Найти в Дзене
Extreme Sound

«Как ссора двух гениев породила главные хиты 70-х: настоящая история Supertramp»

Оглавление


В истории рока есть группы-гиганты, о которых знают все. А есть Supertramp. Группа, продавшая более 60 миллионов альбомов, получившая «Грэмми» и создавшая саундтрек для целого поколения. Но её история — это не рассказ о дружбе и единстве.

Это история о двух абсолютно разных людях, Рике Дэвисе и Роджере Ходжсоне, чьё соперничество, как у Леннона и Маккартни, породило одни из самых красивых и мелодичных песен XX века.

Рик Дэвис
Рик Дэвис

Это расследование о том, как прогрессивный рок превратился в радиохиты, почему их главный шедевр был написан от отчаяния, и как внутренний конфликт привёл группу к мировому господству.

Роджер Ходжсон
Роджер Ходжсон

С чего всё началось? Они сразу стали писать хиты?

Вовсе нет. Их история началась не с гениальной идеи, а с объявления в газете. В 1969 году клавишник Рик Дэвис разместил в журнале Melody Maker объявление о поиске музыкантов. Так он нашёл Роджера Ходжсона, гитариста Ричарда Палмера и барабанщика Кита Бейкера.

Первое название группы было Daddy (Папочка). Они играли психоделический блюз и прогрессивный рок, а своё нынешнее имя взяли из книги «Автобиография супербродяги» (The Autobiography of a Super-Tramp).

-4

Их первые два альбома, Supertramp (1970) и Indelibly Stamped (1971), были амбициозными, но не имели коммерческого успеха. Группа была на грани распада. У них почти не было денег, состав постоянно менялся. Казалось, что это конец. Но именно это отчаяние и стало толчком к созданию их главного шедевра.

-5

Так как же они создали свой прорывной альбом Crime of the Century?

К 1974 году от первоначального состава остались только Дэвис и Ходжсон. Они набрали новых музыкантов и оказались перед выбором: либо записать что-то невероятное, либо навсегда исчезнуть.

Они решили полностью изменить свой звук. Вместо длинных психоделических джемов они сосредоточились на коротких, мелодичных и идеально спродюсированных песнях. Они наняли легендарного звукоинженера Кена Скотта, который работал с The Beatles и Дэвидом Боуи.

-6

Альбом Crime of the Century (Преступление века) стал их спасением. Он был посвящён темам отчуждения, классовой борьбы и социальной неловкости — в духе Pink Floyd. А песни ‘Dreamer’ и ‘Bloody Well Right’ стали хитами по обе стороны Атлантики.

-7

Это был не просто альбом. Это был крик отчаяния, превращённый в произведение искусства.

В чём был секрет их песен? Как работали Дэвис и Ходжсон?

Они были как лёд и пламень.

  • Рик Дэвис был прагматиком, тяготеющим к блюзу и джазу. Его песни были более циничными и приземлёнными.
-8

  • Роджер Ходжсон был идеалистом и романтиком, его музыка была более духовной и мелодичной.
-9

Они почти никогда не писали вместе. Каждый приносил в студию свою готовую песню. Но они были идеальными редакторами друг для друга. Их постоянное соперничество и творческая борьба заставляли каждого выкладываться на полную, доводя свои композиции до совершенства.

Подобно Леннону и Маккартни, они были двумя противоположностями, которые вместе создавали идеальный баланс. Именно этот внутренний конфликт и стал двигателем их успеха.

Как они покорили Америку? И почему их не очень любили в Британии?

В родной Британии, на фоне зарождающейся панк-революции, их вылизанный и сложный рок уже считали старомодным. Зато в Америке, где их музыка идеально ложилась в радиоформат, они становились настоящими суперзвёздами. Supertramp стали классическим примером правила «нет пророка в своём отечестве».

Но в Америке всё было наоборот. Их музыка идеально подходила для FM-радио. Альбом Even in the Quietest Moments… (1977) подарил миру бессмертный хит ‘Give a Little Bit’, который до сих пор звучит на всех радиостанциях.

-10

А потом случился Breakfast in America (1979). Этот альбом стал их Rumours (легендарный альбом Fleetwood Mac) — феноменом невероятного масштаба. Четыре хита с одной пластинки: ‘The Logical Song’, ‘Goodbye Stranger’, ‘Take the Long Way Home’ и заглавный трек.

Альбом получил две премии «Грэмми» и стал самым продаваемым англоязычным альбомом в истории Франции. Supertramp стали одной из крупнейших групп в мире.

Почему же Роджер Ходжсон ушёл на пике славы?

После мирового турне, запечатлённого на двойном концертном альбоме Paris, напряжение между Дэвисом и Ходжсоном достигло предела. Они записали ещё один успешный альбом …Famous Last Words… (1982), но это были действительно «знаменитые последние слова».

-11

Ходжсон хотел продолжать писать хиты в стиле Breakfast in America. Дэвис же устал от поп-музыки и хотел вернуться к более прогрессивному, блюзовому звучанию. Их творческие пути разошлись окончательно.

После ухода Ходжсона Supertramp продолжили существовать под руководством Дэвиса. Они даже записали альбом Brother Where You Bound, в заглавном треке которого на гитарах сыграли Скотт Горэм из Thin Lizzy и Дэвид Гилмор из Pink Floyd. Но магия, рождённая из конфликта двух гениев, ушла навсегда.

В чём их наследие?

Supertramp — это не просто группа с несколькими хитами. Это пример того, как творческое противостояние может порождать великое искусство. Они доказали, что коммерческий успех не обязательно должен быть циничным, а сложные аранжировки могут стать радиохитами.

Их музыка пережила все тренды и до сих пор вдохновляет группы от Supergrass до Mindless Self Indulgence. Качество всегда побеждает, даже когда критики уже разошлись по домам. И в этом Supertramp были чертовски правы (bloody well right).