3 декабря — День атомного ледокольного флота. Продолжаем нашу серию материалов к этой дате. Герой нового выпуска — ледокол «Вайгач» — атомный ледокол с уменьшенной осадкой, собрат «Таймыра». Главная особенность такого типа атомоходов – возможность сопровождать суда там, где мощные гиганты, как «Ямал» и «50 лет Победы» пройти не могут: в Обь — Енисейском районе Карского моря на подходах к северным портам.
История строительства: советско-финское сотрудничество
В истории советского атомного флота была особая глава, написанная в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Её началом стало 12 ноября 1984 года, когда между Минморфлотом СССР и финской компанией Wärtsilä Marine был скреплён контракт на создание двух атомных ледоколов — будущих «Таймыра» и «Вайгача». Этот проект, сочетавший финское судостроительное мастерство и советские атомные технологии, определил уникальную судьбу судов. Корпус «Вайгача» заложили в апреле 1987 года на верфи в Финляндии, а 26 февраля 1988-го спустили на воду. Затем недостроенное судно отбуксировали в Ленинград, на Балтийский завод имени Орджоникидзе, где установили атомную энергетическую установку на базе реактора КЛТ-40М.
Финны строили корпус из советской высокопрочной стали, обладающей особой ударной вязкостью при низких температурах. Всё ключевое оборудование — реактор, турбины, дизель-генераторы, котлы — изготовили и смонтировали советские специалисты. Флаг на ледоколе подняли 6 марта 1989 года, а 25 июля 1990-го «Вайгач» официально вошёл в состав Мурманского морского пароходства и приступил к работе.
Уже в первые годы службы атомоход доказал свою эффективность, обеспечивая круглогодичные проводки на Дудинской линии. А весной 2011-го он совершил подвиг, который запомнился всему морскому сообществу: в Финском заливе сложилась аномальная ледовая обстановка — намёрзший за зиму лёд не таял, суда застревали в ледовой каше. Около 150 транспортов оказались заблокированы на подходах к Санкт-Петербургу. Дизельные ледоколы не справлялись, и на помощь впервые в истории атомного флота отправился «Вайгач». Полтора месяца он работал без остановок, вызволив из ледового плена более 250 судов.
Конструкция и возможности: мощь и выносливость во льдах
«Вайгач» имеет длину 151,8 м, ширину 29,2 м, высоту борта 15,2 м и осадку всего 8,1 м — это ключевое отличие от тяжёлых ледоколов класса «Арктика» с их 11-метровой осадкой. Водоизмещение судна составляет 20791 т. Энергетическая установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил позволяет развивать на чистой воде скорость до 18,5 узла, а во льдах толщиной 1,8 — около 2 узлов.
Конструкция корпуса у этого ледокола — классическая. Она включает мощный изогнутый нос, который позволяет судну взбираться на лёд. А скошенные борта уменьшают давление льда на корпус и повышают манёвренность во льдах. Но есть важное отличие: дно выполнено плоским, а не яйцеобразным, как у других атомоходов. На днище «Вайгача» установлены две пары рей в форме клина, которые отводят битый лёд. Благодаря им на винты попадает меньше льдин, а канал для проводки получается чище.
Для уменьшения трения корпуса о лёд судно оборудовано системой барботажа. Через форсунки в подводной части корпуса выпускается сжатый воздух — образовавшиеся пузырьки облегчают движение и снижают риск застревания судна. Все критически важные системы продублированы, что позволяет ледоколу оставаться на плаву и сохранять работоспособность даже после существенных столкновений. Реакторное отделение спроектировано так, чтобы выдержать столкновение с грузовым судном водоизмещением 25 тысяч тонн!
Атомный ледокол способен работать даже в экстремально холодных условиях, при температуре до -50 °C. Судно может находиться в автономном плавании до 7,5 месяцев, а его экипаж состоит из 75 человек. На борту есть всё необходимое: вертолётная площадка, бассейн, кинозал, сауна, спортзал и локальная сеть с библиотекой фильмов.
В 2017 году ресурс ядерной энергетической установки продлили до 200 тысяч часов, а в апреле 2021-го увеличили ещё на 35 тысяч часов — до 235 тысяч. Это означает, что атомоход может работать до 2027–2028 годов.
Основная работа: ключевое звено арктических перевозок
Главная задача «Вайгача» — обеспечение круглогодичной навигации в Обь — Енисейском районе Карского моря. Атомоход регулярно участвует в противопаводковых мероприятиях. Весной он прокладывает дополнительные каналы вверх от Дудинки, разрушает старые ледовые дороги, выполняет противозаторные прорези — всё это для того, чтобы избежать подъёма воды выше опасных отметок и повреждений портовой инфраструктуры.
Рекорды и триумфы арктического исполина
История ледокола «Вайгач» — это хроника рекордов, сложнейших операций и триумфов над стихией.
Первопроходец Северного морского пути
Одной из знаковых вех стало участие в исторической проводке в ноябре 2012 года. Тогда танкер-газовоз OB RIVER впервые прошёл по всему Северному морскому пути из Норвегии в Японию. «Вайгач» наряду с другими атомными гигантами обеспечил безопасный проход судна с грузом сжиженного природного газа, открыв новую страницу в арктической логистике.
Ледокол неоднократно участвовал в проектах, которые ещё вчера считались невозможными.
В сентябре 2013 года «Вайгач» поучаствовал в проводке каравана кораблей Военно-морского флота во главе с тяжёлым атомным ракетным крейсером (ТАРКР) «Пётр Великий». В проводке участвовали несколько атомных ледоколов «Росатомфлота», включая «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», которые проводили корабли в сложных ледовых условиях в море Лаптевых, Карском и Баренцевом морях.
В феврале 2018 года ледокол побил мировой рекорд по длительности эксплуатации ядерной энергоустановки.
В феврале 2021 года прошёл миллионную морскую милю во льдах, проведя за время службы более 2700 судов.
Выход из ледового плена: виртуозная работа экипажа
Настоящим испытанием на прочность и мастерство стала операция по спасению в ноябре — декабре 2021 года. Из-за резкого ухудшения ледовой обстановки восемь судов оказались в ледовом плену. Атомный ледокол «Вайгач» в кратчайшие сроки осуществил их вывод, продемонстрировав высочайший класс.
Эта проводка вошла в историю арктического судоходства: впервые караван судов с разными характеристиками под руководством одного ледокола прошёл от порта Певек до кромки льдов Карского моря через всю акваторию СМП. Экипаж блестяще преодолел сложнейшие участки — проливы Бориса Вилькицкого и Матисена, пройдя в общей сложности 2046 морских миль. Слаженная работа команды и профессиональное руководство вновь доказали, что «Вайгачу» по плечу любые арктические вызовы.
«Вайгач» и «Таймыр» — веха в ледоколостроении
Атомные ледоколы проекта 10580 стали уникальным примером советско-финского сотрудничества и важным этапом в развитии атомного флота. «Вайгач» и его собрат «Таймыр» соединили в себе достоинства дизельных ледоколов с преимуществами атомной энергетики — неограниченной автономностью по топливу и вдвое большей мощностью. Они доказали, что задачи освоения Арктики требуют не только гигантов с огромной мощностью, но и судов, способных работать на мелководье. Сегодня, спустя 35 лет с начала службы, «Вайгач» продолжает трудиться в арктических водах и обеспечивает круглогодичные проводки судов Обь — Енисейском районе Карского моря.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Дзен и Росатомфлот "Покорители Арктики".
Ещё больше материалов читайте в специальном тематическом канале.