Найти в Дзене

"Гордость и предубеждение"-1995: две ошибки в локациях: ...вторая — намеренная.

Первая "ошибка" была простой, очевидной и неизбежной — автомобильные колеи на просëлочных дорогах в Хартфордшире начала 19 века. Вторая — осознанная, неочевидная и очень уместная. Вот мистер Коллинз ведёт своих родственников в гости к леди Кэтрин де Бëр: Вопрос: мог ли у леди Кэтрин в Розингсе быть такой сад/парк/подъездная аллея? С геометрически подстриженными деревьями-топиариями? Не скажу, что "однозначно не мог". Но это настолько маловероятно, что... Потому что такие вот регулярные парки — с разлинеенными дорожками, с неестественными деревьями и завитушечно разрисованными партерами-цветниками — устарели ещё к середине предыдущего столетия. Всю вторую половину 18 века и в Англии, и на континенте ландшафтные архитекторы стирали их с лица земли и выстраивали на их месте естественные природные заросли. Пейзажные парки в Англии Могу предположить (по тому, что мне ранее писали в комментах про леди Кэтрин), что мне возразят: леди Кэтрин богата и независима, она делает, что хочет. И,

Первая "ошибка" была простой, очевидной и неизбежной — автомобильные колеи на просëлочных дорогах в Хартфордшире начала 19 века.

Вторая — осознанная, неочевидная и очень уместная.

Вот мистер Коллинз ведёт своих родственников в гости к леди Кэтрин де Бëр:

Вопрос: мог ли у леди Кэтрин в Розингсе быть такой сад/парк/подъездная аллея? С геометрически подстриженными деревьями-топиариями?

Не скажу, что "однозначно не мог". Но это настолько маловероятно, что...

Потому что такие вот регулярные парки — с разлинеенными дорожками, с неестественными деревьями и завитушечно разрисованными партерами-цветниками — устарели ещё к середине предыдущего столетия. Всю вторую половину 18 века и в Англии, и на континенте ландшафтные архитекторы стирали их с лица земли и выстраивали на их месте естественные природные заросли.

Могу предположить (по тому, что мне ранее писали в комментах про леди Кэтрин), что мне возразят: леди Кэтрин богата и независима, она делает, что хочет. И, если захочет, не будет следовать моде и общественному мнению, а устроит такой парк, какой ей нравится. Мол, кошке всё равно, что о ней думают серые мыши. Но. Конечно. леди Кэтрин это "что хочу, то и ворочу". Она считает себя самой лучшей, самой правильной, самой главной. Но ей важно не просто знать это внутри себя — ей нужно, чтобы и другие это знали. Ей нужна "обратная связь", подтверждение от окружающих. Иначе бы она не держала бы постоянно возле себя личностей типа мистера Коллинза и (в сериале) миссис Дженкинсон.

А регулярный парк на тот момент — это не "лучшее", это "зашквар". Чтобы содержать в 1813 году регулярный парк, нужно было быть полным фрикозавром. А фриком леди Кэтрин точно не была. Я знаю только один сад в Англии, который пережил это время в своём изначальном регулярном виде — Левенс холл в Камбрии.

Тут есть ещё такой тонкий момент. Эти два вида парков — не просто регулярный и пейзажный/ландшафтный. У них есть и другие названия — французский парк и английский парк. Англия в это время воюет с Францией; Наполеон пытается задушить своего главного врага Континентальной блокадой. И как в этих условиях демонстрировать миру "иноагентский" французский парк вместо патриотичнейшего английского???

Только с середины 19 века регулярные парки стали возрождаться, в том числе в Англии (и даже в первую очередь в ней). И сейчас снова регулярные сады — обычная часть английского пейзажа. В том числе в Белтон Хаусе в Линкольншире, который в "Гордости и предубеждении"-1995 предстал в роли Розингса.

И ещё: кусты-топиарии смотрятся естественно с фасадом Белтона-Розигнса, потому что здание построено как раз во времена регулярных садов — 1685-1687. Но у Джейн Остин Розингс описан так: "Это было в самом деле красивое современное здание, удачно расположенное на склоне холма."

На склонах дома располагали именно в ландшафтных парках (зачастую для этого специально насыпали холмы). И "современное" здание означало, что оно построено в позднем георгианском или, скорее в регентском стиле. Ближе всего он к нашему ампиру. Не смотрятся с ним игрушечные регулярные сады. Да и вокруг нового дома явно разбили и новый сад...

А зачем это всё в сериале?

А для контраста между Розингсом и Пемберли и между леди Кэтрин и мистером Дарси, двумя богачами. Про которых Элизабет изначально думала, что они одинаковы.

Читатель вместе с Элизабет проводит в Розингсе несколько недель, а в Пемберли — всего несколько часов. Но на описание парка Пемберли, по которому Элизабет гуляла с Гардинерами, Джейн Остин тратит намного больше времени и слов; больше красок и эмоций. Розингс просто достаточно красив; а Пемберли прекрасен, естественен и не испорчен неумелым вмешательством человека.

В сериале есть ограничение по времени; да и найти для съёмок два пейзажных парка, которые произведут противоположное впечатление на зрителя, очень сложно. И, главное, современный человек живёт в другой реальности — от него далёк тот язык образов, которым Джейн Остин рассказывает о мистере Дарси через описание его поместья.

-8

А это рассказ именно о нём. Не просто так в сериале Элизабет отвечает на вопрос Джейн, что изменила своё мнение о мистере Дарси, когда увидела прекрасные рощи Пемберли. На первый взгляд кажется, что это шутка про богатство Дарси — но о богатстве нам поведали многими другими способами. Но это объяснение: "Я увидела, что это тонко чувствующий человек с прекрасным внутренним миром."

Розингс парк в сериале — искусственный, претенциозный, демонстративный, неуместный. Можно сказать, как сама леди Кэтрин.

Парк Пемберли — живой, естественный, поэтичный. Он ничего никому не доказывает, он просто живёт.

А ещё дом. Он в сериале, конечно, больше, чем в реальности мог быть дом Дарси. И в нём есть противопоставление новизне дома леди Кэтрин — колодец во дворе. С тех давних времён, когда здания строили в расчёте на то, что нужно будет держать оборону от врагов.

Так что Дарси — это старинный род, который уже много поколений владеет поместьем и деньгами...

Первая часть:

Здесь, в том числе, про поместье Чизвик (Чизик), первый в Европе пейзажный парк (1726):

Про Континентальную блокаду:

И про различия в восприятии дома в книге 19 века и сейчас: