3 декабря — День атомного ледокольного флота, праздник смелых исследователей и тружеников Арктики. Продолжаем нашу серию материалов: герой этой статьи — ледокол «Таймыр», созданный специально для работы на мелководье — в устьях сибирских рек и прибрежных участках Арктических морей. Его отличительная черта — уменьшенная осадка, что позволяет заходить туда, куда атомные ледоколы атомные ледоколы «50 лет Победы» и «Ямал» попасть не смогут.
Помимо Советского Союза, в строительстве атомохода участвовала Финляндия. Сочетание опыта разных стран и технологий делает это судно особенно интересным с инженерной точки зрения.
Имя для судна выбрано не случайно: атомный ледокол унаследовал его от своего исторического предшественника — парохода «Таймыр», построенного в 1909 году. Атомоход участвовал в знаменитых арктических экспедициях начала XX века, первым прошёл по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск и стал одним из важных символов русского освоения Севера. Современный «Таймыр» продолжает его путь.
Международное сотрудничество: Финский корпус и советское «сердце»
Свой путь к арктическим льдам атомоход начал на стапелях финской верфи Wärtsilä Marine в Хельсинки, где его корпус был заложен весной 1987 года. Ровно через год, в апреле 1988-го, корпус отправился в Ленинград. На Балтийском заводе судно оснастили мощной атомной установкой и завершив строительство. Этот международный тандем стал образцом прагматичного сотрудничества: финские судостроители воплотили в металле передовые ледокольные технологии, а советские специалисты — мастерство в создании «атомного сердца».
Ледокол «Таймыр» ввели в эксплуатацию 30 июня 1989 года. Его создали для особой задачи: он одинаково хорошо справляется и с океанскими льдами, и с мелководьем сибирских рек. В чём его секрет? Осадка! Большинство атомных гигантов погружаются в воду на 11 метров, а «Таймыр» — всего на 8,1. Эта небольшая разница позволяет ему заходить в те речные протоки, которые недоступны для других ледоколов.
Техническая мощь: реактор, лёд и арктические морозы
Ледокол «Таймыр» оснащён ядерной силовой установкой типа КЛТ‑40М. Этот судовой ядерный реактор мощностью 171 МВт (примерно 50 тысяч лошадиных сил), обеспечивает судну непрерывное движение во льдах и высокую автономность. Энергия, которую он выделяет, используется для турбогенераторов и двигателей ледокола.
Ключевые технические характеристики судна:
● Длина — 151,8 метра;
● Ширина — 29,2 метра;
● Водоизмещение — около 20 тысяч тонн;
● Экипаж — 75 человек.
На ледоколе «Таймыр» установлена система пузырькового обдува WABS (Wärtsilä Air Bubbling System). Она уменьшает трение между корпусом и льдом, помогая судну двигаться в тяжёлых ледовых условиях. Работает это так: в обшивке ледокола сделаны отверстия вдоль бортов, через которые непрерывно подаётся воздух. Поднимаясь, он образует поток воды с пузырьками, который омывает подводную часть корпуса, убирает мелкие куски льда и снег и тем самым снижает сопротивление при движении.
«Таймыр» способен преодолевать лёд толщиной до 2 метров. При толщине 1,77 метра атомоход сохраняет скорость около 2 узлов (примерно 3,5–4 километра в час).
Корпус ледокола сделан из специальных холодостойких сталей, и потому атомоход уверенно работает в условиях экстремально низких температур: до –50 градусов Цельсия.
Достижения и рекорды атомного ледокола «Таймыр»
Июль 2011 года: Рекордно ранняя проводка. Совместно с ледоколом «Ямал» «Таймыр» обеспечил проводку крупнотоннажного танкера Perseverance (дедвейтом 73 000 тонн). Эта операция стала первой в истории, когда судно такого класса прошло по акватории Северного морского пути в столь ранние сроки.
Январь 2018 года: Спасение рекордной экспедиции. Ледокол пришёл на помощь участникам экспедиции РГО, которые пытались установить мировой рекорд, добравшись до самого северного континентального населённого пункта на внедорожниках. «Таймыр» эвакуировал шестерых добровольцев и их автомобили из Диксона в порт Дудинка, преодолев за 1 день путь, который у экспедиции занял 7 суток.
Лето — осень 2018 года: Масштабная проводка китайских судов. В ходе летне-осенней навигации «Таймыр» участвовал в проводке четырёх китайских грузовых теплоходов компании Cosco. Он обеспечил ледокольную проводку на ключевом западном участке маршрута — в проливе Вилькицкого.
Октябрь 2018 года: Проводка самого крупного танкера за 5 лет. «Таймыр» успешно провёл в Восточно-Сибирском море танкер Lomonosov Prospect дедвейтом свыше 100 000 тонн. Это было первое за последние пять лет нефтеналивное судно такого размера в акватории Севморпути. За 44 часа суда прошли 463 морские мили со средней скоростью 10 узлов.
«Брат-близнец»: ледокол «Вайгач» и значение серии
У «Таймыра» есть близнец — атомный ледокол «Вайгач». Оба судна построены по проекту 10580 и предназначены для работы в одних и тех же условиях: прибрежные арктические районы, устья рек, мелководные участки.
Создание серии судов с малой осадкой стало важным этапом в развитии отечественного арктического флота. «Таймыр» и «Вайгач» были задуманы для обеспечения круглогодичной навигации на маршруте Мурманск — Дудинка.
Наследие «Таймыра» в истории ледоколостроения
Создание ледокола «Таймыр» — пример инженерного подхода, при котором каждая деталь соответствует конкретным условиям эксплуатации. Конструкторы не стремились к рекордной мощности, но хотели, чтобы судно могло уверенно работать там, где другие атомоходы бессильны.
Сочетание низкой осадки и высокой мощности позволяет «Таймыру» и заходить в устья рек, обеспечивать проводку судов в тех районах, где не могут линейные атомоходы. Сегодня «Таймыр» продолжает службу, сопровождая суда в Обской губе и в районе Дудинки.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Дзен и Росатомфлот "Покорители Арктики".
Ещё больше материалов читайте в специальном тематическом канале.