Найти в Дзене
Объектив времени.

Дмитров в воспоминаниях. Часть 6.

В 1930 или 1931 году в деревнях стали организовывать колхозы. В нашей деревне организовался колхоз и назвали его имени «2- ой Пятилетки», но в деревне не все вступили в колхоз, а жили единоличными хозяйствами, в том числе и наша семья, то есть семья деда Захара. Была выделена земля для ведения хозяйства и ее обрабатывали самостоятельно. Дед Захар умер в 1934 году и его похоронили на кладбище в Даниловском. (сейчас центр совхоза «Буденновец»), Деревня Кузнецово имела приход в церкви Николая Угодника, которая стоит в совхозе и сейчас там идет служба. Когда были единоличниками сеяли рожь, пшеницу, овес и лен. Где были наши полосы я плохо помню, помню это поле для все единоличников разделенное на полосы, а вот где сеяли лен помню хорошо – это на краю оврага, а возле рос дуб, а картошку – где сажали помню поле за оврагом, который назывался в деревне вторым, а первый был возле колхозной конюшни и скотного двора. Капусту сажали возле «куликова» болота, на этом месте сейчас какое-то фермерско

В 1930 или 1931 году в деревнях стали организовывать колхозы. В нашей деревне организовался колхоз и назвали его имени «2- ой Пятилетки», но в деревне не все вступили в колхоз, а жили единоличными хозяйствами, в том числе и наша семья, то есть семья деда Захара. Была выделена земля для ведения хозяйства и ее обрабатывали самостоятельно. Дед Захар умер в 1934 году и его похоронили на кладбище в Даниловском. (сейчас центр совхоза «Буденновец»), Деревня Кузнецово имела приход в церкви Николая Угодника, которая стоит в совхозе и сейчас там идет служба.

Когда были единоличниками сеяли рожь, пшеницу, овес и лен. Где были наши полосы я плохо помню, помню это поле для все единоличников разделенное на полосы, а вот где сеяли лен помню хорошо – это на краю оврага, а возле рос дуб, а картошку – где сажали помню поле за оврагом, который назывался в деревне вторым, а первый был возле колхозной конюшни и скотного двора. Капусту сажали возле «куликова» болота, на этом месте сейчас какое-то фермерское хозяйства.

В 1934 году в стране началась сплошная коллективизация и всех единоличников стали брать в колхоз.

В 1938 году отец ушел работать в город и работал возчиком в артели и возил на лошади Васька товар, который делали в артели (это тесьма, кисточки, пуколька) на покраску на фабрику им. «1 Мая» и в Поддубки, на станцию для отправки в Москву. Возил из леса дрова для конторы и мастерских, летом заготавливал сено для лошади. В летнее время лошадь содержалась у нас в деревне, а зимой в городе в конюшне возле конторы на Старомосковской улице, дом 7.

Отец хоть и ушел работать в город, но мы все равно были колхозниками, мать работала в колхозе (это значит выполняла разные работы- летом посадка картошки, капусты, моркови, свеклы, репы, турнепса и уход за ними – поливка, прополка и уборка). В сенокос сушили сено (это после косьбы мужчинами, да и сами женщины ходили косить, сено нужно ворошить для просушки, а высохшее сгребать в копны, а если заходил дождь также сгребать в копны а после рассыпать для просушки, высохшее сено убирали в сараи или в стога. Во время уборки зерновых, после косьбы жнейкой вязали снопы и возили на ригу под крышу, или складывали на гумне скирдами. Во время молотьбы молотилкой работали возле нее – отгребали зерно, веяли его веялкой, засыпали в мешки для отвоза в амбар. Подавали снопы молотильщику, отгребали от молотилки солому, которую отвозили в сторону в ометы. А зимой занимались переборкой картошки в хранилище для продажи и на семена для посадки, веяли для посева зерно в амбаре. Летом жали рожь, пшеницу серпом, не все зерновые жали жнейкой, а комбайн появился в нашем колхозе, наверное, только в 1940 году и то не везде он мог работать. Поля были неудобные для него, клочками, вот здесь и жали серпом.

Теперь о жизни нашей в деревне, да и в городе. Дом был без перегородок, в правом углу стояла русская печь. Она стояла не вплотную к стене и там был закуток, в котором держали теленка после отела коровы. На дворе его нельзя было держать – холодно. Над закутком были сделаны полати, на печи и на полатях спали, там было не только тепло, но иногда даже жарко. Это после того, как пекли хлеб или пироги, печку сильно натапливали чтобы испечь хлеб. Топили для этого березовыми дровами – от них больше жару и дольше держатся угли. Кровать была одна, на ней спали кто-нибудь их младших братьев, а все остальные на полу. Для этого были постельники набиты соломой (солому каждую осень меняли), подушки были не для каждого поэтому клали под голову старую одежду. Одеялом укрывались лоскутным (сшитым из лоскутов) одним на двоих или чем-нибудь из одежды – шубой, полушубком и даже зимой в сильный мороз – тулупом. В левом переднем углу дома стоял стол, на котором обедали, вверху была божница. На зиму для тепла делали маленькую печку, по дому были проведены железные трубы к трубе большой русской печки, когда затопишь маленькую печку по трубам идет тепло и в доме сразу станет тепло, на то что от русской печки – пока ее прогреешь. В маленькой печке или как говорят – времянке –пекли картошку на ужин и ели ее с солью или капустой кислой, если были огурцы – с солеными огурцами или грибами без масла.

На день после сна постель выносили в сени, а на ночь приносили и стелили на полу. Летом в жаркое время спали в сенях.

Первая часть воспоминаний находится тут - https://dzen.ru/a/aPcpJbMqPHUSc71o

Вторая часть воспоминаний находится тут - https://dzen.ru/a/aPsc4bJqOAqAG4tk

Третья часть воспоминаний находится тут - https://dzen.ru/a/aP-XVbGvNGQvCX5T

Четвертая часть воспоминаний тут - https://dzen.ru/a/aQO0VKoc2hzBzoW4

Пятая часть воспоминаний находится тут - https://dzen.ru/a/aQzFkk_apUv9HXW0