Найти в Дзене
Extreme Sound

Supertramp от прог-поисков до мирового господства

История Supertramp — это история творческой дуэли, гениального союза двух абсолютно разных авторов песен. Без контрастных стилей Рика Дэвиса и Роджера Ходжсона, но с их общим стремлением к музыкальному совершенству, наследие группы могло бы быть совершенно иным. Земной, блюзовый и склонный к прогрессиву Дэвис и воздушный, мелодичный, почти духовный поп-гений Ходжсона создали уникальную алхимию, которая привела группу от скромных лондонских клубов к вершинам мировых чартов. Их путь начался в 1970 году при поддержке голландского миллионера, который финансировал их ранние, неуверенные прог-эксперименты. Но как только группа обрела стабильный состав — с саксофонистом Джоном Хеллиуэллом, басистом Дуги Томсоном и барабанщиком Бобом Сибенбергом — их звучание начало трансформироваться. Прогрессивные корни никуда не делись, но их оплели изящные мелодии арт-рока и безупречные поп-гармонии. Прорыв 1974 года с альбомом Crime of the Century положил начало неумолимому восхождению к Олимпу, вершино

История Supertramp — это история творческой дуэли, гениального союза двух абсолютно разных авторов песен. Без контрастных стилей Рика Дэвиса и Роджера Ходжсона, но с их общим стремлением к музыкальному совершенству, наследие группы могло бы быть совершенно иным. Земной, блюзовый и склонный к прогрессиву Дэвис и воздушный, мелодичный, почти духовный поп-гений Ходжсона создали уникальную алхимию, которая привела группу от скромных лондонских клубов к вершинам мировых чартов.

Их путь начался в 1970 году при поддержке голландского миллионера, который финансировал их ранние, неуверенные прог-эксперименты. Но как только группа обрела стабильный состав — с саксофонистом Джоном Хеллиуэллом, басистом Дуги Томсоном и барабанщиком Бобом Сибенбергом — их звучание начало трансформироваться. Прогрессивные корни никуда не делись, но их оплели изящные мелодии арт-рока и безупречные поп-гармонии. Прорыв 1974 года с альбомом Crime of the Century положил начало неумолимому восхождению к Олимпу, вершиной которого стал мультиплатиновый Breakfast in America — альбом, сделавший Supertramp одной из величайших групп планеты на рубеже десятилетий.

Однако трещина между Дэвисом и Ходжсоном, служившая источником их творческой силы, в итоге расколола группу. В 1983 году Ходжсон ушел в сольное плавание, оставив Дэвиса у руля еще на четыре альбома. Этот рейтинг из 11 студийных пластинок рассказывает полную историю их пути — от амбициозных прог-мечтателей до покорителей Америки и тихого угасания великой группы.

-3

11. Free as a Bird (1987)

-4

После ухода Ходжсона прошло несколько лет, и Рик Дэвис решил направить Supertramp по совершенно новому пути. Альбом Free as a Bird стал смелой, но провальной попыткой вписать классическое звучание группы в музыкальный ландшафт середины 80-х. Дэвис позже признавался, что хотел осовременить Supertramp, сделав каждую песню непохожей на что-либо из их прошлого каталога. Результатом стал холодный, перепродюсированный звук с доминирующими синтезаторами и танцевальными ритмами, который оттолкнул старых поклонников и не привлек новых. Альбом не смог попасть даже в Топ-100 чарта Billboard, и после него группа распалась на целое десятилетие.

10. Some Things Never Change (1997)

-5

Десять лет спустя после разочаровывающего эксперимента Free as a Bird, Supertramp вернулись к более привычным берегам. Как следует из названия («Некоторые вещи никогда не меняются»), группа попыталась возродить магию своего золотого периода 70-х. Альбом представляет собой коллекцию добротного прогрессив-попа, почти полностью написанного Риком Дэвисом с помощью мультиинструменталиста Марка Харта. Пластинка звучит как отчаянная попытка остаться актуальными, цепляясь за славное прошлое. Это приятный, но необязательный альбом для преданных фанатов.

9. Indelibly Stamped (1971)

-6

Второй альбом Supertramp преследовали проблемы: скандальная обложка с татуированной женской грудью, полная неопределенность с музыкальным направлением и растущая пропасть между стилями Дэвиса и Ходжсона. Звучание пластинки заметно отличается от дебюта — оно более прямолинейное, с элементами хард-рока и ритм-н-блюза. Indelibly Stamped — это по сути переходный альбом, на котором группа лихорадочно искала свой звук, но так и не нашла. Большинство треков здесь, к сожалению, совершенно незапоминающиеся.

8. Supertramp (1970)

-7

Дебютный альбом 1970 года имеет мало общего с той музыкой, которая сделает группу знаменитой. Контраст между Дэвисом и Ходжсоном здесь едва намечен. В центре внимания — длинные, мечтательные прогрессивные композиции с влиянием Traffic и King Crimson. Тексты для всех песен написал гитарист Ричард Палмер, который покинул группу уже на следующий год. Это был неуверенный, но интригующий старт, демонстрирующий амбиции, но не дающий намека на будущий коммерческий успех и заразительный арт-поп.

7. Slow Motion (2002)

-8

Последний студийный альбом Supertramp стал горько-сладким прощанием. Главный подарок для фанатов — трек «Goldrush», написанный еще в 1970 году и исполнявшийся на концертах в ранние годы, но так и не записанный в студии. Это элегантный кивок в сторону прошлого, наряду с другими композициями, отражающими прогрессивные корни группы. После тура в поддержку Slow Motion Рик Дэвис распустил Supertramp. Запланированный на 2015 год тур был отменен из-за серьезных проблем со здоровьем у Дэвиса, что фактически поставило точку в активной карьере коллектива.

6. Brother Where You Bound (1985)

-9

Первый альбом без Роджера Ходжсона — далеко не такое разочарование, как считают некоторые фанаты, но его отсутствие ощущается в каждой ноте. Пластинка, естественно, склоняется в сторону прогрессивного рока, отражая доминирующее влияние Рика Дэвиса, который написал весь материал. «Cannonball» стал хитом, попав в Топ-30, но настоящая жемчужина альбома — эпический 16-минутный заглавный трек, самая длинная песня в истории группы. Это мрачная, напряженная композиция на тему холодной войны с гитарным соло от Дэвида Гилмора из Pink Floyd. Альбом почти компенсирует уход Ходжсона. Почти.

5. ...Famous Last Words... (1982)

-10

«Знаменитые последние слова...» — название оказалось пророческим. Это был последний альбом с Роджером Ходжсоном, завершивший классическую эру Supertramp. Как наследник суперуспешного Breakfast in America, он содержит все необходимые компоненты: отточенный звук, сильные мелодии и коммерческий потенциал. Однако к этому моменту Дэвис и Ходжсон настолько отдалились друг от друга, что записывали свои песни в разных студиях. Альбом ощущается как два сольных EP, склеенных вместе. Это звук распадающегося партнерства, где вместо компромисса — холодное сосуществование двух гениев.

4. Crisis? What Crisis? (1975)

-11

Несмотря на поспешную историю создания (лейбл требовал быстрого продолжения хитового Crime of the Century, и у группы не было готового материала), четвертый альбом Supertramp стоит в одном ряду с их классикой 70-х. Записанный во время перерывов в мировом турне, он иногда выдает свою «сборную» природу.

Однако песни, многие из которых были написаны для предыдущих пластинок, но не вошли в них, — просто великолепны («Ain't Nobody But Me», «Sister Moonshine»). Crisis? What Crisis? — это доказательство того, что Supertramp находились на пике творческой формы, когда даже «проходной» альбом становился классикой.

3. Even in the Quietest Moments... (1977)

-12

К своему пятому альбому Supertramp довели свою формулу до совершенства. Они научились объединять свои противоположные подходы в единое, гармоничное целое. Более приземленный, блюзовый прогрессив Рика Дэвиса идеально дополнял возвышенные арт-поп мелодии Роджера Ходжсона.

Альбом подарил миру один из главных гимнов группы — акустическую балладу Ходжсона «Give a Little Bit», ставшую мировым хитом. Пластинка представляет собой восхитительный набор песен, которые стали еще одним шагом к коммерческому и творческому пику, достигнутому на следующем альбоме.

2. Crime of the Century (1974)

-13

Это альбом, с которого всё началось по-настоящему. Со свежим составом и концепцией, вокруг которой Дэвис и Ходжсон писали песни по отдельности, Supertramp наконец-то обрели свой голос. Crime of the Century — это их первый шедевр. Пластинка все еще глубоко укоренена в прогрессив-роке (три песни длятся около семи минут), но в таких треках, как «School», «Hide in Your Shell» и «Dreamer», пробивается невероятная поп-уверенность.

Альбом подарил группе первые хиты: «Dreamer» в Великобритании и «Bloody Well Right» в США, открыв им дорогу к международной славе.

1. Breakfast in America (1979)

-14

На своем шестом альбоме для Supertramp все сошлось воедино. Протиборствующие личности Дэвиса и Ходжсона нашли общую почву в случайном концептуальном альбоме о переезде, разрушающихся отношениях и поиске творческого удовлетворения в компромиссе. Breakfast in America продержался на первом месте в США шесть недель и стал мировым феноменом.

Три сингла из Топ-15 — «The Logical Song», «Goodbye Stranger» и «Take the Long Way Home» — демонстрируют арт-поп группы в его самом радиоформатном виде. Но на самом деле, весь альбом — от заглавного трека до финальной «Child of Vision» — является их лучшей работой. Это практически идеальная пластинка, которая безупречно сочетает в себе все стили и влияния группы, превратив их в одну из величайших групп в мире.