Предыстория "Стоунзов" - это история локальной гаражной лондонской блюзовой сцены 1960-х годов, где студенты, рабочие и джазмены, сколачивали бэнды, вокруг любви к чёрному американскому звуку. Она не такая известная и продолжительная как у Битлз, но, с помощью моего товарища-роллингомана с более чем 50-летним стажем Алексея Рождественского, мы кое-что накопали. Ниже представляем результаты раскопок, возможно кому-то до сих пор неизвестные.
Предыстория (1961-1962)
Группа The Rolling Stones, один из самых влиятельных рок-коллективов в истории, была сформирована в июне 1962 году в Лондоне энтузиастами британского ритм-энд-блюза и американского блюза. Идея принадлежала Брайану Джонсу, который хотел создать R&B-бэнд, вдохновлённый такими блюзменами, как Мадди Уотерс и Хаулин Вулф. Первоначальный состав включал вокалиста Мика Джаггера, ритм-гитариста Кита Ричардса, лидер-гитариста Брайана Джонса, бас-гитариста Дика Тейлора, барабанщика Тони Чапмена и пианиста Иэна Стюарта. Стабильный состав с Биллом Уайманом и Чарли Уоттсом оформился только к 1963 году. Но до этого момента ключевые участники вели довольно суматошный образ жизни, сочетая учёбу и работу с эпизодическими выступлениями в местных клубах. Давайте разберёмся, чем занимались основные "стоунзы" до объединения (эта информация основана на биографиях и архивных материалах).
1. Мик Джаггер (Mick Jagger) (вокал, гармоника)
Джаггер, будущий фронтмен, родился в 1943 году в Дартфорде. В детстве пел в церковном хоре в Дартфорде (Англия). В юности он увлёкся американским блюзом и рок-н-роллом, собирая виниловые диски. Перед тем как стать музыкантом Джаггер учился в престижной London School of Economics (LSE), где изучал финансы и бухгалтерию, мечтая о карьере журналиста или политика. 17 октября 1961 года 18-летний Мик Джаггер случайно встретил своего бывшего одноклассника Кита Ричардса на вокзале в Дартфорде - оба несли блюзовые пластинки, и это их общее увлечение переросло в дружбу. Вместе с Ричардсом и ещё одним своим другом - Диком Тейлором, они собрали любительскую группу "Little Boy Blue and the Blue Boys" с которой играли каверы блюза в местных клубах. После этого, в июне 1962 года присоединился к проекту Джонса, в качестве вокалиста.
2. Кит Ричардс (Keith Richards) (гитара)
Ричардс, ровесник Джаггера (1943 г.р.), тоже из Дартфорда, был его лучшим другом с юношества. В школе они делились страстью к музыке, но Ричардс пошёл дальше: после школы он учился в Sidcup Art College, где изучал дизайн, но бросил ради гитары. До "Стоунзов" он, репетировал с друзьями, включая Мика Джаггера, Дика Тейлора и его приятеля Фила Мэя (двое будущих участников Pretty Things). Вместе в 1961 году они образовали группу "Little Boy Blue and the Blue Boys", где Ричардс оттачивал гитарные риффы под влиянием Чака Берри и Мадди Уотерса. Это был типичный гаражный проект подростков, без профессиональных амбиций, но именно здесь зародилась химия с Джаггером. Вместе с Миком Джаггером, он в июне 1962 года присоединился в к группе Джонса, став ритм-гитаристом.
3. Брайан Джонс (Brian Jones) (мультиинструменталист, гитара, гармоника)
Джонс (1942–1969) - настоящий "отец-основатель" группы. Он был самым опытным музыкантом: пел, играл на гитаре, саксофоне, клавишных и гармонике. До "Стоунзов" Джонс кочевал по лондонской сцене, работая в джаз-клубах и R&B-тусовках. Он был в "Cheynes" (R&B-группа с вокалистом Питом Стаплтоном), где пел и играл на гармонике, а также в других локальных коллективах вроде "Ramrods". В 1961–1962: играл в R&B-сцене Лондона с Alexis Korner и Cyril Davies (в их группе Blues Incorporated), а также в местных джаз-бэндах вроде Unit 2. Именно Брайан Джонс в июне 1962 года стал основателем и первоначальным лидером группы The Rolling Stones.
4. Билл Уайман (Bill Wyman) (бас-гитара)
Уайман (1936 г.р.) был старше остальных - ему было 26 лет, когда он присоединился к остальным в конце 1962-го года. До этого он служил в британской армии (1950-е), где начал играть на басу. Вернувшись в Лондон, Уайман играл в местных паб-группах, таких как "The Cliftons" с барабанщиком Тони Чапманом (который позже порекомендовал его Stones), исполняя каверы на песни Элвиса и инструменталы. Он пришёл в "Стоунз" в декабре 1962 года после ухода Дика Тейлора, принеся стабильность и свой самодельный бас с усилителем. Уайман был самым "обычным" среди основателей - без звёздных амбиций, но с солидным опытом.
5. Чарли Уоттс (Charlie Watts) (барабаны)
Уоттс (1941–2021) - джазовый сессионный музыкант, до этого работал графическим дизайнером в лондонском рекламном агентстве, параллельно играя на барабанах в джазовых и блюзовых кругах. Уоттс в 1961-1962 годах был в Blues Incorporated - легендарной группе Алексиса Корнера, которая считается колыбелью британского блюз-рока (там же начинали Джонс и другие). Он также джемовал в джаз-бэнде T-Bones и других джаз-клубных проектах, фокусируясь на свинге и импровизациях, а не на роке. Встретил Джонса, Мика и Кита в Ealing Jazz Club в 1962 году и после многочисленных приглашений присоединился к группе в январе 1963 года, заменив Тони Чапмана. Его стиль элегантный и экономичный - идеально вписался в "Стоунзов".
6. Другие ключевые фигуры на старте
- Иэн Стюарт (Ian Stewart) (1938-1985) (пианино): Присоединился первым к Джонсу в 1962 году, работая бухгалтером днём и играя блюз по вечерам. 24 летний Стюарт фактически был "шестым стоунсом", но официально не входил в пятёрку после прихода менеджера Эндрю Луг Олдхэма (хотя продолжал сотрудничать с группой как сессионный музыкант вплоть до своей смерти в 1985 году).
- Дик Тейлор (Dick Taylor) (1943 г.р.) (бас-гитара): Одноклассник Джаггера в Dartford Grammar School, играл на гитаре в "Little Boy Blue and the Blue Boys" и в ранних "The Rollin' Stones", но ушёл в ноябре 1962 года, чтобы продолжить учебу в художественном колледже Сидкапа, а затем вместе со своим другом Филом Мэем основал группу "Pretty Things". После его ухода, какое-то басистом был Колин Голдинг, а следом, до прихода Уаймана был некий Рики Фенсон.
- Ранние барабанщики 1962 года вроде Тони Чапмена и Мика Эвери (да, того самого из The Kinks) были временными. Последним, до прихода Уоттса в январе 1963 года, был барабанщик Карло Литтл.
Little Boy Blue and the Blue Boys (октябрь 1961 - май 1962)
До Роллинг Стоунз, Мик Джаггер и Кит Ричардс были просто еще одной парой подростков, помешанных на блюзе и рок-н-ролле, которые стремились приблизиться к своим кумирам по ту сторону Атлантики. Прежде чем в 1962 году подружиться с будущими участниками группы Брайаном Джонсом, Чарли Уоттсом и Иэном Стюартом, Джаггер и Ричардс возглавили группу из пяти человек под названием Little Boy Blue and the Blue Boys (или коротко Blues Boys), в которую также входили гитаристы Дик Тейлор, Боб Беквит и барабанщик Аллен Этерингтон. Именно в таком составе музыканты записали несколько самодельных магнитофонных демо в домах Беквита и Этерингтона в конце 1961 и в начале 1962 годов. Эти самые ранние записи Джаггера и Ричардса времен группы Little Boy Blue & The Blue Boys циркулируют по разным бутлегам.
Ниже представлен неполный список раритетных треков с местом и датой записей. Это каверы американских хитов, которые в начале 1960-х могли бы играть многие начинающие ритм-энд-блюзовые фанатики. Но самое интересное, что на записях молодая группа исполняет больше рок-н-роллов чем блюзов (среди которых каверы Элвиса Пресли, Чака Берри и Ричи Валенса).
Little Boy Blue, Dartford Late 1961 / Early 1962 - Johnny B. Goode
- Little Queenie
- Beautiful Delilah
- Down The Road Apiece
- I Ain't Got You - - La Bamba / On Your Way To School / Around & Around
Несмотря на плохое звучание, характерный вокальный стиль Джаггера слышен громко и отчетливо. Как ни странно, то же самое можно сказать и о характерном раннем стиле Ричардса, который был во многом обязан таким фигурам, как Элмор Джеймс и Скотти Мур. Послушать эти чудом сохранившиеся ранние записи членов будущих Rolling Stones (в основном из группы Little Boy Blue and the Blue Boys с Миком Джаггером и Китом Ричардсом, 1961–1962 годов) можно на различных платформах. Большинство из них представляют такие релизы (как "Rollin' Stones Blues" или "The Lost 1961-1962 Tapes"), бутлеги или компиляции "The Rolling Stones – Little Boy Blue and The Blue Boys 1961 -1962".
The Rolling Stones – (1961 -1962)
https://mp3phoenix.net/music/The+Rolling+Stones+–+Little+Boy+Blue+and+The+Blue+Boys+-+1961+-1962.
The Blues Boys неизбежно ушли в небытие весной 1962 года, когда Джаггер и Ричардс в конце концов познакомились с талантливым музыкантом, любителем блюза Брайаном Джонсом, который выступал тогда в прокуренном, маленьком "Ealing Jazz Club" под псевдонимом "Элмо Льюис", исполняя «Dust My Broom» Элмора Джеймса.
Тусовки в Marquee Club
Лондонский клуб Marquee в начале 60-х был центром вселенной для британских поклонников электро-блюза. Такие его основатели, как Сирил Дэвис и Алексис Корнер, сохраняли свое влияние, устраивая множество джемов с постоянно меняющимся составом музыкантов и вокалистов.
Именно там они начали тусоваться и джемовать с группой Blues Incorporated пионера британского ритм-энд-блюза Алексиса Корнера. Состав известных, меняющихся музыкантов Blues Incorporated мог соперничать только с John Mayall's Bluesbreakers в плане легендарного статуса: Джинджер Бейкер, Джек Брюс, Грэм Бонд, Джимми Пейдж, Эрик Клэптон, Род Стюарт, Чарли Уоттс и Рон Вуд - все они в разное время выступали в этой группе, что делает её одной из самых важных во времена британского ритм-энд-блюзового бума.
Образование и формирование основного состава The Rollin' Stones (май 1962 - апрель 1963)
В мае 1962 года Брайан Джонс опубликовал объявление в Jazz News для всех желающих присоединиться к нему в новой ритм-энд-блюзовой группе, которую он создавал вместе с примкнувшим к нему пианистом Йеном Стюартом. Джаггер, который познакомился с Джонсом в клубе "Илинг" месяцем ранее, увидел объявление и привел своего приятеля Ричардса на прослушивание в паб Bricklayer Arms на Бродвик-стрит в Сохо. Очевидно, что между тремя музыкантами возникла взаимная симпатия, и после добавления басиста Дика Тейлора и барабанщика Мика Эйвори (который вскоре уйдёт к Кинкс), группа была сформирована.
Некоторое время они репетировали в The Bricklayer Arms, исполняя любимые треки Мадди Уотерса, Хоулин Вулфа, Чака Берри и Бо Диддли, пока 12 июля не узнали, что Алексис Корнер записался на выступление в радиопрограмме Би-би-си "Джаз-клуб", и в тот вечер в "Marquee" осталось свободное место. Промоутер клуба Гарольд Пендлтон, нуждаясь в артисте на замену, обратился к шести молодым людям, у которых на тот момент еще не было имен. В спешке они решили назвать себя The Rollin’ Stones в честь песни "Rollin' Stone"их любимого чёрного блюзмена Мадди Уотерса (название, которое терпеть не мог пианист Стюарт).
В свою очередь сама идиома «rolling stones» (дословно «катящиеся камни») имела и другой символический смысл: бродяги, вечные скитальцы. Эта тема была близка блюзовой культуре, которую музыканты обожали и идеально отражала бунтарский дух ранних Stones.
Джонс ставил целью группы играть аутентичный R&B, и он стал на первых порах неформальным её лидером. Этот коллектив, через который прошли несколько сменяющихся барабанщиков, станет ядром, с которым группа будет набираться опыта в течении года. 12 июля 1962 года они впервые выступили в Marquee Club под именем "The Rollin' Stones" в составе (согласно анонса): Мик Джаггер (вокал), Кит Ричардс и Элмо Льюис (гитары), Дик Тейлор (бас-гитара), Иэн Стюарт (фортепиано) и Мик Эйвори (ударные). Эта дата считается Днём рождения группы.
В тот вечер они исполнили 16 песен. Сет-лист выступления составляли классические американские ритм-н-блюзы и рок-н-роллы:
1. Kansas City – Wilbert Harrison
2. Honey What’s Wrong – Billy Fury
3. Confessin’ The Blues – Chuck Berry
4. Bright Lights, Big City – Jimmy Reed
5. Dust My Blues – Elmore James
6. Down The Road Apiece – Chuck Berry
7. I Want To Love You – Charles Smith
8. I’m A Hoochie Coochie Man – Muddy Waters
9. Ride ‘Em On Down – Robert Johnson
10. Back In The USA – Chuck Berry
11. I Feel A Kind Of Lonesome – Jimmy Reed
12. Blues Before Sunrise – Elmore James
13. Big Boss Man – Jimmy Reed
14. Don’t Stay Out All Night – Billy Boy Arnold
15. Tell Me That You Love Me – Fats Domino
16. Happy Home – Elmore James
Должно быть, они произвели хорошее впечатление, потому что вскоре после этого промоутер Джорджио Гомельский пригласил их провести стажировку в конкурирующем клубе Crawdaddy Club. Вскоре они уже выступали в клубах "Crawdaddy" и "Eel Pie Island", а также возвращались к выступлениям в Marquee, привлекая внимание публики своим сырым, энергичным звучанием. В декабре 1962 года Дика Тейлора заменил Билл Уаймен, а в январе 1963 года к ним пришёл новый барабанщик - джазовый профессионал Чарли Уоттс, которого они приглашали к себе еще с середины 1962 года.
Сохранились демо-записи The Rollin' Stones с Брайаном Джонсоном, на которых они исполняют каверы ритм-энд-блюза, в том числе своих любимцев Бо Диддли и Джимми Рида. Известно, что в то время Джонс не любил рок-н-роллы (к большому огорчению Джаггера и Ричардса), что было камнем преткновения в первые годы существования Stones.
Recorded On October 27 1962
-You Can't Judge A Book By The Cover
IBC Studios, March 11 1963
- Roadrunner
- Baby What's Wrong?
- Bright Light Big City
- Diddley Daddy
- I Want To Be Loved
Recorded In 1963
- Rice Krispies Jingle
Regent Studios, November 20 & 21 1963
- Leave Me Alone
- It Should Be You
- That Girl Belongs To Yesterday
Первые шаги The Rolling Stones с новым менеджером и первый контракт (май 1963 - декабрь 1963)
Ключевую роль в дальнейшем успехе новой группы сыграл Эндрю Луг Олдхэм (Andrew Loog Oldham), лондонский импресарио, который стал менеджером группы в мае 1963 года (заменив предыдущего менеджера Джорджио Гомельского) и был их продюсером вплоть до 1967-го.
В 1963 году Эндрю Олдхэму было всего 19 лет, но он уже был амбициозной фигурой в среде лондонского шоу-бизнеса. Он успел поработать: помощником дизайнера, актером, и наконец пресс-агентом у самого Брайана Эпстайна на раннем этапе битломании, занимаясь продвижением The Beatles.
Олдхэм был одержим идеей создать группу, которая смогла бы конкурировать с Битлз, и искал новый материал. Историческая встреча состоялась 28 апреля 1963 года в клубе "Кроудадди" (The Crawdaddy Club) в ричмондском отеле "Station Hotel". Именно здесь Олдхэм впервые увидел и услышал группу, которая называлась "The Rollin' Stones" (в скором времени название упростили до The Rolling Stones).
Группа тогда состояла из шестерых участников: Майка Джаггера (вокал), Кита Ричардса (гитара), Брайана Джонса (гитара, гармоника - он был лидером и основателем группы на тот момент), Билла Уаймена (бас-гитара), Чарли Уоттса (ударные) и Яна "Стю" Стюарта (пианино).
Олдхэма поразила не столько музыка, сколько атмосфера и энергия музыкантов. Он сразу заметил, как молодые девушки в зале буквально сходят с ума от группы. Музыканты не были столь миловидными, как Битлз, скорей наоборот - они были дерзкими, неопрятными и источали грубую сексуальность. Их выступление было сырым, громким и агрессивным. Это была полная противоположность чистому и профессиональному шоу The Beatles. Несмотря на это Олдхэм, с его чутьем, увидел в них потенциал следующей большой группы. Он тут же предложил им свои услуги менеджера, пообещав славу, деньги и запись на крупном лейбле. Музыканты, работающие практически за еду и пиво, согласились и Олдхэм, используя свои связи, 25 мая 1963 года уговорил Дика Роуза из Decca Records (который годом ранее совершил роковую ошибку, отказав The Beatles) подписать выгодный контракт со Stones на 3 года.
Первоначальной идеей Олдхэма было не противопоставление уже прославившимся Битлз, а конкуренция с другими британскими бит-группами по тем же правилам. Для этого решил вывести за штат группы Яна Стюарта (с лицом бухгалтера), который внешне контрастировал с другими участниками (однако Стюарт остался дорожным менеджером и сессионным музыкантом группы на долгие годы). Остальных пятерых Роллингов он приодел: заставил сменить свою повседневную одежду на более стильную и единообразную - те самые клетчатые пиджаки и кожаные жилетки, которые были похожи на стиль других бит-групп того времени, включая ранних Битлз. Он организовал фотосессию музыкантов с выпуском постеров и печатью в молодёжных журналах. С этой же целью Олдхэм, по старой дружбе с Битлз, сорганизовал выпуск сингла "I Wanna Be Your Man" (которую Леннон и Маккартни, по легенде, сочинили у них на глазах за 20 минут), что было прямым вызовом и попыткой сыграть на поле лидеров. Это был ход "смотрите, мы можем играть ваши песни, и даже круче!".
Но вскоре Олдхэм понял, что быть "вторыми Битлз" - проигрышная стратегия. Битлы были недосягаемы в амплуа "милых парней в аккуратных костюмах". Он решил не конкурировать, а создать "альтернативу". Если Битлы - это свет, доброта и "yeah, yeah, yeah", то Stones должны стать их тёмным отражением: грубость, сексуальность, бунтарство и "нам плевать на ваши правила".
Он начал работать с прессой, создавая и подпитывая образ "плохих парней". Он намеренно не скрывал, а даже подчеркивал их неряшливость, длинные волосы, нежелание улыбаться и их скандальные выходки. Этот образ был закреплен и стал их визитной карточкой в конце 1963 года.
Олдхэм придумал и разместил в газете один из самых известных риторических вопросов в истории музыки: "Would you let your daughter go with a Rolling Stone?" ("Вы разрешили бы своей дочери встречаться с Роллинг Стоун?"), провоцируя газеты на заголовки вроде: "Не пора ли запретить The Rolling Stones?" Это идеально вписывалось в концепцию "анти-Битлз", что отпугивало старшее поколение, но привлекало подростков. Это дало им преимущество в контркультуре: пока другие группы ассоциировались со "Свингующим Лондоном" и модой, Stones символизировали подростковый бунт и сексуальность, контрастируя с "милыми" Beatles, что помогло им в последующих концертных турах и продажах.
Первые синглы The Rolling Stones и рост популярности
В 1963 году группа выпустила два сингла, записанных в Лондоне на лейбле Decca Records. Эти были 2-х минутные каверы, ориентированы на ритм-энд-блюз и рок-н-ролл, которые были типичны для большинства синглов бит-групп, выпущенных в то время, и никак не похожи на те блюзовые песни, которые Stones играли в те времена по лондонским клубам.
1. Сингл "Come On" / "I Want to Be Loved", записанный 10 мая, вышел 7 июня 1963 года. Первая песня была кавером Чака Берри, вторая кавером Вилли Диксона. Сингл "Come On" достиг 21-й строчки в британском чарте, став их дебютным хитом и и первым релизом после подписания контракта с Decca.
The Rolling Stones - Come On 1963
2. Сингл "I Wanna Be Your Man"/ "Stoned", записанный 7 октября, вышел 1 ноября 1963 года. Первая песня была написана по просьбе Олдхэма его старыми знакомыми Ленноном и Маккартни специально для начинающих "Роллингов", вторая была оригинальной инструментальной композицией группы (записанной под псевдонимом Нанкера Фелджа), основанной на "Green Onions"- Booker T. & the M.G.s. Песня "I Wanna Be Your Man" заняла 12 место в британских чартах (для них это был первый успех).
The Rolling Stones "I Wanna Be Your Man" (1963)
3. Песня «It Should Be You» ранних Роллингов, сочинённая Миком Джаггером, Китом Ричардсом и Диком Тейлором осенью 1962 года, мало кому известна. Записанная в качестве демо 20-21 ноября 1963 года в стиле бит-музыки, она долгое время была неизвестна и появилась только на сборниках редких записей в 2000-е годы. Фактически это была неофициальная первая авторская песня The Rolling Stones, до появления "Tell Me (You're Coming Back)" в 1964 году. А в то время она была отдана певцу Джорджу Бину (George Bean) для его сингла. Кит Ричардс упоминает это как часть раннего периода, когда они "выдавали" песни другим.
The Rolling Stones - It Should Be You (1963)
Была ещё одна "As Tears Go By", написанная Джаггером-Ричардсом примерно в это-же время, которая была отдана Марианне Фейтфулл в 1964 году (об этом в следующей статье).
Эта и другие раритетные записи ранних "Роллингов" 1963 года увидели свет на бутлегах в 2000-х годах (https://bootleg-rambler.blogspot.com/2012/09/the-rolling-stones-little-boy-blue-blue.html).
The Rolling Stones single days rarities (1963)
Первые телевыступления и гастроли
Группа начала появляться на телевидении, впервые это произошло 7 июля в Alpha Studios в Бирмингеме в популярной программе "Thank Your Lucky Stars", где они исполнили песню из первого сингла "Come On". Группа была в одинаковых тёмно-синих кожаных жилетках, купленных Олдхэмом. Через две недели после выхода записи их сингл поднялся в чартах на 32-е место.
Осенью 1963 года The Rolling Stones отправились в свое первое концертное турне по Великобритании, выступая на разогреве у Братьев Эверли и Бо Диддли. Их живые выступления уже тогда вызывали истерику у публики.
В течение осени группа работала над своим дебютным альбомом на студии Regent Sound. Они делали его намеренно с сырым гаражным звучанием, чтобы передать энергию своих живых выступлений.
Итоги:
К концу 1963 года The Rolling Stones стали настоящей сенсацией в Великобритании. Их образ "плохих парней" отточенный Олдхэмом, работал безупречно. Они были голосом зарождающейся молодежной контркультуры, которая олицетворяла что-то более бунтарское и аутентичное, чем милые в то время Битлз. Следующий 1964 год они взорвут своим дебютным альбомом и мировым признанием. Об этом читайте в следующей второй статье.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
Замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментариях, по возможности буду дополнять материал. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки. До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Также читайте мои статьи по теме: