Найти в Дзене
Росатом Дзен

«50 лет Победы» — атомный гигант Российского флота

3 декабря в России — День атомного ледокольного флота, праздник тех, кто бросил вызов льдам. Мы продолжаем нашу серию материалов, подготовленных к этой дате. Сегодня на очереди — ледокол «50 лет Победы», который чаще других атомоходов был на Северном полюсе. Атомоход «50 лет Победы» – это глубоко модернизированный проект 10520 «Арктика». Судно помогает в решении самых сложных задач: от проводки судов по Севморпути до организации туристических и научных экспедиций в сердце Арктики. Подробнее расскажем в этой статье. История создания: долгий путь от закладки до спуска на воду Ледокол начали строить 4 октября 1989 года на Балтийском заводе. Поначалу он назывался «Урал», но впоследствии был переименован в «50 лет Победы» в память о подвиге народа во время Великой Отечественной войны. В 1990-е годы строительство ледокола было приостановлено и возобновилось лишь к 2003 году. Только 23 марта 2007 года атомный ледокол «50 лет Победы» ввели в эксплуатацию. Он покинул верфь в Санкт-Петербурге и
Оглавление

3 декабря в России — День атомного ледокольного флота, праздник тех, кто бросил вызов льдам. Мы продолжаем нашу серию материалов, подготовленных к этой дате. Сегодня на очереди — ледокол «50 лет Победы», который чаще других атомоходов был на Северном полюсе. Атомоход «50 лет Победы» – это глубоко модернизированный проект 10520 «Арктика». Судно помогает в решении самых сложных задач: от проводки судов по Севморпути до организации туристических и научных экспедиций в сердце Арктики. Подробнее расскажем в этой статье.

История создания: долгий путь от закладки до спуска на воду

Ледокол начали строить 4 октября 1989 года на Балтийском заводе. Поначалу он назывался «Урал», но впоследствии был переименован в «50 лет Победы» в память о подвиге народа во время Великой Отечественной войны. В 1990-е годы строительство ледокола было приостановлено и возобновилось лишь к 2003 году. Только 23 марта 2007 года атомный ледокол «50 лет Победы» ввели в эксплуатацию. Он покинул верфь в Санкт-Петербурге и вышел в Балтийское море, взяв курс на свой постоянный порт приписки — Мурманск.

Конструктивные особенности и техническое оснащение

-2

«50 лет Победы» — современное и надёжное арктическое судно. При его создании конструкторы реализовали целый ряд технических решений, которых не было у его предшественников.

Размеры атомохода впечатляют: длина 159,6 метра (это в полтора раза длиннее футбольного поля), ширина 30 метров, высота 55 метров. Его полное водоизмещение — 25 840 тонн. Мощность силовой установки — 75 тысяч лошадиных сил. На судне стоят два ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт и две турбины по 27 600 кВт каждая (этой мощности хватило бы для одновременной работы 14 тысяч стиральных машин). Максимальная скорость в свободной воде — 21,4 узла.

В экипаж входит 87 человек; кроме них, ледокол может взять на борт до 128 туристов.

«50 лет Победы» способен 4-5 лет обходиться без дозаправки топлива. Провизии на его борту хватит на 7,5 месяцев.

Главная особенность конструкции этого атомохода — округлая (ложкообразная) форма носа. Такое необычное решение снижает нагрузку на корпус и позволяет, не останавливаясь, идти через лёд толщиной до 2,8 метра.

Ещё одно уникальное решение — «ледовый пояс», изготовленный из плакированной стали с катодной защитой. То есть к судовой стали добавили слой нержавейки, благодаря которому корпус меньше истирается о лёд и не подвержен коррозии.

Атомный ледокол оснащён экологическим отсеком с новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

Рекорды и знаковые экспедиции ледокола

-3

За двадцать лет работы знаменитый ледокол поставил несколько серьёзных рекордов.

В 2011 году он совместно с «Ямалом» провёл по трассе Северного морского пути крупнейшее за всю историю навигации в арктических широтах судно-танкер «Владимир Тихонов». Переход занял всего 7,5 суток, что стало рекордным временем прохождения маршрута.

В июле 2013 года этот ледокол стал сотым судном, достигшим самой северной точки планеты. А уже в октябре того же года «50 лет Победы» участвовал в эстафете Олимпийского огня. Впервые в истории Олимпийский огонь был доставлен на Северный полюс. Это был первый поход атомохода к точке Северного полюса в условиях полярной ночи.

21 декабря 2016 года судно завершило первый в истории Арктики сверхпоздний транзитный рейс по Севморпути. За две недели «50 лет Победы» обеспечил безопасный проход через льды Чукотского моря трём грузовым судам.

Следующий рекорд был установлен в 2017 году: атомоход достиг Северного полюса за 79 часов вместо привычных четырех суток (непревзойдённый рекорд до сих пор). На борту находились участники исторической экспедиции, инженеры и учёные, а рейс приурочили к 40-летию первого выхода к полюсу ледокола «Арктика» (этот советский атомоход стал первым в мире надводным судном, достигшим географической точки Северного полюса в активном плавании).

В феврале 2021 года «50 лет Победы» впервые в мировой практике провёл танкер по зимнему маршруту от мыса Дежнёва до Сабетты.

В навигацию 2022–2023 годов экипаж обеспечил проводку 125 судов в Обской губе и Карском море, пройдя 28 500 морских миль.

Полярный туризм: открывая Арктику для путешественников

С 2008 года, помимо проводки транспортных судов через холодные арктические моря, «50 лет Победы» доставляет туристов на Северный полюс и к архипелагу Земля Франца-Иосифа. На борту — до 150 пассажиров. Для их комфорта есть всё необходимое: ресторан, сауна, спортзал, музыкальный салон, бассейн с подогревом и библиотека.

-4

Маршрут путешествия начинается в Мурманске и проходит через Баренцево море к точке 90° северной широты. Достигнув Северного полюса, участники экспедиции могут совершить самое короткое кругосветное путешествие – на вершине мира сходятся все меридианы планеты. Надо всего лишь сделать круг вокруг точки 90 градусов северной широты.

«Ледокол знаний»: образовательная экспедиция на вершину мира

-5

«Ледокол знаний» — отдельный важный научно-просветительский проект, который с 2019 года осуществляется благодаря судну «50 лет Победы».

В 2025 году состоялась уже шестая экспедиция по маршруту Мурманск — Северный полюс. В течение 10 дней юные исследователи не только слушали лекции ведущих учёных и ставили эксперименты, но и вживую наблюдали за работой атомного ледокола и уникальной арктической природой. Высокая значимость проекта была отмечена национальной премией «Хрустальный компас» в номинации «Путешествие и экспедиция».

Значение «50 лет Победы» для России

-6

Атомный ледокол «50 лет Победы» стал символом возрождения отечественного флота и одним из важнейших арктических судов. Он надёжно обеспечивает проводку судов через северные моря, участвует в научных экспедициях и спасательных операциях, развивает арктический туризм.

«50 лет Победы» — это пример инженерной точности и долгой работы многих специалистов. Его имя и история навсегда заняли место в летописи российского флота.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта Дзен и Росатомфлот  "Покорители Арктики".

Ещё больше материалов читайте в специальном тематическом канале.