Найти в Дзене
Легенды Рока

The Rolling Stones: Эпоха с Миком Тейлором (1969-1974)

Оглавление

Продолжаем повествование о творчестве легендарной группы Роллинг Стоунз. В предыдущей (третьей) статье рассматривался завершающий период творчества группы с Брайаном Джонсом (1966-1968). В этой (четвёртой) статье речь пойдёт об эпохе с Миком Тейлором.

Предисловие

Как мы знаем из предыдущей статьи - с января 1968 года группа наняла нового продюсера - американца Джимми Миллера. Именно он вернул группу из психоделического тупика к корневой рок-музыке, проработав с ней с 1968 по 1973 год, и придав ей стиль с «грубым» ритм-н-блюзовым звучанием. В 1968 году, под его руководством был выпущен сингл-хит "Jumpin Jack Flash", а также альбом "Beggars Banquet" с хитами "Sympathy For The Devil" и "Street Fighting Man". Весь 1968 год у группы были проблемы с наркотиками, особенно это отразилось на Брайане Джонсе, который всё меньше участвовал в сессиях записи и постепенно отдалялся от группы.

Кит Ричардс, Мик Джаггер, продюсер Джимми Миллер и звукоинженер Глинн Джонс в студии
Кит Ричардс, Мик Джаггер, продюсер Джимми Миллер и звукоинженер Глинн Джонс в студии

Итак, разбираем ключевые события последующих 5 лет творчества группы.

1969 год: Уход и смерть Джонса, Мик Тейлор присоединяется к группе, альбом "Let It Bleed"

С февраля 1969 года группа приступила к записи материала для нового альбома, которая продолжалась с перерывами до начала ноября. Брайан Джонс, находящийся в сильной наркотической депрессии, практически не принимал в этом участие, отметившись лишь на 2 треках (на автоарфе в "You Got the Silver" и на конго в "Midnight Rambler"). Все гитарные партии приходилось исполнять Киту Ричардсу. Это не нравилось другим участникам и в какой-то момент они поставили ему ультиматум, после которого 8 июня Джонс был уволен. А через месяц 3 июля Брайан был найден на дне плавательного бассейна у себя дома. В отчете полиции первоначально сообщалось что это было утопление, позже измененное на "смерть в результате несчастного случая".

Бассейн, где погиь Брайан Джонс
Бассейн, где погиь Брайан Джонс

Это был печальный итог жизни одного из звёздных основателей Роллингов, чей свет погас слишком рано в «мистическом» возрасте 27 лет, также как и других талантливых рок-музыкантов того времени покинувших мир один за другим в период популярности хиппи и ЛСД: Janis Joplin, Jimi Hendrix, Jim Morrison.

Хендрикс, Моррисон, Джоплин и Джонс
Хендрикс, Моррисон, Джоплин и Джонс

Известно, что после ухода Брайана Джонса из Stones в июне 1969 года группа рассматривала несколько кандидатов-гитаристов на его замену, в том числе Пола Коссоффа из Free, Рая Кудера (Taj Mahal и Captain Beefheart & His Magic Band), Стива Марриотта (Small Faces), Роя Бьюкенена, а также самого Эрика Клэптона. Эрик Клэптон был одним из первых, кому позвонил Мик Джаггер. Все они были близкими друзьями, и Клэптон исполнил соло на “Sympathy For The Devil”, а позже слайд-версию “Brown Sugar”. Но он отказался от них: “плюсы и минусы работы в такой группе, как эта, были в высшей степени экстремальными”. В итоге они остановилась на блюзовом вундеркинде Мике Тейлоре, которого Джаггеру порекомендовал Джон Мэйалл, известный руководитель группы Bluesbreakers. Он быстро влился в коллектив и дебютировал с группой на концерте в Гайд-парке 5 июля 1969 года, где постановщик Сэм Катлер представил их на сцене как "величайшую рок-н-ролльную группу в мире". Так в группе снова появился соло-гитарист.

Роллинг Стоунз 1969 год
Роллинг Стоунз 1969 год

The Stones in the Park (July 5 1969)

Концерт впервые записывался в новой передвижной студия Rolling Stones (также известная как RSM), которая располагалась внутри грузовика DAF F1600 Turbo. К её созданию приложили руку студийный пианист и гастрольный менеджер группы Иэн Стюарт, а также звукоинженер Глин Джонс, которые заказали установку новейшего микшерского оборудования у компании Helios Electronics. Позже этой знаменитой студией пользовались многие известные рок-группы, такие как: The Who, The Faces и Led Zeppelin, Deep Purple, Dire Straits, Deep Purple, Nazareth, Fleetwood Mac, Bad Company, Status Quo, Led Zeppelin, Fleetwood Mac, Bad Company, Status Quo, Iron Maiden, Wishbone Ash, и др.

Передвижная студия Rolling Stones
Передвижная студия Rolling Stones

Известно, что в начале 1971 года Иэн Стюарт познакомился с музыкантами Led Zeppelin, которые решили воспользовались мобильной студией Rolling Stones для записи своего 4-го альбома. Во время сессий записи музыканты предложили Стюарту сыграть партию пианино в треке «Rock and Roll», что он и сделал. В следующий раз его пригласили на сессию записи альбома Physical Graffiti, где он тоже мастерски сыграл клавишную партию в песне «Boogie with Stu», которая была названа в честь его прозвища.

Иэн Стюарт - студийный пианист и гастрольный менеджер группы с 1963 года
Иэн Стюарт - студийный пианист и гастрольный менеджер группы с 1963 года

Тем временем сингл "Honky Tonk Women", выпущенный в июле в Великобритании, а неделю спустя - в Соединенных Штатах возглавил чарты в обеих странах. В аранжировке песни отличился гитарист Мик Тейлор.

The Rolling Stones - Honky Tonk Women (1969)

Альбом "Let It Bleed" (ноябрь 1969). Седьмой студийный альбом, вышел 28 ноября и достиг 1-го места в Великобритании и 3-го в США. Все песни были написаны Джаггером-Ричардсом, за исключением кавера блюза Роберта Джонсона "Love in Vain". Открывал альбом мрачный тягучий блюз-роковый хит "Gimme Shelter", где группе подпевала Мерри Клейтон (сестра Сэма Клейтона из американской рок-группы Little Feat). Среди других треков выделяется песня "You Can't Always Get What You Want", записанная под аккомпанемент Лондонского хора, а также собственный блюз "Midnight Rambler". На альбоме впервые отметился новый гитарист Мик Тейлор, записавший свои гитарные партии на двух треках: "Country Honk" и "Live with Me".

-8

The Rolling Stones - Gimme Shelter (1969)

Rolling Stones - Live with me (1969)

The Rolling Stones - You Can’t Always Get What You Want (1969)

В конце ноября Stones дали 2 концерта в нью-йоркском Madison Square Garden, часть записей с которых позже выйдут на концертный альбоме "Get Yer Ya-Ya's Out!". Это был единственный концертный альбом Stones, занявший первое место в Великобритании.

The Rolling Stones - Get Yer Ya-Yas Out! (1969)

В конце турне по США (6 декабря) группа выступила на бесплатном концерте на автостраде в Алтамонте, примерно в пятидесяти милях к востоку от Сан-Франциско. Ситуация вышла из под контроля, когда после исполнения ряда песен (в том числе "Sympathy For The Devil") начались беспорядки, в которых погиб один из фанатов группы у сцены и несколько после концерта. Причиной беспорядков были плохая организация (охрану сцены доверили байкерам из клуба «Ангелы ада») и публика, находившаяся в наркотическом угаре. После происшедшего обозреватель The Washington Post Пол Шварцман назвал "Симпатию к дьяволу" одой безумию группы.

The Rolling Stones - Live in Altamont Speedway in California 6.12.1969

1970 год: Финансовые разборки, запись нового альбома.

В 1970 году, в связи с необходимостью ведения переговоров о новом контракте с Decca, Джаггер объявил, что отказываются от услуг Аллена Кляйна на посту менеджера. Раскол между Кляйном и Stones привел к многолетним судебным разбирательствам. В свою очередь Decca заявила, что группа задолжала им еще один сингл с участием Джаггера и Ричардса. Чтобы отомстить лейблу и выполнить свои окончательные контрактные обязательства, группа придумала трек с нецензурным названием "Cocksucker Blues", намеренно сделав его как можно более грубым в надежде, что его не выпустят. Вместо этого лейблу Decca пришлось выпустить в Великобритании сингл "Street Fighting Man" с альбома Beggar's Banquet .

Cocksucker Blues (Unreleased) - The Rolling Stones | слушать бесплатно онлайн | музыкальный портал Musify

Мик Джаггер и Аллен Кляйн
Мик Джаггер и Аллен Кляйн

В этом же году они основали свою собственную звукозаписывающую компанию Rolling Stones Records, сделав её руководителем американца Маршалла Чесса. А также заказали дизайн постера для своего предстоящего европейского турне. Логотип в виде губ с высунутым языком (авторства Паше-Брауна), с тех пор стал их неизменным атрибутом.

-10

1971 год: Альбом "Sticky Fingers", переезд во Францию

Девятый студийный альбом "Sticky Fingers", записываемый в 1970 году в студии Muscle Shoals (а также на мобильной студии RSM) в Алабаме с новым гитаристом Миком Тейлором, вышел 23 апреля 1971 года на их собственном лейбле RSR. Сделанный в корневом блюз-роковом и кантри стилях, он содержал песни, написанные Джаггером-Ричардсом, а также блюзовый кавер "You Gotta Move" Фреда Макдауэлла. Альбом содержит один из их самых известных хитов "Brown Sugar", который попал на 1 место в США и 2-е в Британии, а также красивые кантри песни "Wild Horses" и "Dead Flowers". Сам альбом с провокационной обложкой с зиппером на джинсах (авторства художника поп-арта Энди Уорхола) занял верхние строчки чартов во многих странах мира, и стал одним из самых успешных альбомов группы.

-11

The Rolling Stones - Brown Sugar (1971)

The Rolling Stones - Sway (1971)

The Rolling Stones - Wild Horses (1971)

Rolling Stones - Cant You Hear Me Knocking (1971)

The Rolling Stones - Bitch (1971)

The Rolling Stones - I Got the Blues (1971)

The Rolling Stones (with Marianne Faithfull) - Sister Morphine

The Rolling Stones - Dead Flowers (1971)

Rolling Stones - Moonlight Mile (1971)

16 апреля на британском трёх-песенном сингле вместе с "Brown Sugar"/"Bitch" выходит концертный кавер песни Чака Берри "Let It Rock".

-12

The Rolling Stones - Let It Rock (1971)

20 декабря 1971 года выходит самый успешный сборник раннего творчества Stones "Hot Rocks 1964–1971" права на который были у Decca/ABKCO и менеджера Аллена Кляйна.

-13

1972 год: Альбом "Exile on Main St.", скандальный тур по северной Америке

После выхода девятого альбома Stones покинули Англию (прячась от налогов) и переехали на юг Франции, где используя "мобильную студию Rolling Stones", они проводили сессии звукозаписи.

Роллинги и девушка (немая сцена)
Роллинги и девушка (немая сцена)

Десятый студийный двойной альбом "Exile on Main St." с большим объёмом материала, записываемый студиях Лондона, Лос-Анджелеса (а также на мобильной студии RSM), вышедший 12 мая 1972 года продолжил кантри-блюз-роковую тематику и имел такой же коммерческий успех, как и предыдущий, заняв верхние строчки чартов во многих странах. Кроме традиционно написанных песен Джаггера-Ричардса с хитом "Tumbling Dice" и "песней Ventilator Blues", где соавтором у них стал Мик Тейлор, были 2 блюзовых кавера "Shake Your Hips" Слима Харпо и "Stop Breaking Down" Роберта Джонсона. На альбоме Мик Тейлор отлично проявил свой талант соло-гитариста.

The Rolling Stones - Rocks Off (1972)

The Rolling Stones - Shake Your Hips (1972)

The Rolling Stones - Tumbling Dice (1972)

The Rolling Stones - Loving Cup (1972)

The Rolling Stones - Happy (1972)

The Rolling Stones - Ventilator Blues (1972)

The Rolling Stones - Let It Loose (1972)

После выхода альбома Stones отправились в широко разрекламированное турне 1972 года по Северной Америке со своим продюсером Джимми Миллером и тур-менеджерами. Концертные выступления позже вошли в фильм"Леди и джентльмены: Роллинг Стоунз" (выпущенный в 1974 году). А закулисный хаос этого тура, который проходил в атмосфере наркотических угара и гедонизма (в духе слогана "секс, наркотики и рок-н-ролл) был задокументирован в фильме "Cocksucker Blues", который по этическим причинам официально нигде не выпускался.

Роллинг Стоунз 1972 год
Роллинг Стоунз 1972 год

1973 год: Альбом "Goats Head Soup", уход Джимми Миллера, проблемы с законом

Одиннадцатый студийный альбом "Goats Head Soup", записываемый с ноября 1972 по февраль 1973 года, вышел 31 августа и достиг 1 места как в Великобритании, так и в США. Полностью состоящий из песен Джаггера-Ричардса, он содержал мировой хит-балладу "Angie", на который сняли аж 2 варианта видеоклипов, где Джаггер предстал в гламурном андрогинном обличие (в стиле Дэвида Боуи). Лирическая баллада "Angie" была сыграна под аккомпанемент двух акустических гитар Тейлора-Ричардса, фортепиано Ники Хопкинса и струнных аранжировок Ники Харрисона. Открывающая песня "Dancing with Mr. D." в очередной раз поднимала образы дьявола, которые они использовали со времен "Sympathy for the Devil". Позже (при переиздании альбома в 2020 году) появилась демо-запись песни "Scarlet", где на гитаре сыграл приглашённый Джимми Пейдж из Led Zeppelin. В своеобразном новом звучание альбома сыграли большую роль: органист Билли Престон и пианисты Ники Хопкинс и Иэн Стюарт.

The Rolling Stones — Dancing With Mr.D (1973)

The Rolling Stones - Doo Doo Doo Doo Doo (Heartbreaker) (1973)

The Rolling Stones - Angie (1973)

The Rolling Stones - Silver Train (1973)

The Rolling Stones - Star Star (1973)

The Rolling Stones - Scarlet feat. Jimmy Page (1973-2020)

Этот коммерчески успешный альбом, с неоднозначными отзывами критиков, стал последним, спродюсированным Джимми Миллером, который был архитектором звучания Stones в период их возрождения, начавшийся в 1968 году с альбома "Beggars Banquet".

Джимми Миллер в студии
Джимми Миллер в студии

В середине 1973 года началась очередная судебная тяжба из-за наркотиков, начавшаяся еще во время пребывания Stones во Франции. Власти выдали ордер на арест Ричардса, это, наряду с обвинениями Джаггера в употреблении наркотиков в 1967 и 1970 годах, осложнило планы группы на их тихоокеанское турне в начале 1973 года. Им также было отказано в разрешении выступать в Японии и почти запретили въезд в Австралию. В сентябре и октябре 1973 года последовало европейское турне, которое прошло в обход Франции. В ноябре 1973 года Тейлор перенёс операцию по поводу острого синусита и пропустил несколько сессий, когда группа начала работать над новым альбомом.

1974 год: Альбом "It's Only Rock 'n Roll", уход Мика Тейлора

Начиная с 1974 года продюсированием альбомов стали заниматься Мик Джаггер и Кит Ричардс, под псевдонимом The Glimmer Twins. Большая часть записей нового альбома была сделана в январе 1974 года, а также в апреле в поместье Джаггера в Хэмпшире. Когда Тейлор возобновил работу с группой, у него начались конфликты с Ричардсом и Джаггером, которые, как он позже говорил «не позволяли ему писать песни», и Тейлор (по словам Билли Уаймана) начал «становиться угрюмым и раздражительным».

Альбом "It's Only Rock 'n Roll" был записан в германской студии Musicland в Мюнхене, и вышел 18 октября 1974 года, заняв 2 место в Великобритании и 1 в США. Заглавный трек был записан отдельно от остальной части альбома участниками The Faces, включая гитариста Ронни Вуда и барабанщика Кенни Джонса, во время джем-сейшна с Джаггером, Дэвидом Боуи и басистом Вилли Уиксом. Позже Кит Ричардс добавил свои гитарные партии и одноименный сингл стал хитом, на который сняли замечательный видеоклип. Снова постоянные коллеги Иэн Стюарт, Ники Хопкинс и Билли Престон внесли свой вклад в создание ряда треков. На альбоме впервые появился перкуссионист Рэй Купер, который продолжал работать со Stones в 1980-х годах.

The Rolling Stones - It's Only Rock 'n Roll (But I Like It) (1974)

The Rolling Stones «Ain't Too Proud To Beg» (1974)

The Rolling Stones - Till The Next Goodbye (1974)

Rolling Stones - Luxury (1974)

The Rolling Stones - Dance Little Sister (1974)

В конце 1974 года Мик Тейлор начал терять терпение из-за невозможности самореализоваться и проблем с наркотиками. По его словам, в группе царил хаос и наркомания, из-за которой ранее её покинул подсевший на вещества продюсер Джимми Миллер. В итоге 12 декабря 1974 года на вечеринке в Лондоне, устроенной Эриком Клэптоном, Тейлор объявил о своём уходе. Это стало неожиданностью для музыкантов Stones, которым экстренно пришлось подыскивать ему замену (об этом в следующей пятой статье).

Итоги:

Эпоха The Rolling Stones с Миком Тейлором (1969–1974) многими экспертами считается лучшей в творчестве группы по нескольким причинам:

Музыкальное мастерство: Тейлор привнёс в звучание группы высокий уровень мастерства и личную магию, которая позволила делать более сложные композиции. Например, его участие в записи «Honky Tonk Women» превратило изначально кантри-ориентированную песню в хит с характерным рок-н-ролльным звучанием. Известно, что на альбоме "Sticky Fingers" он участвовал (но не был отмечен) в создании таких песен, как "Moonlight Mile" и "Sway", в последней Тейлор не только сыграл блюзовый слайд, но и исполнил выдающееся соло в финале.

Концертные выступления: Тейлор также способствовал созданию незабываемых живых выступлений группы. Его гитарные партии часто становились основными моментах концертов, и они завораживали публику.

Классические альбомы: В период с Тейлором вышли такие знаковые альбомы, как "Sticky Fingers", "Exile on Main St." и "Let It Bleed". Эти альбомы считаются вершинами музыкального искусства, и многие критики и поклонники подчеркивают их влияние на развитие рок-музыки. Коммерчески-успешные альбомы "Goats Head Soup" и "It’s Only Rock ’n’ Roll" также входят в число значимых работ. Из хитов этого периода следует выделить: "Honky Tonk Women" "Gimme Shelter", "Brown Sugar", "Wild Horses", "Tumbling Dice", "Angie", "It's Only Rock 'n Roll (But I Like It)".

На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…

Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.

Замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментариях, по возможности буду дополнять материал. Чтобы не пропустить новые публикации - подписывайтесь на мой канал и активируйте "колокольчик". До новых встреч, с вами был Zabbelin.

Также читайте мои статьи по теме: