы сами спродюсировали альбом, а период записи был отмечен возросшим употреблением наркотиков, выступлениями в судах и тюремными сроками участников группы. Альбом, планируемый в ответ на битловский "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band", был воспринят неоднозначно и считается одной из менее удачных работ группы.

-10

Альбом также включал в себя, вышедшие ранее на сингле, две психоделические песни "She's A Rainbow" и "2000 Light Years From Home".

The Rolling Stones - She's A Rainbow (1967)

The Rolling Stones - 2000 Light Years From Home (1967)

1967 год, несмотря на выход психоделических синглов и двух альбомов, принёс поклонникам группы разочарование, на фоне шедевров, которые в это время создали их конкуренты из группы Битлз. Их скандальные концерты привлекали внимание СМИ, а поведение группы становилось все более вызывающим. В этот период у Брайана Джонса начались личные трудности, связанные с наркотиками и психическим состоянием, что ознаменовалось нарастанием внутренних конфликтов в группе. Джонс чувствовал себя отстранённым от творческого процесса, в то время как Мик Джаггер и Кит Ричардс продолжали писать песни.

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

1968 год: закат эпохи с Брайаном Джонсом

1968 год был временем когда "Лето любви" сменилось молодежными бунтами, и ненасильственный пацифизм хиппи уступил место яростным столкновениям с полицией, причем происходило это повсеместно. Хотя участники группы не были замечены в политических акциях, но многочисленные антиправительственные и антивоенные демонстрации в Нью-Йорке, Лондоне и Париже, отразились и на их творчестве, где появились таких жёсткие композиции как "Street Fighting Man", которая выйдет на сингле и войдёт в их следующий альбом.

Столкновения в Лондоне 1968 год
Столкновения в Лондоне 1968 год

С января 1968 года, по совету звукоинженера Глина Джонса, группа наняла нового продюсера - американца Джимми Миллера, который уже работал с другими британскими группами Traffic и Spooky Tooth. Именно он в этот критический момент вернул группу из психоделического тупика к корневой рок-музыке.

Джимми Миллер взял "бунтарей" под своё крыло
Джимми Миллер взял "бунтарей" под своё крыло
Мик Джаггер и звукоинженер Глин Джонс в студии
Мик Джаггер и звукоинженер Глин Джонс в студии

Первые несколько месяцев 1968 года группа провела, работая над материалом для своего следующего альбома. Результатом этих сессий стала песня "Jumpin' Jack Flash", выпущенная синглом в мае.

Сингл "Jumpin' Jack Flash" / "Child Of The Moon", записываемый под руководством Джимми Миллера в Лондоне и Лос-Анджелесе, вышел 24 мая 1968 года на Decca (UK) и 31 мая на London (US). Он содержал блюз-роковый хит "Jumpin' Jack Flash" (где Бил Уаймен играл на органе), который поднялся на 1 строчку в Британии и 3 строчку в Billboard Hot 100 США. А песня "Child Of The Moon" по звучанию явно имеет сходство с психоделическим хитом Битлз "Rain" 1966 года.

The Rolling Stones - Jumpin' Jack Flash (1968)

The Rolling Stones - Child Of The Moon (1968)

21 мая 1968 года Джонс был арестован за хранение наркотиков, ему грозил длительный тюремный срок, который чудом удалось избежать. В конце 1968 года Брайан начал все чаще пропадать с репетиций, его поведение становилось все более проблемным.

Брайан Джонс и Джими Хендрикс
Брайан Джонс и Джими Хендрикс
Роллинг Стоунз в студии
Роллинг Стоунз в студии

Альбом "Beggars Banquet" (декабрь 1968 года). Седьмой студийный альбом группы, записывался с мая по июль, а был выпущен лишь 5 месяцев (из-за неутверждённой скандальной "туалетной" обложки) 6 декабря 1968 года лейблами Decca в Британии и London в США. Это был первый альбом Rolling Stones, спродюсированный Джимми Миллером, который ознаменовал смену направления группы от психоделической поп-музыки к корневому року и возвращению ритм-энд-блюзового звучания. Заглавный хит "Sympathy For The Devil" содержал гипнотические шаманские африканские ритмы с там-тамами. Джаггер заявлял, что на создание песни "Симпатия к дьяволу" его вдохновили Бодлер и роман русского писателя Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", книгу которого ему подарила его тогдашняя подружка Марианна Фейтфулл. С учётом названия их предыдущего альбома "Their Satanic Majesties Request" пресса тогда вовсю обсуждала их увлечение сатанистской тематикой.

Брайан Джонс во время сессий записи становился все более непредсказуемым из-за чрезмерного употребления наркотиков, и это был последний альбом Stones, выпущенный при его жизни. Песни, кроме одного кавера были написаны Джаггером-Ричардсом, а почти все гитарные партии были записаны Китом Ричардсом. Как и в большинстве альбомов того периода, на многих треках на фортепиано играл их постоянный соавтор Ники Хопкинс. "Beggars Banquet" попал на 5 место в США и на 3 место в родной Великобритании.

-17
Запрещённая обложка
Запрещённая обложка

Рассмотрим основные песни, часть из которых группа вскоре исполнила в своём рок-н-ролльном шоу.

The Rolling Stones - Street Fighting Man (1968)

The Rolling Stones - Stray Cat Blues (1968)

The Rolling Stones - Sympathy For The Devil (1968)

The Rolling Stones - No Expectations (1968)

The Rolling Stones - Parachute Woman (1968)

The Rolling Stones - Salt Of The Earth (1968)

11-12 декабря 1968 года Stones организовали съёмки фильма-концерта "Рок-н-ролльный цирк", где кроме них в шоу приняли участие многие поп и рок звёзды того времени, включая Jethro Tull (с Тони Айомми на гитаре), The Who, Taj Mahal и Marianne Faithfull. Джон Леннон и его невеста Йоко Оно выступили в составе супергруппы The Dirty Mac, в состав которой входили Эрик Клэптон на гитаре, Митч Митчелл (из Jimi Hendrix Experience) на барабанах и Кит Ричардс из The Stones на басу. Недавно образованный Led Zeppelin тоже рассматривался на включение в список, но эта идея была отклонена.

The Rolling Stones - Rock And Roll Circus
The Rolling Stones - Rock And Roll Circus

Фильм должен был выйти в эфир на BBC, но The Rolling Stones отказались от показа, утверждая, что их выступление было недостаточно хорошим на фоне The Who (в кадрах они выглядели явно истощёнными из-за злоупотребления наркотиками). Это было последнее выступление Брайана Джонса основателя группы The Rolling Stone, который когда-то и дал ей название. Он утонул примерно семь месяцев спустя, во время монтажа фильма. А сам фильм не выходил в коммерческий прокат до октября 1996 года. Полный концерт со всеми участниками можно посмотреть ниже.

The Rolling Stones - Rock And Roll Circus (1968)

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

Брайан Джонс был не только основателем группы, но и ключевым музыкантом-новатором, внёсшим вклад в её звучание. Его умение играть на множестве инструментов (гитара, слайд-гитара, губная гармоника, орган, меллотрон, саксофон, ситар, маримба и др) и любовь к блюзу и экзотическим аранжировкам определили ранний стиль The Rolling Stones. Он был одним из первых британских гитаристов, освоивший слайд-гитару. Однако его нестабильность и проблемы с наркотиками постепенно отдаляли его от коллектива, что привело к уходу и трагической кончине 3 июля 1969 год.

Брайан Джонс
Брайан Джонс

Брайан Джонс
Брайан Джонс

Послесловие

Эпоха классического первого состава Stones с Брайаном Джонсом (1964–1968) стала ключевым периодом в их истории, когда группа сформировала свой уникальный стиль, достигла мировой популярности, а также столкнулась с серьёзными вызовами. В этот период Брайан Джонс (основатель и мультиинструменталист) играл особую роль в творчестве коллектива, но его уход и трагическая смерть в 1969 году стали поворотным моментом в их дальнейшей судьбе. Хотя Брайан всё же внес свой небольшой вклад в запись двух песен для последующего альбома "Let It Bleed", 1969 год ознаменовал новую эпоху Stones с молодым талантливым гитаристом Миком Тейлором (об этом расскажем в следующей четвёртой статье).

На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…

Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.

Замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментариях, по возможности буду дополнять материал. Чтобы не пропустить новые публикации - подписывайтесь на мой канал и активируйте "колокольчик". До новых встреч, с вами был Zabbelin.

Также читайте мои статьи по теме:

Легенды Британского Ритм-энд-блюза
Легенды Рока10 января 2022
Легенды Британского гаражного рока и Фрикбита
Легенды Рока28 октября 2023