В этой статье, речь пойдёт о раннем британском рок-н-ролле, возникшем и ставшим популярным в Великобритании в конце 1950-х - начале 1960-х, до появления бит-музыки и «британского вторжения» 1964 года. Основная масса исполнителей и групп широкой публике малоизвестна, и лишь немногие оставили реальный след в истории рок-музыки, среди которых были Клифф Ричард и Джонни Кидд.
Итак, по порядку…
В 50-е годы прошлого века центром развития популярной музыки были Соединённые Штаты, где доминировали афроамериканские исполнители электрик-блюза, рок-н-ролла и ритм-энд-блюза. В то же время на берегах туманного Альбиона был популярен скиффл (пение народных куплетов под аккомпанемент гармоники и гитары), в лице главного исполнителя Лонни Донегана, о котором я рассказывал в одной из своих статей. Со скиффла начинали многие будущие британские рок-знаменитости, в том числе молодые Джон Леннон с группой The Quarrymen, Джимми Пэйдж и многие другие. А во второй половине 1950-х из него сформировался британский рок-н-ролл, который (по большому счёту) стремился к подражанию американской версии жанра, но в итоге не оказал особого международного влияния. Тем не менее, он сыграл важную роль в становлении британской поп и рок-музыки, и стал ключевым фактором в появлении групп британского вторжения, покоривших американский музыкальный рынок в середине 1960-х годов.
Для многих британцев увлечение рок-н-ролом изначально было связано с американскими фильмами, в числе которых были: "Rock Around the Clock" 1955 года с Билли Хейли, “The Girl Can’t Help It” 1956 года с Эдди Кохраном, Литтл Ричардсом и Джином Винсентом и «Jailhouse Rock» 1957 года с Элвисом Пресли. Молодёжь сходила с ума от этой заводной музыки, ломала кресла в кинотеатрах чтобы танцевать, что привело к тому, что рок-н-ролл стали запрещать на радио и телевидении. На этой почве возникла и распространилась субкультура стильных молодых людей из рабочего класса «Teddy Boys» (подражающих «золотой молодёжи»), которые фанатели от рок-н-ролла и отличались агрессивным поведением.
Тем временем американские рок-н-роллы стали главной силой в хит-парадах Великобритании (Элвис Пресли достиг 2-го места в британском чарте с «Heartbreak Hotel» в 1956 году, и 1-го места "All Shook Up" в 1957 году, а в следующие два года Buddy Holly and the Crickets и Jerry Lee Lewis были на вершинах чартов.
Последовала реакция британских музыкальных продюсеров, которые пытались сделать «точные копии» американских записей. В 1956 году появились первые исполнители британского рок-н-ролла: Ви Уилли Харрис и Томми Стил. Последний стал кумиром британской молодежи и самым успешным из этой первой волны (вошёл в топы хит-парадов) и был назван «британским Элвисом». Их выступления снимали на телевидение и делали видеоклипы синглов (на подобие американских), которые сейчас конечно смотрятся довольно наивно и смешно.
Tommy Steele - Teenage Party
Tommy Steele - Elevator Rock (1957)
Tommy Steele - Rock with the Caveman
Wee Willie Harris - Whole lotta shakin'
Wee Willie Harris - I go ape
На это волне BBC создала молодежную музыкальную телепрограмму Six-Five Special (1957–58), которая поспособствовала развитию карьеры многих начинающих британских рок-н-ролльщиков, таких как: Марти Уайлд, Дон Лэнг, Винс Игер, Адам Фейт, Джонни Джентл и Даффи Пауэр (все под управлением менеджера Ларри Парнса, который также дал им сценические псевдонимы).
Marty Wilde - Money (That's What I Want)
Don Lang And His Frantic Five - The Big Beat
Adam Faith - It's Alright
Результат не заставил себя ждать. В 1958 году Британия получила свою первую «аутентичную» рок-н-рольную звезду Клиффа Ричарда, который со своей группой Drifters (через год переименованной в The Shadows) занял второе место в чарте с песней «Move It», и показали профессионализм мирового класса.
Cliff Richard & The Drifters - High Class Baby (1958)
Cliff Richard & The Drifters Down The Line (1958)
Cliff Richard & The Shadows - Move It
Клифф Ричард и его новая бэк-группа The Shadows были самыми успешными доморощенными рок-н-ролльными исполнителями той эпохи. Сама группа The Shadows, и особенно её гитарист-виртуоз Хэнк Марвин, оказали большое влияние на последующее поколение музыкантов, исполняя инструментальные композиции (в том числе стиле сёрф-рока, наряду с популярной в то время The Tornados). В дальнейшем, Клифф Ричард больше сконцентрировался на поп-роке, выпустив в общей сложности 46 студийных альбомов.
Cliff Richard & The Shadows - Mean Woman Blues (The Cliff Richard Show, 21.05.1960)
Cliff Richard - The Young Ones (1962)
Джонни Кид - ещё одна британская рок-н-рольная звезда (единственный участник, который со своими "Пиратами" создал то, что было описано как «классика рока до Битлз», и чьи хиты «Please Don`t Touch» и «Shakin 'All Over» смогли стать стандартом рок-н-ролла).
Johnny Kidd and the Pirates - Please Don`t Touch (1959)
Johnny Kidd & The Pirates - Shakin' All Over 1960
Johnny Kidd and The Pirates "I Just Want to Make Love to You" (UK, 1961)
В конце 1950-х и начала 1960-х годов появилось ещё несколько успешных исполнителей. Среди них были:
Билли Фьюри, чьи композиции в стиле рокабилли (с гитаристом Джо Брауном) считаются одними из лучших работ той эпохи
Billy Fury - That's Love
Billy Fury - The Twist Kid, in colour! (1962)
Джо Браун (рок-н-ролльный певец и гитарист из компании менеджера Ларри Парнса, отец певицы Сэм Браун)
Joe Brown & The Bruvvers - It Only Took A Minute - 1962
Joe Brown / Bobby Vee - Wake Up Little Suzie
Винс Тейлор (звезда британского телевидения, который всячески старался походить на американского рокабильщика)
Vince Taylor - Twenty flight rock
Vince Taylor et ses Play boys Peppermint Twist
Vince Taylor ~ There's a Lot of Twistin' Goin' On
Vince Taylor - Brand new Cadillac 1959 (version 1982)
Среди других певцов-рок-н-рольщиков, успешно выступавших в то время, были:
Терри Дин (прекрасный рок-н-ролльный вокалист)
TERRY DENE with The Malcolm Lockyer Group - C'min And Be Loved (1958)
Джонни Брэндон (который сам себя объявил королем рок-н-ролла и отправился на гастроли в США в 1956 году, сумев выпустив там пластинку)
JOHNNY BRANDON & The Wildcats - Hey Pretty Baby (1957)
Джон Лейтон стал известным с хитом №1 «Johnny Remember Me» 1961 года, спродюсированным Джо Миком
John Leyton - Johnny Remember Me
Тони Шеридан (с ним сотрудничали в 1961-1962 годах ранние Битлз, которые в то время были представлены как The Beat Brothers)
Tony Sheridan - i like love – 1959
Tony Sheridan with The Beat Brothers - Ya Ya (Part 1&2) (Hamburg 1962)
Хелен Шапиро (которая также запомнилась выступлением на телевидении в компании стремительно набирающих популярность Битлз)
Helen Shapiro & The Beatles - Look Who It Is (Ready Steady Go, 1963)
Нил Кристиан с группой Крестоносцы, в которой с начала 1960-х начинали своё творчество гитаристы: Джимми Пейдж, Альберт Ли и позже Ричи Блэкмор) играли рок-н-ролл
Neil Christian & The Crusaders - 1960 - Jet Black
Neil Christian & The Crusaders w/ Jimmy Page - Hall of the Mountain King 1962
The Remo Four с 1959 года играли рок-н-ролл и популярный мерси-бит, и среди их поклонников были The Beatles, только что закончившие сезон в Гамбурге, Германия. Обе группы были завсегдатаями клуба Cavern в 1961 и 1962 годах, и обе делили счет с Gerry & The Pacemakers и Рори Стормом и the Hurricanes.
The Remo Four - Peter Gunn
Рори Сторм со своей группой Ураганы (в которой до 1962 года играл Ринго Старр, будущий барабанщик Битлз) начинали со скиффла, затем переключились на рок-н-ролл и бит
Rory Storm & The Hurricanes (With Ringo Starr) Somethin' Else - 1960
Rory Storm & the Hurricanes - I Can Tell - 1963
После 1962 года британский рок-н-ролл стал сдавать свои позиции и практически исчез из чартов, поскольку стали доминировать группы, играющие бит и ритм-энд-блюз. В Британии начинался бум "белого блюза" и "битломании", который в 1964 году добрался и до США, в виде "Британского вторжения". А главные его участники The Beatles, The Rolling Stones, Swinging Blue Jeans и др. (по-началу) выпускали каверы рок-н-рольных стандартов, а также пробовали сочинять свои собственные.
The Beatles – I Saw Her Standing There (Lennon-McCartney) 1963
The Beatles - Roll Over Beethoven (Chuck Berry) 1963
The Beatles - Everybody's Trying To Be My Baby (Carl Perkins) 1964
The Beatles - Twist And Shout (Phil Medley, Bert Russell) 1963
The Beatles - Rock And Roll Music (Chuck Berry) 1964
The Beatles - I Wanna Be Your Man 1964
Rolling Stones - Route 66 (Bobby Troup cover)
The Rolling Stones - I Wanna Be Your Man (Lennon–McCartney) 1963
The Rolling Stones – Carol (Chuck Berry) 1964
Swinging Blue Jeans - Hippy Hippy Shake (Chan Romero) 1963
The Swinging Blue Jeans - Long Tall Sally (Little Richard) 1964
В дальнейшем периодически происходило возрождение британского рок-н-ролла, в том числе в 1970-х и 1980-х, но это уже другая тема, представленная в моей статье здесь.
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Желающие, также могут поддержать мой канал по ссылке ниже
https://yoomoney.ru/to/4100115922138353
Также читайте мои статьи по теме: