Продолжаем повествование о творчестве легендарной группы Роллинг Стоунз. В предыдущей (четвёртой) статье рассматривался период творчества группы с Миком Тейлором (1969-1974). В этой (пятой) статье речь пойдёт о первом этапе эпохи с Ронни Вудом (1975-1993).
Предисловие
Как мы знаем из предыдущей статьи 12 декабря 1974 года на вечеринке в Лондоне, устроенной Эриком Клэптоном для Мика Джаггера, Ронни Вуда (из группы Faces) и Маршалла Чесса (руководителя Rolling Stones Records), гитарист Мик Тейлор объявил о своём уходе. Это стало неожиданностью для музыкантов Stones, которым экстренно пришлось подыскивать ему замену, так как в это время они приступили к записи следующего альбома в Мюнхене. Пробные сессии записи были эффективно использованы в качестве прослушиваний кандидатов, среди которых были: американские гитаристы Роберт А. Джонсон, Шугги Отис, Уэйн Перкинс, Харви Мандель, ирландский гитарист Рори Галлахер, а также британцы Джефф Бек, Питер Фрэмптон и Ронни Вуд. Кого-то забраковали сами музыканты, некоторые не захотели жертвовать своими индивидуальными проектами, а другие отказались играть на постоянной основе в известном своим экстремальным существованием коллектив. Не побоялся только опытный лондонский гитарист Ронни Вуд, который прошёл до этого "огонь и воду", начиная с 1964 года поработав во многих британских рок-бэндах (The Birds, The Creation, Santa Barbara Machine Head, The Jeff Beck Group, Quiet Melon, Faces). Последняя была Faces, где с ним играли бывшие участники распавшейся группы Small Faces, а также его друг и соратник - вокалист Род Стюарт.
Ронни Вуд - музыкант с цыганскими корнями, представлявший из себя энергичного лондонского "кокни" с весёлым нравом, сразу понравился Роллингам и подружился с Китом Ричардсом.
Он, как и музыка его группы Фейсис была знакома и близка Stones своим сырым ритм-энд-блюзовым звучанием, а сам Ронни даже внешне на них походил. Кроме того Вуд уже сотрудничал со Stones в конце 1973 и в начале 1974 года при сочинении и записи их хита "It's Only Rock 'n Roll".
В это же время он привлёк своего друга Кита Ричардса и других Роллингов к записи своего первого сольного альбома "I've Got My Own Album to Do" и даже устроил концерт в его поддержку в Килбурне со своими друзьями (на вокале был Род Стюарт), которых позже прозвали First Barbarians.
Woody and Friends - Live From Kilburn (1974)
Роллинги уже звали Ронни к себе в декабре 1974 года, но в тот момент он отказался из-за своих обязательств перед Faces, хотя всегда мечтал попасть в легендарный коллектив. И когда его (после прослушивания) второй раз пригласили присоединится к Stones, он дал согласие. Так была открыта новая глава в истории Rolling Stones, где группа продолжила существовать и развиваться в новом составе.
Разберём ключевые события последующих лет творчества группы.
1975 год:
В мае 1975 года появился альбом-компиляция музыки The Rolling Stones - "Metamorphosis", выпущенный бывшим менеджером ABKCO Records Алленом Кляйном, который содержал переложения и альтернативные версии хорошо известных песен, записанных с 1964 по 1970 год.
С июня 1975 года Ронни Вуд (в качестве второго гитариста) отправился с группой в гастрольный тур по Северной Америке, где они не были 3 года. Тур проходил на аренах США и Канады, включая пять вечеров в The Forum в Лос-Анджелесе и шесть вечеров подряд в Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке. На концертах на сцене к Stones присоединялись другие известные музыканты. На одном из шоу в Madison Square Garden с группой играл Эрик Клэптон.
На состоявшихся концертах Rolling Stones суммарно дали 45 концертов в 26 городах, который им принес более 10 миллионов долларов, что несоизмеримо больше чем предыдущие туры. Вуд идеально вписался в сложившийся коллектив, привнеся весёлый задор в сырой гитарный ритм-энд-блюз, который он играл в паре с Китом Ричардсом, став для группы "глотком свежего воздуха".
1976 год:
"Black and Blue" - тринадцатый студийный альбом, работа над которым началась ещё на сессиях в декабре 1974 года, затянулась до февраля 1976 года, а увидел свет только 23 апреля 1976 года. Музыканты решили не отставать от модных течений того времени, записав ряд песен в афроамериканских стилях фанк, регги и соул. Альбом открывал диско-фанковый хит "Hot Stuff", где на соло-гитаре играет Харви Мандель из Canned Heat. Баллада "Fool To Cry" была сделана в стиле американского соула, с мягким высоким фальцетом. Кроме традиционно сочинённых песен Джаггера-Ричардса, был кавер на песню "Cherry Oh Baby" ямайского исполнителя Эрика Дональдсона. Ещё одну песню в стиле регги "Hey Negrita" придумал Ронни Вуд и записал вместе со Stones ещё во время своего сессионного прослушивания в 1975 году. В кредитах альбома Ронни Вуд фигурировал в качестве участника состава Rolling Stone, но юридически членом группы стал только в начале 90-х. В записи также приняли участие сессионщики: Билли Престон, Ники Хопкинс, Харви Мандел, Уэйн Перкинс и др. Несмотря на новизну репертуара, альбом стал № 1 в США и № 2 в Великобритании.
The Rolling Stones - Hot Stuff
The Rolling Stones - Hey Negrita
The Rolling Stones - Fool To Cry
The Rolling Stones - Crazy Mama
Это было время, когда Мик Джаггер был увлечён такими фальцетными соул-певцами как: Отис Реддинг, Марвин Гэй и Аарон Невилл, и это повлияло на его вокал на многих песнях с середины 1970-х (в частности "Fool to Cry").
В ноябре 2025 года вышло переиздание "Black and Blue", куда среди неизданных демо вошла ремастированная кавер-версия диско-песни Shirley & Company "Shame, Shame, Shame", где Джаггер поёт фальцетом, с наложенным бэкинг-вокалом Шанель Хейнс.
The Rolling Stones - Shame, Shame, Shame 2025
В августе 1976 года The Stones выступили в Англии на концерте в Небворте перед самой многочисленной аудиторией 200 000 человек, закончив выступление в 7 утра.
1977-1979 годы:
В 1977 году у группы были неприятности из-за наркотиков. Ричардс по прибытию в Торонто был задержан канадской таможней после того, как у него нашли остатки гашиша, а три дня спустя обнаружили в его комнате героин, что влекло за собой наказание в виде лишения свободы сроком минимум на семь лет. В конечном счете, Кит получил условный срок и был вынужден отыграть два благотворительных концерта в 1979 году в пользу Канадского института слепых в Ошаве, где на обоих концертах присутствовали Stones и группа The New Barbarians, которую Вуд собрал вместе с Ричардсом для продвижения своего последнего сольного альбома "Gimme Some Neck", в которой поучаствовал и другие Роллинги.
The New Barbarians - Largo, 05-05-1979
В это время не выдержал и уволился руководитель Rolling Stones Records - Маршалл Чесс, почувствовав, что чрезмерное употребление наркотиков, секса и рок-н-ролла подрывает его здоровье и способность работать в компании. Он по совету главы Atlantic Records Ахмета Эртегюна был заменен Эрлом Макгратом. Эти эпизоды укрепили решимость Ричардса завязывать с героином.
К тому времени, на фоне пика популярности танцевального диско, в мире рок-музыки набирал обороты панк-рок, и молодые люди начали воспринимать Stones как устаревшую группу. Роллинги, чьим хулиганским образом пугали детей ещё в начале 60-х, считали себя причастными к появлению сырого гитарного рока и решили не отставать от моды, записав ряд стилистических песен.
"Some Girls" - четырнадцатый студийный альбом вышел 9 июня 1978 года, и как предыдущий достиг 2-го места в Великобритании и 1-го в США. Также не обошлось без модных течений, хит "Miss You" занявший верхнюю строчку американских чартов, был сделан в стиле диско. Ещё один плавный ритм-энд-блюзовый хит "Beast of Burden" тоже занял высокие позиции. В ответ на панк, вышли быстрые песни типа "Respectable", в основе которых лежал гитарный рок-н-ролл, и которые были призваны восстановить популярность Stones среди молодежи.
The Rolling Stones - Miss You
The Rolling Stones - When The Whip Comes Down
The Rolling Stones - Respectable
The Rolling Stones - Beast of Burden
1980:
"Emotional Rescue" - пятнадцатый студийный альбом, записываемый в течении 1979 года, вышел 23 июня 1980 года, и содержал песни в стиле дэнс-рока и набирающей популярность новой волны. Во время записи альбома между Джаггером и Ричардсом возник конфликт, и они не смогли договорится о турне для раскрутки нового альбома. Альбом достиг вершины хит-парадов по обе стороны Атлантики, а заглавный трек "Emotional Rescue", записанный в танцевальном ритме с высоким фальцетом Джаггера, достиг 3-го места в США.
The Rolling Stones - Dance (Pt. 1)
The Rolling Stones - Where The Boys Go
The Rolling Stones - Emotional Rescue
The Rolling Stones - She's So Cold
26 июня 1980 года The Rolling Stones (без барабанщика Чарли Уоттса) устроили тематическую промо‑вечеринку в клубе Danceteria. Мероприятие было оформлено в «больничной» стилистике: диско‑освещение, декорации на медицинскую тему, участники в образах медперсонала.
1981-1982 годы:
В начале 1981 года группа вновь собралась и решила отправиться в турне по США, оставив мало времени на сочинение и запись нового альбома.
"Tattoo You" - шестнадцатый студийный альбом, вышедший 24 августа 1981 года, был в основном собран из нескольких доработанных композиций с предыдущих сессий звукозаписи, и включал заглавный хит "Start Me Up", который достиг 2-го места в США и 7-го в Британии (с тех пор он стал исполнятся на всех концертах Stones). В двух песнях "Waiting on a Friend" и "Tops" использовались записанные партии ритм-гитары Мика Тейлора, а джазовый саксофонист Сонни Роллинз сыграл на "Slave", "Neighbours" и "Waiting on a Friend". Как и в предыдущих альбомах, в ряде песен Джаггер пел высоким фальцетом. Альбом достиг 2-го места в чартах в Великобритании и № 1 в США.
The Rolling Stones - Start Me Up
The Rolling Stones - Hang Fire
The Rolling Stones - Neighbours
The Rolling Stones - Worried About You
The Rolling Stones - Waiting On A Friend
В октябре 2021 года в рамках переиздания альбома "Tattoo You" вышли некоторые демо-каверы, среди них: "Troubles a' Comin'" и "Drift Away".
The Rolling Stones - Troubles A’ Comin (2021)
The Rolling Stones - Drift Away (2021)
Их турне по Америке 1981 года было самым масштабным и продолжительным и имел большой коммерческий успех. Он включал совместный концерт в чикагском Checkboard Lounge с их иконой, легендарным блюзменом - Мадди Уотерсом, выступление которого было одно из последних перед смертью в 1983 году.
Muddy Waters & The Rolling Stones - Live in Chicago (1981)
19 июня 1982 года, в ознаменование своего 20-летия, Stones выступили с концертом на стадионе Ullevi в Гётеборге (Швеция). Этот концерт стал частью их первого за шесть лет европейского тура. 25 июля 1982 года состоялся концерт Stones в Roundhay Park (Лидс), который стал заключительным концертом группы в их европейском турне 1982 года, а также последним живым выступлением группы с соучредителем и пианистом Иэном Стюартом.
The Rolling Stones - From The Vault - Live in Leeds 1982
К концу года The Stones подписали новый контракт на запись четырех альбомов с новым лейблом CBS Records на сумму 50 миллионов долларов, это была самая крупная сделка со звукозаписывающей компанией в истории.
1983–1985:
"Undercover" - семнадцатый альбом вышел 7 ноября 1983 года и охватывал широкий спектр стилей. В то время, как Джаггер стремился адаптироваться к современным тенденциям в музыке (включая задорную новую волну и регги), Ричардс пытался продолжать делать корневую ритм-энд-блюзовую музыку. Рифф Кита из песни "It Must Be Hell" послужил вдохновением для Майкла Джексона в 1991 году. Альбом достиг 3-го места в Великобритании и 4-го в США. Несмотря на хорошие отзывы и то, что заглавный трек попал в десятку лучших, продажи пластинки оказались ниже ожиданий, и тур в ее поддержку не состоялся.
The Rolling Stones - Undercover of the Night
The Rolling Stones - She Was Hot
The Rolling Stones - Too Much Blood
The Rolling Stones - It Must Be Hell
К этому времени отношения Джаггера и Ричардса стали напряжёнными. К неудовольствию Кита, Мик (ставший к тому времени рок-звездой и секс-символом) решил попробовать себя в сольном творчестве, подписав контракт с CBS Records. Большую часть 1984 и 1985 годов Мик занимался своим проектом, сочиняя и записывая песни для своего первого альбома "She's the Boss".
В декабре 1985 года Иэн Стюарт (студийный пианист, тур-менеджер и один из основателей группы) скончался от сердечного приступа.
В феврале 1986 года "Роллинг Стоунз" отыграли в честь Иена Стюарта закрытый концерт в лондонском клубе "100". Два дня спустя им была вручена премия "Грэмми за пожизненные достижения".
1986-1988:
"Dirty Work" - восемнадцатый студийный альбом вышел 24 марта 1986 года и получил неоднозначные отзывы, заняв 4-е место как в США, так и в Великобритании. Танцевальный хит "Harlem Shuffle" занял 5 место в США. На песню "One Hit (To the Body)" был снят клип, где Джаггер с Ричардсом выясняют отношения. Это был первый альбом Stones со сторонним продюсером Стивом Лилливайтом. Большая часть материала для альбома была написана Ричардсом, при этом Вуд внес свой посильный вклад, больший чем в предыдущие альбомы. Во время сессий в Париже, Джаггер часто отсутствовал в студии, оставляя Ричардса заниматься записью альбома, а сам продвигал свою сольную карьеру (в том числе работая с Дэвидом Боуи). Поскольку отношения между Ричардсом и Джаггером были на рекордно низком уровне, Джаггер отказался от гастролей в поддержку альбома и вместо этого отправился в своё сольное турне.
The Rolling Stones - One Hit (To the Body)
The Rolling Stones - Harlem shuffle
The Rolling Stones - Back to Zero
В 1987-1988 годах, когда Rolling Stones (как группа) в основном бездействовали, Ричардс выпустил свой первый сольный альбом "Talk Is Cheap", а Джаггер второй - "Primitive Cool". В результате вражды Джаггера и Ричардса в то время Stones чуть не распались. Ричардс впоследствии называл этот период конца 80-х, когда они не общались и каждый занимался собой - "Третьей мировой войной".
1989-1993:
В начале 1989 года The Rolling Stones в составе: Мик Джаггер, Кит Ричардс, Чарли Уоттс, Билл Уайман, Ронни Вуд, Брайан Джонс, Мик Тейлор и Иэн Стюарт – были введены в Зал славы американского рок-н-ролла (в присутствии Джаггера, Ричардса, Вуда и Тейлора, которые выглядели напряжённо). После этого Джаггер и Ричардс "закопали топор войны", отбросили личную вражду и приступили к работе над новым альбомом.
"Steel Wheels" - девятнадцатый студийный альбом Stones, выпущенный 29 августа 1989 года в США и 11 сентября в Великобритании, был последний альбом с новым материалом, который группа записала для Columbia Records. Ознаменовавший возвращение к корневой рок-музыке, в направлении тяжёлого ритм-н-блюза и хард-рока. Альбом, выпущенный после примирения Джаггера и Ричардса стал успешным, заняв 2-е место в Великобритании и 3-е в США, а последовавший за ним мировой тур укрепил статус группы как Легенд рока.
The Rolling Stones - Sad Sad Sad
The Rolling Stones - Mixed Emotions
The Rolling Stones - Rock And A Hard Place
The Rolling Stones - Almost Hear You Sigh
The Rolling Stones - Slipping Away
Тур Steel Wheels/Городские джунгли стал первым мировым и самым масштабным туром группы за семь лет и проходил в течении года с августа 1989 по август 1990 года. На разогреве у группы в разное время выступали Living Colour и Guns N' Roses. Записи этого тура вошли в концертный альбом "Flashpoint" 1991 года, который занял 6-е место в Великобритании и 16-е в США, а также в фильм-концерт Live at the Max, выпущенный в 1991 году. Тур стал последним для Билла Уаймена (басиста группы с момента основания с 1962 до 1993 года). После долгих лет раздумий он решил покинуть группу, хотя официально о его уходе было объявлено только в январе 1993 года.
19 декабря 1989 года в Convention Hall в Атлантик-Сити (Нью-Джерси, США) в рамках тура Steel Wheels, состоялось джем-выступление The Rolling Stones с участием Эрика Клэптона и Джона Ли Хукера, в ходе которого были исполнены блюзовые хиты "Little Red Rooster" и "Boogie Chillen".
The Rolling Stones & Eric Clapton - Little Red Rooster (1989) + John Lee Hooker - Boogie Chillen
После успешных туров Steel Wheels/Urban Jungle группа взяла паузу. Уоттс выпустил два джазовых альбома, Вуд записал свой пятый сольный альбом, Уайман выпустил свой четвертый сольный альбом, а Джаггер получил хорошие отзывы и продажи благодаря своему третьему сольному альбому "Wandering Spirit".
В конце 1989 года на BBC был выпущен документальный фильма "25x5: The Continuing Adventures of the Rolling Stones", рассказывающий о творческом периоде Stones, вышедший на DVD. Вторая его часть была посвящена периоду с 1968 года до выхода их последнего на тот момент альбома "Steel Wheels" 1989 года. Режиссером фильма выступил известный британский документалист Найджел Финч.
25x5 The Continuing Adventures of the Rolling Stones (DVD2)
Итоги:
Приход Ронни Вуда в The Rolling Stones в 1975 году стал важным этапом в истории группы. Его гитарное «переплетение» с Китом Ричардсом стало новой фирменной чертой звучания коллектива, а сам Вуд вдохнул в группу новую жизнь. В период с 1975 по 1993 год Stones выпустили несколько значимых альбомов, пережили внутренние конфликты и добились коммерческого успеха. Среди студийных альбомов и хитов этого периода, были: «Black and Blue» (1976) с хитом "Hot Stuff", «Some Girls» (1978) с хитами "Miss You" и "Beast of Burden", «Emotional Rescue» (1980) с хитом "Emotional Rescue", «Tattoo You» (1981) с хитом "Start Me Up", «Undercover» (1983) с хитом "She Was Hot", «Dirty Work» (1986) с хитом "Harlem shuffle", «Steel Wheels» (1989) с хитом "Mixed Emotions". Эпоха с Ронни Вудом в период с1975 по 1993 год стала периодом адаптации Stones к меняющимся музыкальным трендам, одновременно сохраняя свои традиции. Следующий этап группы будет представлен в следующей статье.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
Замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментариях, по возможности буду дополнять материал. Чтобы не пропустить новые публикации - подписывайтесь на мой канал и активируйте "колокольчик". До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Также читайте мои статьи по теме: