Найти в Дзене

От «Ласточки» до «Орла»: первый российский железный пароход на Волге

Оглавление

Весной 1852 года нижегородские корабелы спустили на воду первый российский железный пароход «Орел». Переход от паровых деревянных судов к пароходам и баржам с металлической обшивкой, построенным русскими мастерами на отечественном оборудовании из отечественных материалов, специалисты считают знаменательным шагом в судостроении.

Чем примечателен «Орел» и почему иностранные пароходы не могли его догнать? Подробности в нашем материале.

💡На канале «История Волжского пароходства» продолжаем рассказывать о важных этапах развития отечественного судостроения. Подпишитесь, чтобы не пропустить новую публикацию!

Фото: сайт Стратегии Нижегородской области.
Фото: сайт Стратегии Нижегородской области.

Успехи нижегородских корабелов

Нижегородская область занимает ключевое место в летописи российского судостроения. Эта история берет начало еще в петровские времена — местные мастера принимали участие в создании первого в Российской империи морского флота. На протяжении нескольких веков нижегородские суда играли стратегическую роль в развитии российского водного транспорта.

Рождению первого российского железного судна предшествовало несколько успешных проектов. Сначала на нижегородских верфях построили два деревянных судна. Колесный пароход «Ласточка» спустили на воду в 1850 году. На нем была установлена паровая машина высокого давления по паровозной системе, которую разработали тоже в Нижнем Новгороде. Мощность небольшого парохода-забежки — около 20 лошадиных сил.

Новенький кабестан нижегородцы построили в том же году. Двухтрубное судно «Астрахань» мощностью 60 лошадиных сил тянуло за собой состав из барж.

Кабестан «Астрахань». Фото сайт Стратегии Нижегородской области.
Кабестан «Астрахань». Фото сайт Стратегии Нижегородской области.

«Ласточка» и «Астрахань» работали в паре. Так вместе и отправились в рейс по Волге. Они открыли первую в России навигацию от Нижнего Новгорода до Астрахани летом 1850 года.

По информации Музея речного флота, принцип движения кабестана был схож с работой коноводных машин: на судне была установлена лебедка, с помощью которой пароход подтягивал себя к установленному вверх по течению якорю. Лебедку вращала паровая машина (в отличие от коноводных судов, где эту функцию выполняли лошади), а якорь заводила забежка. Вот «Ласточка», «забегая» вперед кабестана, и прокладывала на Волге фарватер российскому паровому флоту.

Модель первого железного парохода «Орел». Фото Музея речного флота ВГУВТ.
Модель первого железного парохода «Орел». Фото Музея речного флота ВГУВТ.

Как волгари пересели с деревянных судов на железные

Переход от деревянных судов к пароходам с железной обшивкой — смелый и очень ответственный этап для судостроителей. Пароход «Орел» стал отличным примером, как бы сейчас сказали, импортозамещения. В «Морском сборнике» № 9 за 1853 год писали, что нижегородские корабелы, «помня правило, что дело рождает деятелей, обошлись русскими средствами, нашли русского руководителя работ, а с развитием дела нашлись и материалы, и мастеровые».

Железным судостроением руководил талантливый инженер Михаил Окунев (1810-1873), ученый, один из основателей Русского технического общества, генерал-майор Корпуса корабельных инженеров. Под его началом строили паровые суда в Петербурге, Николаеве и на других верфях страны. Он много ходил по морям, проверяя качества судов, изучал кораблестроительное дело в Англии. В Нижнем Новгороде Окунев построил 8 железных судов.

Для создания первого российского железного парохода «Орел» собрали лучшие силы, выбрали лучшие материалы. Заложили его 8 сентября 1851 года. Металлический корпус судна склепали за 3 месяца. 30 апреля 1852 года пароход спустили на воду. В июне «Орел» совершил пробный рейс из Нижнего Новгорода в Рыбинск.

Пароход показал себя отлично — вверх по Волге судно с двигателем мощностью 80 л.с. тянуло 3 баржи с грузом в 50 000 пудов (более 800 тонн). По словам историков, «Орел» двигался со скоростью, для тех времен небывалой, — 165 вёрст в сутки. Ни одно равносильное судно иностранной постройки до этого не достигало на Волге такого хода, констатируют специалисты. «Орел» долгие годы держал репутацию «чрезвычайно ходкого судна».

Кстати, следующим важным проектом нижегородских мастеров стал спуск на воду первого в России двухпалубного парохода «Переворот». Подробнее о нем читайте в нашем материале👇🏻

💡 Гиганты на Волге. Какими были легендарные пароходы Альфонса Зевеке?