3 декабря Россия отмечает День атомного ледокольного флота. Именно в эту дату в 1959 году состоялась церемония поднятия государственного флага на первом атомном ледоколе «Ленин». Теперь этот день символизирует лидерство страны в освоении Арктики. Праздник — хороший повод рассказать о новых флагманах Северного морского пути: универсальных атомных ледоколах проекта 22220. Эти гиганты приходят на смену атомоходам предыдущих поколений («Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы») и решают сразу две ключевые задачи: обеспечивают стабильно растущий грузопоток и продлевают навигацию в самых сложных регионах Арктики. Эти суда — ядро операционной модели ФГУП «Атомфлот» на десятилетия вперёд: с мощностью 60 МВт на валах, ледопроходимостью до трёх метров и ресурсом на 40 лет они буквально прокладывают окна возможностей для всей экономики Арктики. Расскажем подробнее об этих судах.
Универсальный солдат льдов: главные преимущества проекта
Ключевая задумка проекта 22220 заключена в создании поистине универсального ледокола. Его корпус сконструирован для работы как в глубинах арктических морей, так и на мелководье — в акваториях Обской губы и Енисея. Ледокол берёт и сбрасывает балласт, меняя осадку примерно от 9 до 10,5 м. Это позволяет одному типу ледокола выполнять то, для чего раньше требовалось два ледокола разных проектов: так называемые линейные («Ямал» и «50 лет Победы»), обеспечивающие проводки судов на открытых морских участках, и мелкосидящие («Таймыр», «Вайгач») – малая осадка этих атомоходов позволяет им работать в устьях полярных рек. Такая универсальность ледокола помогает экономить: меньше типов ледоколов — ниже затраты и проще планирование.
Удачные габариты и высокая мощность (60 МВт на трёх винтах) позволяют этому судну проводить крупные танкеры даже в самых тяжёлых льдах, не сбавляя скорости. В результате Северный морской путь становится более предсказуемой транспортной артерией: грузы (уголь, нефть, СПГ) доставляются быстрее.
Техническое сердце ледокола: мощность и инновации
В основе мощи атомных ледоколов серии 22220 бьется высокотехнологичное сердце — двухреакторная энергетическая установка. Её создание — результат работы ведущих инженерных умов страны: реакторы РИТМ-200 произведены ПАО «ЗИО-Подольск», а проектное воплощение принадлежит конструкторскому бюро «ОКБМ Африкантов».
Каждый реактор имеет тепловую мощность 175 МВт. Вся эта тепловая энергия преобразуется в электрическую: два турбогенератора вырабатывают по 36 МВт электроэнергии каждый. Далее энергия поступает на три гребных электродвигателя мощностью 20 МВт каждый, которые вращают винты диаметром около 6,2 метра. С инженерной точки зрения, это классическая схема атомного ледокола, но она была локализована, модернизирована для возросших нагрузок и оснащена системами цифрового управления.
Важное преимущество атомного ледокола установки — экологическая безопасность и длительный цикл работы на одной загрузке топлива. Без перезарядки топливом универсальные атомные ледоколы проекта 22220 могут работать до 7 лет. При этом мощность на валах атомоходов проекта 22220 — 60 МВт, для сравнения: самый мощный в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» — 25 МВт).
Кто ещё участвует в производстве ледоколов проекта 22220
Атомные ледоколы более чем на 90% построены из российских комплектующих. Строительство ледоколов организовано по кооперации ключевых российских предприятий:
● Проект судна разработан ЦКБ «Айсберг».
● Постройку судов осуществляет Балтийский завод в Санкт-Петербурге.
● Эксплуатацией ледоколов занимается ФГУП «Атомфлот».
● Система электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями создана филиалом «ЦНИИ СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр».
● Паротурбинная установка; пневмоомывающее устройство – АО Завод «Киров-Энергомаш».
● Реакторная установка – АО «ОКБМ Африкантов».
● Центральный пост управления, система автоматики – АО «Концерн «НПО “Аврора”».
● Гребные винты, валы; деаэратор; парогенераторы низкого давления – АО «Балтийский завод».
● Гребные электрические двигатели – ООО НПО «Ленинградский машиностроительный завод».
● Вспомогательная котельная установка – АО «СКБК».
Флот в действии: от «Арктики» до «Якутии»
Линейка 22220 — это действующий флот с планом последовательного наращивания. В настоящее время насчитывается 4 действующих атомных ледокола и 3 строящихся.
Любопытный факт: у судов всегда должна быть крёстная мать — такова традиция. В этой роли уже успели побывать спикер Совфеда Валентина Матвиенко, вице-премьер Татьяна Голикова и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Задача крёстной матери — разбить бутылку шампанского о корпус ледокола и благословить его на счастливую судьбу.
Проект 22220: стратегические выгоды в действии
Проект 22220 решает важнейшую стратегическую задачу по развитию Северного морского пути. Эти атомоходы обеспечат круглогодичную и безопасную навигацию по Трансарктическому транспортному коридору.
Усилия дают впечатляющие результаты: в 2024 году был установлен новый рекорд грузопотока через СМП — 37,9 млн тонн. Особенно значительно выросли транзитные перевозки, достигнув 3,09 млн тонн. К новой логистической артерии проявляют активный интерес и зарубежные страны, включая Китай, Индию и ОАЭ.
Планы на будущее столь же амбициозны: к 2035 году объём перевозок по СМП планируется увеличить до 220 млн тонн в год. Достижению этой цели будет способствовать ввод в строй новых универсальных атомных ледоколов проекта 22220, а головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер» обеспечит ритмичность проводок судов в самой сложной восточной части Арктики.
Основой успеха становятся уникальные технологии. При строительстве ледоколов применяются инновационные решения, не имевшие аналогов в мировом атомном судостроении.
Будущее Арктики с «Атомфлотом»
Сегодня ФГУП «Атомфлот» – это ключевой партнёр большинства инфраструктурных проектов, реализуемых в акватории Северного морского пути. С 2008 года «Атомфлот» входит в состав госкорпорации «Росатом», а в 2016 году президент Путин подписал указ о присвоении «Атомфлоту» статуса федеральной ядерной организации на 25-летний срок.
Компания занимается ледокольным обеспечением арктических проектов; ледокольной проводкой судов по Северному морского пути и в замерзающие порты РФ; а также отвечает за обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. Кроме того, «Атомфлот» активно участвует в выполнении работ по экологической реабилитации Северо-Западного региона России.
Атомный ледокольный флот является уникальным конкурентным преимуществом России в Арктике. При этом ведется строительство сверхмощного головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер». Но именно атомоходы проекта 22220 будут основной атомного ледокольного флота России. Строительство новых ледоколов этой серии продолжается, и их количество зависит от того, как быстро будут развиваться арктические проекты.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Дзен и Росатомфлот "Покорители Арктики".
Ещё больше материалов читайте в специальном тематическом канале.