Найти в Дзене
Росатом Дзен

Атомный ледокол «Ямал»: легенда северных морей

Через Арктику проходит важный путь для глобальной торговли. Пройти его по силам лишь самым мощным и совершенным машинам — атомным ледоколам. 3 декабря в России отмечается День атомного ледокольного флота — праздник в честь людей и атомоходов, которые сделали Арктику доступнее. К этой дате мы представляем серию публикаций об атомных гигантах. Герой этой статьи — ледокол «Ямал», чей силуэт с хищной акульей пастью на носу стал символом мощи. Это пятый атомоход легендарной серии 10520 «Арктика». В длину судно почти 150 метров – это в три раза больше, чем Олимпийский бассейн, а в ширину – 30. Ледопроходимость – 2,5 метра. Послужной список тоже впечатляет — судно 46 раз стояло на самой вершине планеты — на Северном полюсе. Как устроен этот гигант с атомным сердцем? Читайте в материале. Устройство и возможности ледового гиганта Размеры ледокола «Ямал» поражают: ● Длина — 147,9 метров, ● Ширина — 30 метров, ● Высота борта достигает 17,2 метра, ● Осадка — 11 метров, ● Полное водоизмещение —
Оглавление

Через Арктику проходит важный путь для глобальной торговли. Пройти его по силам лишь самым мощным и совершенным машинам — атомным ледоколам. 3 декабря в России отмечается День атомного ледокольного флота — праздник в честь людей и атомоходов, которые сделали Арктику доступнее. К этой дате мы представляем серию публикаций об атомных гигантах. Герой этой статьи — ледокол «Ямал», чей силуэт с хищной акульей пастью на носу стал символом мощи. Это пятый атомоход легендарной серии 10520 «Арктика». В длину судно почти 150 метров – это в три раза больше, чем Олимпийский бассейн, а в ширину – 30. Ледопроходимость – 2,5 метра. Послужной список тоже впечатляет — судно 46 раз стояло на самой вершине планеты — на Северном полюсе. Как устроен этот гигант с атомным сердцем? Читайте в материале.

Устройство и возможности ледового гиганта

-2

Размеры ледокола «Ямал» поражают:

● Длина — 147,9 метров,

● Ширина — 30 метров,

● Высота борта достигает 17,2 метра,

● Осадка — 11 метров,

● Полное водоизмещение — 23 тысячи тонн.

Главная энергетическая установка ледокола — это два реактора типа ОК-900А, тепловая мощность каждого из них — 171 МВт (такого количества энергии может хватить для обеспечения примерно 100 тысяч квартир). Три гребных электродвигателя выдают на валы 55 МВт — эквивалент 75 000 лошадиных сил. Перезарядка топливом происходит один раз в пять лет.

Корпус «Ямала» сделан из легированной стали, толщина которой местами достигает 48 миллиметров. Чтобы уменьшить трение, подводная часть бортов покрыта специальной краской «Инерта-160». Атомоход может ломать лёд не только носом, но и кормой.

Двойной корпус судна разделён на девять изолированных отсеков. Чтобы обеспечить максимальную безопасность, вдоль помещений ядерного реактора установлены продольные переборки, которые образуют второй борт. Благодаря этому, ледокол останется на плаву, даже если два отсека будут полностью заполнены водой.

Откуда взялась акулья пасть на носу «Ямала»

-3

Знаменитая зубастая улыбка появилась в 1994 году. Её нарисовали перед одним из самых необычных рейсов на Северный полюс. 21 августа на вершину планеты атомоход доставил 60 ребят из России и других стран мира. В Международный год семьи дети дали концерт с Северного полюса. Во время прямой трансляции даже была организована связь с экипажем космического корабля. Кстати, в этом рейсе атомный ледокол «Ямал» c детьми на борту помог вырваться из ледового плена Северного полюса самому мощному американскому ледоколу Polar Sea, застрявшему из-за поломки лопасти винта. С тех пор эта улыбка – бренд «Ямала».

Жизнь на борту: от спортзала до бассейна

Для экипажа на ледоколе созданы комфортные условия для долгого автономного плавания. На борту «Ямала» есть кают-компания, просторная столовая, конференц-зал, спортивный и тренажёрный залы, бассейн с подогревом, сауна и медицинский блок.

На борту стоят спутниковые системы, которые обеспечивают служебные телефонную связь и интернет, а также бесперебойную работу навигационных систем. Также «Ямал» оборудован установками для сжигания судовых отходов и обеззараживания сточных вод.

Героические страницы в истории ледокола

-4

30 мая 2020 года у восточной кромки льдов Чукотского моря атомный ледокол «Ямал» завершил проводку танкера-газовоза «Кристоф де Маржери». Маршрут движения начался в порту Сабетта, расположенном в Обской губе Карского моря. До этого суда класса Yamalmax следовали по акватории Севморпути только в период с июля по начало января. Этот сверхранний экспериментальный рейс открыл новую страницу в арктической навигации. Экипажами судов «Ямал» и «Кристоф де Маржери» был получен уникальный опыт для организации круглогодичной навигации по всей акватории Северного морского пути.

Первая в мире женщина-капитан атомного ледокола

В конце августа 2025 года в истории флота произошло важное событие: должность капитана атомного ледокола впервые в мире получила женщина. Капитаном «Ямала» стала Марина Старовойтова. Она начинала свою карьеру в должности матроса и посвятила флоту двадцать лет, шесть из которых провела на атомных судах.

Капитан «Ямала»  Марина Старовойтова.
Капитан «Ямала» Марина Старовойтова.

«Ямал» сегодня: итоги и перспективы

«Ямал» продолжает нести службу в арктических морях. В экипаже судна 82 человека, которые сменяются каждые четыре месяца. В 2015 году на одном из зданий Салехарда появился мурал — огромный портрет «зубастого» ледокола, как напоминание о том, что «Ямал» — это один из важных символов Арктики.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта Дзен и Росатомфлот  "Покорители Арктики".

Ещё больше материалов читайте в специальном тематическом канале.