Найти в Дзене

Где воевали велосипедисты Вермахта

Немецких солдат на велосипедах можно увидеть во многих фильмах — сразу вспомнился «Щит и меч», но речь обычно идёт о тылах. В боевой обстановке велосипедистов не показывали, в отличие от мотоциклистов. Хотя использование велосипедов во Второй Мировой войне было весьма активным, причём именно в боевых частях. Только у нас использовалось слово самокатчики и мы, разумеется, тоже будем его использовать.

Самокатные части массово появились в Первую Мировую, как развитие кавалерии. Именно для военных были разработаны складные велосипеды, чтобы можно было в боевой обстановке носит «железного коня» за спиной. В русской армии тоже не отставали от современных веяний — самокатных рот у нас было не меньше, чем в других армиях. Правда, в РККА у нас и с самокатными, и с мотоциклетными частями было туго, по причине отсутствия необходимого количества «железных лошадок». Велосипеды были к началу войны только в разведывательных подразделениях воздушно-десантных войск. И лишь в Ржевской битве принимал участие самокатный полк в составе мотоциклетно-самокатной бригады, но использовались трофейные велосипеды.

В Вермахте же велосипеды встречались относительно часто, с самого начала и до конца Второй Мировой войны.

Самокатный эскадрон (Radfahrschwadron) по штату входил в состав разведывательного дивизиона (Aufklärungs-Abteilung) пехотной дивизии. В 1939 году эскадрон включал три взвода самокатчиков и миномётную секцию. В составе последней было 3 50-мм миномёта, 16 человек и 7 мотоциклов. Самокатные же взводы включали 43 человека (1 офицер, 6 унтеров и 36 рядовых), 33 карабина, 3 ручных пулемёта, 10 пистолетов и 43 велосипеда. В 1941 году в эскадрон добавилось по 2 станковых пулемёта.

-2

Всего же в эскадроне 180 человек, 138 велосипедов, 14 мотоциклов, 7 автомобилей.

В стрелковой роте (Schützenkompanie) Вермахта штата 1941 года было 8-9 велосипедов.

В легкопехотных дивизиях был самокатный дивизион (Radfahr-Abteilung), в котором, в отличие от разведывательного, оба эскадрона были самокатными. А в горнопехотной дивизии в горном разведывательном дивизионе (Gebirgs-Aufklärungs-Abteilung) самокатных эскадронов было три. Плюс эскадрон тяжёлого оружия — 8 станковых пулеметов, 2 50-мм и 6 81-мм миномётов, 2 75-мм пехотных и 3 37-мм противотанковых орудия. Плюс самокатные взводы имелись в составе горнопехотных полков.

В кавалерийской дивизии был самокатный дивизион (Radfahr-Abteilung) — три самокатных эскадрона (4 станковых и 9 ручных пулеметов, 3 50-мм миномёта), эскадрон поддержки (6 81-мм миномётов, 4 75-мм пехотных и 3 37-мм противотанковых орудия), батарея безоткатных орудий (4 75-мм орудия);

Кроме самокатных частей в составе дивизий Вермахта имелись и отдельные самокатные батальоны (Radfahr-Bataillon).

В операции «Барбаросса» было задействовано в составе группы армий «Север» два батальона — 402-й и 403-й. Ещё один батальон — 233-й был в Северной Финляндии. Батальоны включали три самокатных роты (по 9 ручных и 4 станковых пулемёта) и роту тяжёлого оружия (12 81-мм миномётов и 3 37-мм противотанковых орудия). Был ещё 404-й батальон, но он был переформирован в 30-й дивизионный самокатный дивизион в 1940 году.

Кроме того, велосипеды могли быть и в других войсках. Например, в операции «Барбаросса» из 25 дорожно-строительных батальонов 2 были самокатными.

-3

В 1942 году дивизионные разведывательные дивизионы переформированы в самокатные (Radfahr-Abteilung). А в 1943 году были переформированы в дивизионные фузилёрные батальоны (Divisions-Füsilier-Bataillon), которые по составу от пехотных отличались лишь тем, что одна рота имела велосипеды. Причём велосипедов могло быть больше, если они остались от прежних самокатных частей. В народно-гренадёрских дивизиях, где вместо фузилёрного батальона была только рота, в роте тоже имелись велосипеды.

В конце 1942 и 1943 году в составе пехотных дивизий имелись подвижные дивизионы (Schnelle-Abteilung), которые представляли собой смешанный разведывательно-противотанковый дивизион. Состав был разный, но обычно одна-две противотанковых, одна-две самокатных и тяжёлого оружия роты.

Эти дивизионы не следует путать с чисто самокатными дивизионами, носившими такое же название — Schnelle-Abteilung. Они были сформированы из резервных частей.

Из 20-го (3-й, 4-й, 6-й, 9-й, 10-й, 11-й и 12-й батальоны) и 30-го (5-й, 7-й, 13-й, 17-й и 18-й батальоны) резервных самокатных полков (Reserve-Radfahr-Regiment) были сформированы 20-я (503-й, 504-й, 506-й, 509-й, 510-й, 511-й и 512-й батальоны) и 30-я (505-й, 507-й, 513-й, 517-й и 518-й батальоны) подвижные бригады (Schnelle Brigade).

Кроме этих бригад, в 1945 году в Восточной Пруссии была сформирована 10-я самокатно-егерская бригада (Radfahr-Jäger-Brigade).

В самокатных дивизионах бригады должно было быть три эскадрона — 9 ручных пулемётов, 18 «панцершреков», два взвода вооружены штурмовыми винтовками. А также тяжёлого оружия (12 станковых пулемётов и 18 «панцершреков») и миномётный (12 81-мм миномётов) эскадроны.

Кроме этого в бригаде:

  • Артиллерийский дивизион — 12 105-мм гаубиц;
  • Противотанковая рота — 14 штурмовых орудий StuG III;
  • Самокатная сапёрная рота — 2 станковых и 9 ручных пулемётов, 2 81-мм миномёта и 6 огнемётов.

Всего в бригаде было 3761 человек, включая 71 хиви.

-4
-5
-6

Кроме этого из резервных кавалерийских дивизионов (Reserve-Kavallerie-Abteilung) были сформированы 602-й, 608-й и 621-й подвижные дивизионы.

Все эти части действовали на Западном фронте Вермахта.

Кроме этого в Норвегии в апреле 1944 года был сформирован самокатный разведывательный полк «Норвегия» (Radfahr-Aufklärungs-Regiment Norwegen) которые в июле того же года был переименован в бригаду (Radfahr-Aufklärungs-Brigade Norwegen). Полк состоял из двух самокатных дивизионов по четыре эскадрона (три самокатных и один тяжёлого оружия), в бригаде добавились отдельные эскадроны — штурмовой и тяжёлого оружия.

Ещё упоминается, что у многочисленных частей и соединений истребителей танков, сформированных в 1945 году, главным средством передвижения должны были быть велосипеды. Однако точных данных, насколько это выполнялось, я не нашёл. В некоторых бригадах велосипедов не было совсем, а вот во 2-й (Heeres-Panzerjagd-Brigade II) на 1145 человек личного состава было 44 легковых и 48 грузовых автомобилей, 36 мотоциклов и 619 велосипедов.

Во всяком случае на основании вышеизложенной информации можно убедиться, что велосипеды в Вермахте играли немалую роль. С первых и до последних дней войны.

-7

В завершении тем, кого интересует Вермахт, могу предложить продолжить чтение статьёй:

Кто охранял тылы Вермахта и боролся с партизанами