Весь этот год на российском рынке ситуация была стабильной. И была она стабильно плохой. Весь этот год рынок новых машин (да и подержанных тоже) был не просто в стагнации, а в самом настоящему крутом пике.
Шутки ли, даже Лада Гранта умудрилась просесть в продажах почти на 30%. А если быть точным, то на 28,8%. Это результаты за 10 месяцев текущего года. У Лады Весты дела ещё хуже — минус 34% ровно.
И повторюсь, такой вот идеальный шторм держался на нашем автомобильном рынке почти весь год.
Но где-то с октября ситуация начала резко меняться. Да, относительно октября прошлого года этот выдался слегка неудачным — просели на 3,2%. Но это сущие мелочи по сравнению с другой цифрой.
Если сравнивать с сентябрём, то отмечается рост продаж сразу на 35%! Треть с лишним. Стоит ли констатировать, что октябрь стал самым успешным месяцем этого года для отечественного рынка. Думаю, это и так понятно.
В чём причина скачка продаж?
Если рассуждать логически, с учётом той ситуации, что царила в предыдущие 9 месяцев на рынке, то напрашивается только один вариант. Дилеры стали давать ещё более впечатляющие скидки!
Откуда ещё взять рост в 35% на падающем рынке, верно? Но правда в том, что они не стали наращивать скидки. Более того, они эти скидки убрали. И убрали поголовно. Потому что если мы обратимся к другой статистике, то увидим, что с начала сентября стоимость новых автомобилей на отечественном рынке выросла на 1-10%.
В зависимости от модели. Выросла у большинства! В частности, я точно помню, что дорожали самые популярные модели Haval, например. Очень сильно и резко убрал скидки Changan.
И это только то, что я просто вспомнил моментально, даже не пытаясь искать дополнительные примеры.
Согласитесь, выходит фантасмагория какая-то? Весь год рынок падал. Дилеры давали скидки в полмиллиона или даже в миллион, предлагали чуть ли не беспроцентные рассрочки.
Но ничего не помогало. И вдруг, когда вместо понижения цены повысили, продажи не просто выровнялись, а дали резкий скачок на те самые 35%!
Что же получается? Надо было весь год не понижать, а повышать цены? Но ведь экономика так не работает. Или работает?
Приглашаю в мой канал в Telegram, где у меня короткие заметки о нашем автопроме. Ироничные, грустные, а иногда даже веселые.
Почему россияне побежали в автосалоны на фоне подорожания, а не удешевления машин?
Во-первых, надо начать с того, почему дилеры ближе к концу года «зарубили» все скидки. А некоторые и вовсе подняли цены на свои автомобили.
Потому что им удалось немного раскидать запасы на складах. А я напомню, что к началу этого года ситуация сложилась чуть ли не катастрофическая.
Перед поднятием «утиля» осенью прошлого года китайские марки и российские дилеры устроили настолько активный завоз автомобилей в страну, что примерные запасы товарных машин оценивались в 500 тысяч штук.
В том числе и у тех заводов, которые работали внутри России. Я про АвтоВАЗ, например. Да, они автомобили через границу не завозили. Но рынок уже начинал тормозить, продажи падать, а темпы производства никто не сокращал.
В общем, плюс-минус все оказались в такой ситуации, когда склады забиты и их нужно было хоть как-то разгружать.
Собственно, примерно 9 месяцев этого года дилеры большинства марок как раз этим и занимались. То есть, давали скидки в сотни тысяч рублей на прошлогодние автомобили, чтобы убрать их со складов.
И убрали. Именно с этим связана массовая отмена скидок в сентябре. Дилерские и дистрибьюторские стоки вздохнули свободнее.
У большинства популярных марок остались только машины текущего 2025-го. Непопулярные марки до сих пор торгуют тем, что было собрано ещё в 2023-ем. Но таких можно по пальцам пересчитать.
И им даже скидки не помогают.
Хорошо, с отменой скидок теперь всё более-менее понятно. Но почему резкий скачок продаж произошёл именно в момент отмены этих скидок? Это же глупо, правда?
Ты же мог почти год купить конкретную модель за 2,5 миллиона рублей, но дождался момента, когда она подорожает до 3 миллионов и только тогда пошёл в салон?
Где здесь логика?
Как и всегда, логика в страхе. Только теперь не с гречкой или туалетной бумагой, а с автомобилями.
Так совпало, что одновременно с отменой скидок произошли изменения в методиках расчёта утилизационного сбора. А если говорить простыми словами, то льготный «утиль» оставили только для машин с мощностью мотора не более 160 сил.
Это спровоцировало волну слухов о том, что вместе с фактическим ростом сбора, подорожают и все новые машины на российском рынке. Даже у тех производителей, кому сбор компенсируют.
У АвтоВАЗа, например. Чисто на том основании, что раз конкурентов стало меньше, то можно и ценники в большую сторону подкрутить.
Многие наши соотечественники испугались и решили, что лучшего момента, чтобы купить машину, уже не будет. Дальше только дороже и хуже. Поэтому нужно срочно лететь в автосалон и брать, что есть.
Вот только я напомню, что в 2022-ом и в 2023-ем тоже все так думали. А потом случился 2025-й. Со скидками в миллион. Пусть и не весь год.
Советую посмотреть:
Вам нравится контент на моём канале? Теперь у вас есть возможность поблагодарить автора и отправить немного монет на чай. 50 рублей, 100 рублей или любую другую сумму. Спасибо!