Уникальное судно, построенное специально для Волги, стало «крестным отцом» всего ледокольного флота страны.
Почему оно заменяло железнодорожный мост, зачем и как разделялось на два самостоятельных судна, в каких исторических событиях участвовало и как сложилась его судьба — читайте в нашем материале.
➡️На канале «История Волжского пароходства» продолжаем рассказывать о важных этапах развития отечественного судостроения. Подпишитесь, чтобы не пропустить новую публикацию!
Из Англии в Саратов
Во второй половине XIX века в России шло активное строительство железнодорожной сети между промышленными центрами страны. Одним из строителей путей выступало Общество «Рязано-Уральская железная дорога», которое в 1871 году довело линию до Саратова. На тот момент возводить железнодорожный мост через Волгу было нерентабельно, тогда было решено организовать круглогодичную паромную переправу. Для выполнения этой задачи и потребовался ледокол.
Судно и паром к нему заказали в «Армстронг Уитуорт», крупнейшей английской промышленной фирме середины XIX — начала XX века. Кстати, эта компания позже построила для России еще несколько ледоколов, которые работали на озере Байкал. Также с их верфей сошел первый в мире ледокол арктического класса — «Ермак».
Корабелы должны были построить судно:
· с возможностью пассажирских и грузоперевозок;
· пробивающее канал перед паромом через сплошную ледяную корку толщиной до 700 мм;
· способное идти через движущийся лед любой толщины;
· обходящее крупные льдины или пропускающее их мимо себя.
В мае 1895-го года в городе Ньюкасл на воду спустили чудо техники, уникальное судно, первый в мире речной буксир, способный покорять льды, — «Саратовский ледокол».
В тему:
💡От «Ласточки» до «Орла»: первый российский железный пароход на Волге.
Уникальная особенность «Саратовского ледокола»
После ходовых испытаний судно отправилось в Россию. Ледокол прошел через Северное и Балтийское море, затем прибыл в Санкт-Петербург. В столице экипаж столкнулся с серьезным препятствием — узкими шлюзами Мариинского канала. Но конструкторы предусмотрели и это — ледокол мог разделиться вдоль, от носа до кормы, на два самостоятельных судна. В каждом отделении была своя паровая машина и гребной винт.
Конструкция «Саратовского ледокола»:
✔️длина — 44 метра;
✔️ширина — 11 метров;
✔️высота — 15 метров;
✔️водоизмещение — 870/1000 тонн;
✔️мощность обоих паровых котлов — 1400 л.с.;
✔️скорость хода — около 8,6 узла (16 км/ч);
✔️экипаж судна состоял из 50 человек, часть трудилась на палубе, остальные члены команды — в машинном отделении;
✔️на борт ледокол мог взять до 40 человек на места для I и II класса, а также до 400 человек в III классе.
В тему:
💡 Гиганты на Волге. Какими были легендарные пароходы Альфонса Зевеке?
Речной трудяга
Эксплуатация «Саратовского ледокола» началась в марте 1896-го. Основной работой ледокола стала расчистка льда и поддержание каналов для свободного прохода парома. Зимой судно за сутки могло переправить через Волгу до 120 железнодорожных вагонов.
Кстати, 23 ноября 1897 года в Саратов, чтобы увидеть легендарное судно, прибыл полярный исследователь, кораблестроитель, новатор, пионер использования ледоколов, вице-адмирал Степан Макаров. Именно в честь него названа кузница кадров для отечественного флота — знаменитая Макаровка.
Два часа он наблюдал, как работал ледокол, и, как сообщали официальные сводки, оказался очень доволен увиденным.
Интересный факт:
Некоторые исследователи утверждают, что «Саратовский ледокол» благодаря Макарову стал «крестным отцом» ледокола «Ермак» и, таким образом, родоначальником всего ледокольного флота России.
Уникальное судно было участником важнейших исторических событий. Во время Гражданской войны «Саратовский ледокол» использовали для доставки красноармейцев к месту сражений. Для ведения боя на воде на корме ледокола поставили 4 трех- и пятидюймовых артиллерийских орудия и 12 пулеметов.
В 1930-е годы судно было активно задействовано на строительстве Саратовского железнодорожного моста. Затем ледокол работал на железнодорожной паромной переправе между станциями Латошинка и Паромная под Сталинградом, где и встретил Великую Отечественную войну. Речного труженика снова вооружили: чтобы он мог участвовать в Сталинградской битве. Под обстрелами немецкой авиации судно перевозило технику, солдат и боеприпасы, поддерживая сообщение между Сталинградом и Заволжьем. За время войны ледокол переправил 53 тысячи вагонов.
После войны судно помогало в строительстве, но теперь уже Волжской ГЭС и автодорожного моста между Саратовом и Энгельсом. Ледокол буксировал бетонные конструкции и пролеты, использовался в качестве плавучей котельной для подачи пара на берег. В середине 1960-х годов снялся в фильме «Строится мост». Однако в 1968 году при невыясненных обстоятельствах «Саратовский ледокол» затонул и до сих пор лежит на дне Волги, недалеко от автодорожного моста, на глубине 4 м.
Читайте также:
На коломенке в Персидский поход: от старинного сухогруза до судна для Петра I.
Музей «легенды трех столетий»
В последние годы звучат идеи поднять «Саратовский ледокол», отреставрировать его и превратить в музей. По словам Владислава Полуэктова, автора проекта «Саратовский ледокол», раньше не раз предпринимались попытки поднять затонувшее судно, но они не увенчались успехом. Основная причина — риск повреждения корпуса, что, по мнению специалистов, может привести к разрушению ледокола. Судно лежит на дне под углом в 30 градусов, в корпусе много ила и песка, что дополнительно осложняет задачу.
Инициативные саратовцы решили возродить ледокол хотя бы в цифровом формате. В ближайших планах команды энтузиастов подготовить экскурсию с дополненной реальностью о «легенде трех столетий», а также запустить по Волге отдельный прогулочный теплоход, который будет возить пассажиров к месту затопления судна у моста Саратов-Энгельс. Через мобильное приложение можно будет увидеть облик ледокола в статичном положении и в динамике, услышать его гудок.
Читайте также:
От бурлаков до водовозов — 4 исчезнувших профессии на Волге.