Найти в Дзене

"Гордость и предубеждение". Шарлотта, принцесса Меритонского королевства

Оглавление

А ведь неспроста старшую дочку сэра Уильяма Лукаса зовут Шарлотта. Она не могла быть Мэри, Анной, Кэтрин, Луизой (тьфу ты, какое имя не назовёшь — попадёшь в героиню "Гордости и предубеждения"!) Только Шарлоттой! Джейн Остин этим именем тонко потроллила семейку Лукасов и, возможно, ещё и современную ей королевскую семью.

А сериале 1995 года подхватили-посмаковали...

Сэр Уильям и его семья

Итак, у нас есть сэр Уильям Лукас. Изначально он никакой не сэр, а лавочник в заштатном городке Меритон:

Вообще в оригинале сэр Уильям получил не "баронета" — наследственный дворянский титул (дворянский — в смысле джентри). Сэр Уильям получил звание пониже — ненаследуемый титул рыцаря. Но, видимо, переводчик Иммануэль Самойлович Маршак решил, что для советских читателей рыцарь — это тот, кто в латах и на коне совершает подвиги во имя Прекрасной Дамы, поэтому заменил рыцаря на более "приземлëнного" баронета.

-2

И насчёт "приобрёл". Дворянство жаловали за выдающиеся заслуги перед короной. Как известно, никаких достижений за сэром Уильямом не числится. А значит, "специальное обращение к королю" — это покупка дворянства за денежки.

Прикупил сэр Уильям и именьце, которое назвал так, будто бы оно передавалась из поколения в поколение — Лукас Лодж. И в общем-то, на этом его денежки и закончились. Знаем это, потому что дочки его стали бесприданницами. И им даже приходилось помогать на кухне — в том мире, где прислуга стоила дёшево и её было много, это о чём-то да говорит.

Есть у сэра Уильяма немало плюсов — он любезен и деликатен.
Есть у сэра Уильяма немало плюсов — он любезен и деликатен.

А дочек у сэра Уильяма и его доброй милой леди Лукас было много. Как минимум, четыре. И сыновей не меньше двух, а скорее, трёх. Те члены этой семейки, которых мы видим более-менее близко, все глупые-бестолковые. Кроме одной — старшей дочери Шарлотты. Она умна, начитана и единственная пользуется уважением окружающих — тех, у кого тоже есть мозги.

Король и его семья

Королём в то время был Георг Третий (1738-1820). Милый добрый человек. С женой жил в мире и согласии, родил пятнадцать детей, из которых до взрослого возраста дожили тринадцать. Всем был хорош король, кроме одного — он был безумен. Не сразу он стал таким. Приступы болезни у него случались периодически с 1765 года. И чем дальше, тем хуже. На рубеже веков страной по факту стал править Георг, принц Уэльский, а в 1811 году он был официально назначен принцем-регентом. Поэтому эпоха, когда творила Джейн Остин, и называется Регентством.

Принц-регент, будущий корроль Георг Четвёртый.
Принц-регент, будущий корроль Георг Четвёртый.

Многочисленные дети этого доброго, очаровательного, но безумного короля были какие-то все бестолковые да непопулярные. Наворотили дел — то морганатические браки, то незаконные дети... Особо зажигал принц-регент. Даже младших братьев отправили из Англии в Ганновер, чтобы вывести из-под влияния принца Уэльского.

Официально женился принц Георг не для того, чтобы устроить свою личную жизнь — "для души" него была морганатическая жена-католичка и многочисленные любовницы. И даже не чтобы обеспечить престолонаследие — ему было плевать, что у всей этой толпы принцев и принцесс не было законных детей, и некому было наследовать корону. А для того, чтобы раздобыть деньжат. Он растратил все свои доходы; и премьер-министр пообещал принцу Уэльскому, что добавит денежек, если тот нормально женится. И, скажем так, "законно" у него худо-бедно получилось, а вот нормально — нет.

И во всей этой Ганноверской семейке только один человек пользовался уважением окружающих людей, да и всех британцев. Это была единственная дочь и наследница принца-регента. И звали её Шарлотта, принцесса Шарлотта Уэльская.

Опять сэр Уильям и мисс Шарлотта Лукас

Итак, сэр Уильям обратился к безумному королю Георгу и купил у него дворянство (хм, это приобретение выглядит ещё более иронично, чем казалось вначале). Был он, как полагается в таких случаях, представлен ко двору в официальной королевской резиденции в Сент-Джеймсе.

Маленькие нюансы Сент-Джеймса: он построен на месте лепрозория. У него нет ограды — прохожие могут заглядывать в окна прямо с улицы. После пожара 1809 года он был заброшен.
Маленькие нюансы Сент-Джеймса: он построен на месте лепрозория. У него нет ограды — прохожие могут заглядывать в окна прямо с улицы. После пожара 1809 года он был заброшен.

И судя по тому, как сэр Уильям говорит, он просто зациклился на Сент-Джеймсском дворце и вообще на "королевском самоощущении". Он чувствует и ведёт себя как добрый и милостивый король.

В сериале подчеркнули, что сэр Уильям воспринимает свой дом как резиденцию правящих особ...

Джерри Скотт, художник-постановщик сериала "Гордость и предубеждение"-1995:
Я придала Лукас Лоджу царственные тона красного и золотого, которые ассоциируются с социальными претензиями семейства и постоянными упоминаниями сэра Уильяма о Сент-Джеймском дворце.

...А свою старшую дочь Шарлотту — как принцессу. Она же единственная в Меритоне и окрестностях, кто носит золотую тиару. Простенькую, в виде гребня, с закрепленной сверху цепочкой из мелких жемчужинок. Скорее всего, она и не золотая, а позолоченная. Но если золотая, тем хуже для семьи Лукас — значит, сэр Уильям слишком много потратил на свой "королевский декор", когда его дочкам не хватало денег на платьишка (кстати, и Шарлотте Уэльской не хватало денег на платья... Обе девушки страдали от расточительства и выходок своих отцов-недокоролей).

Но главное, что эта тиара однозначно была воспринята британскими зрителями, привыкшими видеть тиары и диадемы у знати и королевской семьи, как намёк на золотую корону принцессы! Как воплощение королевских притязаний сэра Уильяма Лукаса.

Кстати, принц-регент был поклонником книг Джейн Остин. И обожал "Гордость и предубеждение". Интересно, воспринял ли он авторскую иронию и на свой королевский счёт, а не только на счёт сэра Уильяма?

П. с. Несмотря ни на что, сэр Уильям мне очень нравится. За его чудесную деликатность...

Маленькое дополнение: я нашла не только принцессу, но ещё и королеву!

Продолжение про королевскую семью:

Новая публикация, про Розингс:

Всё, что я раньше писала про дворянство в "Гордости и предубеждении":